CNews: Какие основные тренды российского рынка в сфере LegalTech наиболее актуальны в последнее время?
Алексей Пелевин: Рынок LegalTech сейчас на подъеме, можно выделить как минимум четыре причины его стремительного роста.
Во-первых, это стремление к рациональному использованию ресурсов в большинстве компаний, которые с 2008 года находятся в непрерывном состоянии экономического кризиса. Эта ситуация привела к повышению нагрузки на юридический сектор при сохранении примерно того же бюджета на обеспечение работы юристов.
Во-вторых, в игру вступают более молодые игроки с современным мышлением — новое поколение юристов, выросшее в развитой техногенной среде. Без современных технологий они не представляют не только свою личную, но и профессиональную жизнь. А такой подход, безусловно, создает благоприятную среду для развития и укрепления рынка LegalTech.
В-третьих, сфера бизнеса придерживается общего тренда на автоматизацию. Особенно это заметно на примерах деятельности крупных корпораций. Этот тренд распространяется и захватывает и юридическую среду.
В-четвертых, из-за нестабильности экономической и социальной среды, в которой мы живем, повышаются требования к скорости производственных, финансовых, управленческих, а также юридических процессов. В правовом пространстве это затрагивает изменение нормативного регулирования.
Кроме того, беспрецедентная автоматизация арбитражных судов навсегда изменила сознание и отношение практикующих юристов к технологиям. Буквально за 10 лет юристы, у которых в арсенале были только справочные системы и Word, превратились в специалистов, «вооруженных» огромным количеством решений, снижающих число рутинных операций и помогающих принимать эффективные решения. Основной тренд сейчас направлен на комплексную автоматизацию юридических департаментов. Сегодня юрист, довольствующийся прежним минимальным набором инструментов, — такая же редкость, как, например, бухгалтер, ведущий учет доходов и расходов вручную в бухгалтерской книге.
CNews: С какими вызовами сталкиваются компании, вовлеченные в юридические процессы? Как технологии помогают их преодолевать?
Алексей Пелевин: Большинство крупных компаний почувствовали увеличение требований к юридическим департаментам. С одной стороны, финансовые кризисы увеличивают количество судебных споров между компаниями. С другой — юридическая функция является сопровождающей для бизнеса, здесь важно уметь очень быстро адаптироваться, особенно в условиях ограниченных ресурсов.
От юристов сейчас ждут, что они будут работать все больше и все лучше, но увеличивать расходы на финансирование юридических департаментов, согласно опросам, собираются немногие. Выход — в технологиях.
К основным задачам, с которыми очень хорошо справляются ИТ, можно отнести снижение числа рутинных операций и влияния человеческого фактора, а также обработку огромных массивов информации и принятие решений.
Автоматизация работы юристов уже давно заключается не в заполнении многостраничных электронных документов вместо многостраничных бумажных. Например, у одного из наших клиентов, юридического департамента «Тинькофф Страхование», 90% информации по делам не вносится вручную, а заполняется автоматически благодаря интеграции с несколькими источниками и базами данных. Они также вдвое ускорили сопровождение исполнительного производства и полностью исключили пропуски судебных заседаний.
Таким образом, благодаря технологиям, юристы могут освободиться от рутины и сфокусироваться на сложных юридических задачах.
Одна из наших разработок дает возможность запустить юридический портал самообслуживания и переложить простые задачи с юристов на сотрудников организации. Прямо сейчас мы пилотируем проект для крупнейшего в России телеком-провайдера «Ростелеком». Инновационная система с рабочим названием «Юристы 2.0» объединит 130 000 сотрудников компании и позволит им получать необходимую правовую поддержку в режиме 24/7. Уже сейчас сотрудникам доступны юридические консультации ИИ-чатбота и составление типовых документов на базе конструктора.
CNews: Насколько серьезен рынок решений LegalTech в России? Как изменяется с течением времени объем этого рынка?
Алексей Пелевин: По экспертным оценкам и прогнозам нескольких авторитетных специалистов, объем глобального рынка LegalTech к 2023 году составит около $30-35 млрд. Доля российского рынка в этом показателе составит около 15 млрд. рублей. При схожем уровне проникновения технологий в жизнь юристов, в США размер рынка составит $15 млрд. Это значит, что нам есть куда расти.
Мы отмечаем огромный всплеск интереса к этой сфере в пост-ковидную «эпоху». Сегодня количество игроков на российском рынке LegalTech-решений измеряется десятками, однако тех, кто делает что-то стоящее, от силы несколько штук. Мы были первыми, кто начал осваивать эту сферу еще в 2008 году, и до сих пор находимся в числе лидеров и задаем тренды.
CNews: Присутствуют ли на российском рынке решений для юристов зарубежные игроки? Насколько сильны их позиции?
Алексей Пелевин: Крупнейшие иностранные компании, такие как Thomson Reuters и Lexis Nexis, активно развивали бизнес в России 5-6 лет назад. Однако после появления реестра отечественного ПО крупнейшие российские компании отдают предпочтение прежде всего местным вендорам. Сегодня в сегменте LegalTech иногда можно встретить решения, реализованные на Oracle Siebel, Microsoft или Atlassian — но это, скорее, исключения.
Очевидно, что российские решения заметно превосходят иностранные разработки не только благодаря лучшему пониманию отечественных реалий юридических процессов, но и из-за лучшей проработки технической части и пользовательских интерфейсов.
CNews: Pravo Tech — одна из компаний с наиболее широкой линейкой решений. Как они видоизменяются с течением времени? Какие потребности бизнеса приходится учитывать в первую очередь?
