Российский ИТ-рынок показывает уверенный рост. Эксперты считают, что по итогам 2024 г. его объем достигнет ₽3,5 трлн. Один из наиболее динамичных сегментов — ИТ-услуги. Как и в прошлые годы стимулом развития сегмента ИТ-услуг остается процесс импортозамещения. Кадровый голод и дефицит экспертизы — все это вкупе повысило спрос на услуги крупных интеграторов, обладающих необходимыми компетенциями. К ключевым проблемам этой отрасли игроки рынка относят недостаточное количество квалифицированных специалистов: инженеров первой линии поддержки, DevOps-инженеров, а также технологическое отставание.
Первая пятерка: смена позиций
CNews Analytics опубликовал ежегодный рейтинг «Крупнейшие поставщики ИТ-услуг 2023». В исследовании приняли участие 116 компаний, в 2022 г. их было 100. Топ-60 поставщиков ИТ-услуг в 2023 г. заработали ₽349 млрд. Это на 2,3% больше, чем в 2022 г. На топ-10 приходится 67,5% общей выручки. «МТС Диджитал», участвовавший в прошлогоднем рейтинге под брендом «МТС», сохранил лидерскую позицию. Компания значительно опережает других участников рейтинга по выручке, заработав в 2023 г. ₽120,6 млрд, тогда как в 2022 г. она получила ₽87,7 млрд. Позитивная динамика — 37%. На втором месте все так же «Лига Цифровой Экономики» с результатом в ₽26,6 млрд, что на ₽1,3 млрд больше, чем в 2022 г. Рост выручки составил 5%. Третье место заняла компания «Айтеко», поднявшись на две позиции и получив ₽21,1 млрд против ₽15,5 млрд в 2022 г., выручка увеличилась на 36%. На четвертой — «Инфосистемы Джет», за 2023 г. они заработали ₽19,6 млрд, что на ₽204 млн меньше, чем годом ранее. Отрицательная динамика наблюдается в пределах 1%. С четвертого на пятое место опустилась IBS с результатом в ₽15,8 млрд. За 2022 г. компания заработала ₽17,7 млрд. Падение выручки составило 10%.
Российский рынок ИТ-услуг: оценки и прогнозы экспертов
Отечественный ИТ-рынок, в частности, сегмент ИТ-услуг, после пережитых в 2022 г. событий продолжает развиваться. Опрошенные CNews эксперты говорят, что ситуация стабилизировалась. Коммерческий директор компании «Сбербанк-Сервис» Анна Рудер отмечает, что последние два года системообразующие предприятия и рынок в целом стремятся стать технологически независимыми, процесс импортозамещения ускоряется, государство усиливает свою роль в развитии ИТ-рынка. «Благодаря этому, объем рынка, согласно мнениям экспертов, к концу 2024 г. составит ₽3,5 трлн и продолжит расти в следующие 3–5 лет», — утверждает собеседник CNews.
Подобной позиции придерживается и директор департамента комплексной поддержки компании «Инфосистемы Джет» Максим Ткачёв. Он считает: крупные интеграторы доказали, что на их стороне работают сильные команды с глубокой экспертизой, которая оказалась очень ценной на фоне ухода зарубежных партнеров. «Помимо этого за два года они перестроили свою логистику, подстроили бизнес-процессы под текущие реалии, а также пересмотрели ценообразование на фоне стихийной конкуренции, которая наблюдалась в 2022–2023 гг.», — констатирует эксперт.
По его оценкам, рынок ИТ-услуг сейчас демонстрирует уверенный рост: по итогам 2024 г. объемы увеличатся на 27–30%, сервисный сегмент уже показывает прирост в размере 24% по сравнению с 2023 г. Катализатором повышения спроса на услуги крупных интеграторов, которые обладают необходимыми компетенциями, становится дефицит экспертизы, обусловленный сразу несколькими факторами: недостатком кадров и уходом западных вендоров.
«За последние два года рынок ИТ-услуг в России претерпел значительные изменения. Сейчас уже очевидно, что «окно неопределенности» в отношении возможного возвращения западных поставщиков закрылось, а продление ресурсов неподдерживаемого иностранного инфраструктурного ПО становится практически невозможным для пользователей. Это стимулирует отечественные компании активнее развивать собственные решения и переходить на них», — резюмирует вице-президент по продажам компании «Ситроникс» Дмитрий Машин. Он указывает на то, что среди клиентов из сегмента B2B растет спрос на зрелые российские продукты. Эксперт считает, что на отечественном рынке наблюдается избыток решений, разработанных под узкие задачи одного заказчика. Проблема заключается в том, что такие решения не всегда могут отвечать потребностям другого бизнеса. Необходимы универсальные для их последующего тиражирования. Вице-президент по продажам «Ситроникс», говоря о темпах роста российского рынка ИТ-услуг, предлагает ориентироваться на несколько сценариев развития, но с опорой на темпы роста в странах БРИКС.
