CNews: Андрей, расскажите, какие ключевые тренды сформировались на глобальном и российском рынках платежных технологий для ритейла?
Андрей Романенко: Я бы выделил несколько основных трендов. Во-первых, продолжается смартизация платежных инструментов. Нам приятно за этим наблюдать, поскольку пять лет назад именно «Эвотор» принес в российский ритейл планшеты на Android. Сейчас эта история активно развивается, появляются новые умные устройства для автоматизации бизнеса, расширяется их функционал. Вторая важная тенденция — развитие мобильных платежных решений, связанное с ростом e-commerce и увеличением нагрузки на курьеров.
В ближайшем будущем ждем роста популярности решений с использованием биометрии. С их помощью уже в этом году можно оплачивать покупки «по лицу». Конечно, пандемия сильно замедлила развитие отдельных отраслей, но спрос на ИТ-решения не просел, потому что потребность в автоматизации только возрастает.
CNews: Справедлив ли для рынка онлайн-касс общий ИТ-тренд на построение технологических экосистем? Какие преимущества и недостатки для бизнеса таит в себе такая практика?
Андрей Романенко: Экосистемы помогают решать максимум задач клиентов. Именно эта идея когда-то легла в основу создания компании «Эвотор». Поэтому еще на первых этапах мы решили, что сами производим только базовое ПО, а все остальное могут создавать внешние разработчики и размещать в маркетплейсе. На рынке технологий для ритейла этот экосистемный подход никто не повторил, и я не думаю, что это в принципе возможно: в нашем маркетплейсе «Эвотор.Маркет» уже больше 850 приложений и сервисов, созданных тысячами разработчиков.
Собрать такое комьюнити — непростая задача, в решение которой мы инвестировали очень серьезные средства на протяжении всех пяти лет. Но это того стоило.
CNews: В последние годы много говорят о готовности рынка SaaS показать очень серьезный рост в наиболее технологичных сегментах рынка. Происходит ли это в ритейле?
Андрей Романенко: Мы помогаем малому бизнесу конкурировать с большим ритейлом. А это можно сделать только благодаря SaaS, потому что у компаний из СМБ-сегмента нет миллиардов рублей на автоматизацию. Мы долго ждали, когда SaaS в России станет реальностью, несколько лет строили профильную платформу, и в итоге получили рост оборота облачных сервисов в 2020 году в 2,5 раза. Выручка «Эвотора» от SaaS составила около 1 млрд рублей. Конечно, внутри страны на SaaS-рынке таких компаний пока не так много, но это вопрос времени.
CNews: Перемены, о которых вы говорите, как-то поменяли положение лидеров на рынке и тех, кто находится в числе догоняющих?
Андрей Романенко: Нет, ландшафт рынка сформирован, и он достаточно стабилен. Четыре игрока занимают сейчас 80%. Мы ожидаем, что компании, десятки лет «сидевшие» в ФР-сегменте, будут потихоньку сдавать свои позиции по мере роста популярности умных устройств и облачных решений.
CNews: Но при этом вы нашли для себя определенные точки роста, в которых оказались, может быть, даже эффективнее, чем вы сами ожидали?
Андрей Романенко: Это вопрос грамотного стратегического развития. Нам удалось набрать клиентскую базу и вывести на рынок платформу облачных решений. В рамках новой 4-летней стратегии наша задача — открыть эту цифровую платформу для всех сегментов бизнеса в ритейле товаров и услуг.
В этом году мы начинаем экспансию в сегменты крупного, среднего бизнеса и e-commerce. Для крупного бизнеса скоро представим умный фискальный регистратор «Эвотор.Power». Это многофункциональное устройство с тачскрином, один смарт-ФР заменяет полноценную POS-систему. Первая партия поступит на торговые точки в июне-июле, а пока мы проводим тестирование и переговоры с сетями.
В электронную коммерцию мы вышли с «Мобильным кассиром», который превращает смартфон курьера в кассу. Большую ставку делаем на облачную фискализацию. Это огромный, молодой рынок, и мы рассчитываем завоевать на нем существенную долю. По закону практически все продавцы должны фискализировать платежи. Пока же, по нашим оценкам, это делают только 15% интернет-магазинов. Рынок e-commerce будет обеляться, спрос на решения для онлайн-фискализации также ждет рост.
CNews: Каким образом на вас отражается политика импортозамещения? Насколько успешной вы ее считаете?
Андрей Романенко: Импортозамещение можно будет считать успешным тогда, когда в стране появится массовый российский смартфон. В целом же, с точки зрения софта перспективы российских разработчиков выглядят туманными, поскольку уж очень хороши конкуренты, и чтобы создать второй Microsoft нужны десятилетия.
С точки зрения железа, к сожалению, пока похвастать тоже нечем. На рынке нет полупроводников и процессоров, сопоставимых с западными аналогами. Получается замкнутый круг. Развивать импортозамещение нужно, но это очень маленький рынок, пожалуй, не больше 1% от мирового. Поэтому стоимость отечественных решений получится в разы выше зарубежных.
Вместе с тем, профильные ведомства — Минпром и Минцифры — сейчас ведут активную работу по развитию отечественной микроэлектроники и поддержке российских ИТ-разработчиков, и мы министерства в этом очень поддерживаем.