Алексей Пелевин: Отрасль LegalTech — очень широкая и неоднородная. Она включает в себя различные направления — от, например, судебно-претензионной работы и управления объектами интеллектуальной собственности до проведения комплаенс-проверок или договорной работы.
Я думаю, Pravo Tech отличается от конкурентов тем, что нашим клиентам мы предоставляем возможность именно комплексной автоматизации юридической функции. Нашими клиентами являются многие представители топ-50 российских банков, 4 основных мобильных оператора в стране, крупнейшие российские и международные компании, правительственные учреждения и министерства. И комбинация продуктов и задач, которые все они решают с помощью этих продуктов, серьезно разнятся от организации к организации.
При этом, безусловно, одним из ключевых драйверов развития наших продуктов являются запросы клиентов. Таким образом, можно сказать, что мы объединяем опыт сотен тысяч юристов, чтобы помогать организациям быстрее адаптироваться к условиям постоянно меняющегося мира.
Основа наших продуктов — 5 ключевых ценностей. Это, во-первых, удовольствие от использования — мы делаем по-настоящему удобные и дружелюбные интерфейсы. Второе — бесконечная креативность: наши клиенты могут реализовать свои самые смелые идеи. Третья ценность — постоянное улучшение. Компания может менять бизнес-процессы и экспериментировать с ними хоть каждый день. Четвертый важный пункт — гиперавтоматизация. Все, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано. И, наконец, пятая ценность — возможность работать откуда угодно, без этого сложно представить себе современный мир.
Для внедрения и настройки наших продуктов не требуются специальные навыки, и это тоже продиктовано запросами рынка. Большинство вендоров под комплексной автоматизацией понимают набор коробочных решений для разных департаментов. Такие продукты заточены под некие усредненные задачи, и малейшее отступление от заложенного в них сценария требует привлечения разработчиков. А это — долго и дорого.
Мы верим, что будущее — за low-code-решениями. Это подтверждают примеры наших клиентов, например, ЦИС «Сколково» или «Тинькофф Страхование», где внедрение и настройку платформы юристы осуществляли самостоятельно в соответствии с внутренними процессами и особенностями workflow.
CNews: Какие новые продукты вы вывели на рынок в последнее время? Какие из них можно назвать флагманскими?
Алексей Пелевин: Когда история нашей компании только начиналась, основным для нас был продукт Casebook, предназначенный для автоматизации судебной работы, контроля компаний и проявления должной осмотрительности.
В последний год мы отмечаем огромный рост популярности платформы Case.one — универсального конструктора, который можно кастомизировать под любые юридические функции, будь то управление жизненным циклом контракта с момента возникновения заявки до точки отслеживания гарантийных обязательств, или управление активами компании — интеллектуальной собственностью, недвижимостью, другим имуществом.
Также возможности этой платформы позволяют запустить юридический портал самообслуживания и существенно снизить нагрузку на юридический департамент. Среди крупнейших компаний, которые уже оценили возможности такого подхода — ритейлер «Магнит» с 210 000 сотрудников и «Ростелеком» со всеми территориальными филиалами.
CNews: Готова ли компания расширять свой портфель с сегмента LegalTech на другие направления? Какие?
Алексей Пелевин: Не просто готова! Мы уже активно работаем в этом направлении. Например, на базе нашей платформы Case.one, которая пришла на смену Oracle Siebel, был автоматизирован процесс урегулирования убытков в «Ренессанс страховании». Ожидаемая ежегодная экономия составит 180 млн рублей. Среди других проектов стоит упомянуть платформу, управляющую фермой, которая выращивает сверчков во Вьетнаме, и платформу, собирающую полевые данные о деятельности НКО для Министерства юстиции.
В долгосрочной стратегии компании делается акцент на выход за пределы рынка LegalTech, и большое количество успешно реализованных нами проектов в разных индустриях доказывает потенциал платформы. Мы не случайно выбрали для себя эту стратегию, потому что потолок рынка LegalTech в России уже виден, а наша цель — занять ведущие позиции в автоматизации на одном уровне с «1С» или SAP в России.
CNews: Используете ли вы сами в своей работе решения, которые разрабатываете для бизнеса? В чем ценность такой практики для разработчика?
Алексей Пелевин: В ИТ-индустрии считается очень хорошим знаком, когда компания сама пользуется созданными ею продуктами. И мы очень гордимся, что все бизнес-процессы в Pravo Tech автоматизированы с помощью нашей платформы. Сюда входит управление бюджетированием компании и жизненным циклом продуктов, ITAM для управления ИТ-активами компании, CRM для продаж, HRM для управления подбором и процессами социократии, а также service desk для приема и обработки обращений пользователей. Около года назад мы полностью отказались от всех сторонних платформ и внедрили везде наше решение.
Такая практика позволяет сотрудникам, пользуясь продуктом, делать его максимально удобным, понятным и простым, примерять на себя роль пользователей, оперативно выявлять и устранять шероховатости продукта. Сейчас можно с уверенностью сказать, что производительность нашей компании за время использования собственной платформы кратно выросла.
CNews: Каким образом российские компании из вашей сферы представлены на международных рынках? Есть ли у вас планы экспансии? О каких регионах мира может идти речь в первую очередь?
Алексей Пелевин: На сегодняшний день российские LegalTech-компании практически не представлены на международном рынке. Хотя наша команда, в которой работают более 300 сотрудников, точно входит в топ-10 крупнейших LegalTech-компаний мира. В 2017 году мы уже делали попытку выйти на американский рынок: она не стала удачной, но позволила нам получить важный урок. В 2021 году мы планируем повторить эту попытку.
Впрочем, и сейчас у нас есть несколько международных клиентов, например Ingersoll Rand или «Красный крест». Мы доказали, что наш продукт подходит не только для российских юристов.