Сергей ЧерноволенкоSoftline
CNews: Каких результатов удалось добиться группе компаний Softline в прошедшем году и какими важными событиями он запомнился?
Сергей Черноволенко: Мы добились отличных показателей даже в непростом для всех 2020 году. По итогам финансового года, закончившегося 31 марта 2021 г., оборот нашей группы компаний увеличился на 8,9% и составил $1,8 млрд. Также важным для нас событием стало открытие представительства компании в Лондоне, из которого уже осуществляется управление бизнесом Softline за пределами России. Также мы открыли первый офис на африканском континенте — в Каире.
Среди ключевых достижений года могу выделить увеличение доли международного бизнеса до 40% как за счет органического роста, так и за счет значимых M&A-сделок. Например, в 2020 мы объявили о покупке контрольной доли в немецкой компании Softline AG, специализирующейся на ИТ-консалтинге в сферах управления программными и ИТ-активами (SAM/ITAM), облачных технологий, информационной безопасности, а также технологий цифрового рабочего пространства. Тем самым команда ГК Softline пополнилась более чем 200 ИТ-консультантами и усилила присутствие на рынках Германии, Нидерландов, Бельгии и Великобритании.
Ранее мы подписали соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве на глобальном рынке высоких технологий с ICL Services. Так мы дополнили свой портфель такими услугами как end user services. Это уже дало нам плоды и позволило увеличить количество реализуемых масштабных международных проектов.
В январе 2021 года мы приобрели индийскую ИТ-компанию Embee, специализирующуюся на предоставлении облачных услуг, лицензировании программного обеспечения, а также сервисах в сфере кибербезопасности и системной интеграции. Тем самым мы значительно усилили позиции на одном из самых быстрорастущих рынков мира. Я верю, что такой альянс в будущем сделает группу компаний Softline одним из лидирующих партнеров по объему продаж Microsoft в Индии.
CNews: Какие бизнес-направления стали наиболее успешными?
Сергей Черноволенко: Наибольший рост по итогам 2020 финансового года показало направление облачных технологий — 47%. Конечно, возникшая на фоне пандемии острая потребность в удаленных сервисах послужила толчком к росту спроса на облачные услуги. При этом популярностью пользовались не только сервисы крупных зарубежных провайдеров, но и собственное облако Softline Cloud. Но рыночная конъюнктура не единственная причина такого взрывного роста. Этот прорыв был бы невозможен без наличия широких компетенций у нашей cloud-команды и международной экспертизы. Мы первая и пока единственная компания на российском рынке облачных услуг, обладающая многолетним опытом в реализации международных проектов. К слову, все это позволяет нам оставаться на первом месте среди российских поставщиков IaaS в ежегодном рейтинге CNews, и на втором — среди крупнейших отечественных поставщиков SaaS.
Другим успешным направлением Softline остается кибербезопасность. Массовый переход к удаленному формату работы дал стимул развитию ИБ-аутсорсинга и потреблению ИБ-решений по модели подписки. Помогая клиентам переходить на дистанционный формат работы, наши эксперты не только подбирали и внедряли решения, обеспечивающие эффективную работу домашних офисов, но и брали на себя техническое сопровождение работы ИБ-систем. Так, заказчики или передавали нам на аутсорсинг обслуживание отдельных подсистем ИБ, или полностью переходили на аутсорсинг информационной безопасности с подключением облачного Security Operation Center (SOC). Мы зафиксировали уверенное увеличение спроса на cloud-услуги в области ИБ у нашего Центра мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности SOC, открытого Softline в Индии в 2020 году.
Не могу не отметить также, что в 2020 году нам удалось значительно усилить глобальный центр компетенций по заказной разработке. В частности, к нашей команде присоединилось около 200 сотрудников в трех российских Центрах Разработки с экспертизой в ряде ключевых отраслевых вертикалей. Это стало возможным благодаря приобретению у группы компаний «Аплана» бизнеса по аутсорсингу разработки программного обеспечения. В результате общее количество таких специалистов в группе компаний Softline составило 500 человек. Теперь наша задача на ближайшую перспективу — довести число профильных специалистов до двух тысяч, выстроить масштабируемый процесс разработки и распространить эту практику на зарубежные рынки.
CNews: В «пандемийном» году особым спросом у бизнеса пользовались облачные услуги и ИБ-сервисы, что естественно. Аналогичные данные мы наблюдаем и у других ИТ-игроков. А были ли у вас какие-то уникальные продукты и услуги, которые «выстрелили» на фоне пандемии?
Сергей Черноволенко: Я бы назвал два таких сервиса, которые стали популярными в 2020 году и сейчас продолжают пользоваться высоким спросом. Это Softline Finance и платформа CloudMaster.
Softline Finance — это собственная финансовая программа Softline, которая дает возможность нашим российским клиентам оплачивать поставки оборудования и услуг в рассрочку. Компании, которые воспользовались программой в прошлом году, смогли оперативно организовать удаленный формат работы без необходимости единовременного вывода крупных средств из оборота и без обращения к кредитным организациям. К слову, мы реализуем Softline Finance без поддержки банков и других финансово-кредитных учреждений, поэтому не требовали залога или поручителей, что обеспечило доступность нашей услуги и высокий интерес к ней.
Другой наш продукт, который оказался востребованным практически сразу после запуска — это CloudMaster. Как раз в начале прошлого года мы очень вовремя стартовали с собственной многофункциональной платформой для управления облаками — CloudMaster. Отмечу, что аналогов этому уникальному продукту в России нет. Основное преимущество платформы в универсальном наборе инструментов для организации мультиоблачного управления и самообслуживания. Решение позволяет нашим заказчикам самостоятельно управлять произвольным набором облаков в одном окне, консолидировать биллинг, повышать прозрачность контроля за бюджетом и автоматизировать провижининг. По словам наших клиентов CloudMaster позволяет им экономить до 30% от общих затрат на облачную инфраструктуру.
CNews: Облака стали неотъемлемой частью большинства инструментов, используемых бизнесом, но многие российские заказчики все еще испытывают недоверие к ним. Как его преодолеть?
Сергей Черноволенко: Работая в более чем 50 странах мира, мы видим, что уровень проникновения облачных технологий на российском рынке все еще отстает от развивающихся. Однако опыт, полученный в процессе перехода на удаленный формат работы, однозначно открыл рынку новые перспективы для роста. Даже если такие решения по каким-то причинам раньше не применялись. Как таковой переход в облака зачастую не требует первоначальных затрат. Именно этот фактор стал одним из серьезных аргументов в пользу облачных технологий в 2020 году даже для тех, кто критично относился к их использованию в предыдущий.
Облачные сервисы, это уже не просто тренд, а новая реальность, смена парадигмы работы бизнеса. Спрос на облака будет не просто устойчивым, а нарастающим. Я уверен, что те, кто уже оценили преимущества использования облаков, продолжат работать с ними. А компании, которые еще не перешли в облака, скорее всего будут очень активно направлены туда самим рынком, так как стоимость использования облачных технологий с каждый годом становится все доступнее.
CNews: Вы неоднократно подчеркивали, что Softline, как глобальный провайдер ИТ-решений и сервисов, имеет сильные позиции на международном рынке. Сможете привести несколько примеров реализованных вами проектов за пределами России?
Сергей Черноволенко: Конечно. Чаще всего в прошлом году клиенты обращались к нам с просьбой оперативно организовать эффективную удаленную работу для своих сотрудников. Так, одному из крупнейших банков Индии, в котором трудятся 20 000+ сотрудников, мы помогли быстро развернуть виртуальные рабочие столы Windows в Azure. Еще одним проектом, реализованным в Индии нашей командой, стала разработка уникального приложения в Microsoft Teams для одной из крупнейших страховых компаний. Наше решение позволило отделу продаж в новых «пандемийных» реалиях сохранить высокий процент успешных сделок и повысить удовлетворенность клиентов. Повысить конверсию продаж с нашей помощью смог и автомобильный бренд премиум-класса в Турции. Наши эксперты помогли дилерским центрам в реализации уникального сервиса виртуального шоу-рума для удаленной покупки автомобилей, который позволяет сконфигурировать автомобиль в среде дополненной реальности и выбрать все компоненты интерьера.
Ряд проектов был реализован и в Бразилии. Например, для крупнейшей компании финансового сектора Softline успешно провела оптимизацию серверной инфраструктуры с проектом SAM: на момент старта проекта клиент эксплуатировал 100 000+ устройств и нуждался в оптимизации действующей инфраструктуры. В результате проекта клиент смог повысить эффективность работы серверного парка и достичь максимально возможный уровень производительности.
В Малайзии, например, для компании Sunway наши эксперты помогли провести миграцию с устаревшей платформы на Microsoft Office 365. Аналогичный проект мы реализовали в Египте для ведущей сельскохозяйственной компании Domiatec Holding в рамках поддержки цифровой трансформации бизнеса был реализован проект по переходу на Microsoft 365 E5. А в Камбодже для представителя финансового сектора в рамках комплексного проекта мы завершили очередной этап — помогли перенести корпоративную библиотеку документов в облако.
CNews: Что нужно учитывать российскому бизнесу при выходе на международные рынки?
Сергей Черноволенко: Важно понимать несколько ключевых аспектов. Емкость многих зарубежных ИТ-рынков, например, таких как Латинская Америка, Индия, Азиатско-Тихоокеанский регион, в разы выше, чем у российского. Вместе с тем, уровень насыщения, технологической зрелости и конкуренции на этих рынках может быть также гораздо выше ожидаемого. Выходить на такие рынки имеет смысл, имея в своем портфеле гибкие и масштабируемые решения на основе цифровых платформ электронной коммерции и/или облачных технологий. Важно обеспечить возможность непрерывно поддерживать конкурентоспособность предлагаемых решений и качественное онлайн-сопровождение пользователей.
Если посмотреть на портрет среднестатистической российской ИТ-компании, успешно работающей на зарубежных рынках, то можно выделить такие характеристики, как здоровые амбиции к освоению новых рынков у топ-менеджеров и акционеров компании, открытость к новым идеям и инновациям, готовность адаптировать модель ведения бизнеса под новые рынки и создавать партнерские экосистемы.
Мне кажется, именно эти качества позволили Softline несколько лет назад выйти на международные рынки и сегодня стать глобальным провайдером ИТ-решений и сервисов в области цифровой трансформации и информационной безопасности, работающим на рынках России, восточной Европы, центральной Азии, Америки, Индии и Юго-Восточной Азии. Мы верны выбранной стратегии, и нашей глобальной целью остается: войти в топ-5 мировых ИТ-лидеров и занять заметное положение на ключевых рынках высоких технологий.
А в ближайших планах на 2021 год — реализация программы M&A и наращивание экспертизы в ключевых направлениях. Помимо увеличения штата разработчиков и укрепления экспертизы в области кибербезопасности, на 2021 год нашим приоритетом остается создание эксклюзивных решений по цифровой трансформации на базе технологий интернета вещей, искусственного интеллекта и RPA.