Тем не менее, согласно исследованиям компании «Ситроникс», эксперт по итогам 2024 г. прогнозирует рост сегмента Hardware на 20%, а его драйверами считает спрос на разработку собственной ИТ-инфраструктуры, создание центров обработки данных (ЦОД). В сегменте ПО рост более умеренный — порядка 15%, здесь позитивными факторами стали развитие ИИ и больших данных, рост потребности в цифровизации бизнес-функций.
«Кроме того, мы фиксируем увеличение числа инсорсинговых компаний: в 2024 г. их уже более 250, тогда как в 2020-м — около 190. Мы прогнозируем 15% рост сегмента, в денежном эквиваленте, по итогам 2024 г. Большинство таких компаний (примерно 50%) ориентированы на внутренние потребности материнской организации, а их выход на рынок часто сопряжен с барьерами», — делится вице-президент по продажам «Ситроникс» Дмитрий Машин.
«Одним из самых ресурсоемких проектов в любой компании является внедрение ERP. В крупных компаниях в такие проекты вкладывали десятки и даже сотни тысяч человеко-дней. Поэтому уход SAP с российского рынка вызвал глобальный сдвиг. Теперь компании, которые мигрируют на 1С или на какие-либо собственные разработки, тратят огромные ресурсы, привлекают большие команды на подобные миграции. Соответственно, значительно подскочили расценки на рынке 1С-разработки, и теперь тут тарифы, которые зачастую «САПерам» и не снились», — отмечает Юлий Гольдберг, руководитель направления GlowByte. Спикер считает, что такие проекты создаются не на один год, поэтому они в течение длительного времени смогут поддерживать и двигать экономику отечественного рынка ИТ-услуг.
Ключевые тренды российского рынка ИТ-услуг: драйверы и барьеры
На рынке ИТ-услуг наблюдается немало трендов, но опрошенные CNews эксперты выделяют из них несколько основных. К одному из них игроки рынка относят значительное повышение интереса к платформам для развертывания приложений и управления их жизненным циклом. «DevOps, ModelOps и другие становятся все более насущной потребностью по мере усложнения архитектуры приложений. В основе простой, казалось бы, системы зачастую может быть более десятка различных open source и проприетарных компонент», — обращает внимание руководитель направления GlowByte. Все это нуждается в верной установке и настройке, обеспечении «гладкого обновления и решении множества вопросов информационной безопасности и отказоустойчивости». По мнению Юлия Гольдберга, хотя к текущему моменты есть хорошие инструменты развертывания, на DevOps-инженеров по-прежнему наблюдается высокий спрос на фоне их дефицита.
На этот барьер указывает еще один эксперт. «В связи со сложившейся ситуацией в разрезе сервисного бизнеса наиболее востребованными услугами стала поддержка импортных (оборудования и ПО), а также отечественных решений. В сегменте ИТ-аутсорсинга наибольшим спросом пользуются мониторинг и аутсорсинг СУБД, а также услуги поддержки DevOps-решений. На рынке наблюдается острая нехватка специалистов различных профилей: от DevOps-инженеров до инженеров первой линии поддержки, и удаленная работа лишь частично решает эту проблему», — говорит Максим Ткачёв, директор департамента комплексной поддержки компании «Инфосистемы Джет». По его мнению, дефицит кадров, помимо технологического отставания, стал еще одним препятствием, тормозящим развитие рынка ИТ-услуг. Несмотря на то, что в России существует немало образовательных программ, позволяющих получить компетенции в сфере ИТ, это в полной мере не решает проблему кадрового голода. Спикер отмечает, что на рынке наблюдался приток «джунов», но это не привело к восполнению количества специалистов уровня middle и senior.
Игроки рынка отмечают, что сейчас происходят существенные изменения в области ИТ. Они связаны с появлением LLM-технологий, которые, по мнению Юлия Гольдберга, руководителя направления GlowByte, могут оказывать существенное влияние на скорость разработки в самых разных областях — от фронт-офисных задач до обработки больших данных. «Мы работаем в одной из самых инновационных отраслей, поэтому не можем отсиживаться и ожидать, что кто-то научится использовать LLM в ИТ-бизнесе и мы потом подключимся к уже готовому. Так недолго и проиграть. В нашей компании, например, фактически происходит массовое приобщение всех сотрудников к новым возможностям. Самые современные и мощные LLM-инструменты доступны любому сотруднику», — делится эксперт.
К основным драйверам рынка крупнейшие поставщики ИТ-услуг по-прежнему относят импортозамещение. Они отмечают, что все больше компаний переходят на российские решения или Open Source. «При этом миф о дешевизне и простоте Open Source развеян практикой: профессиональное обслуживание и доработка кода становятся критичными при возникновении инцидентов. Это повышает спрос на экспертизу, тестирование и комплексное сопровождение ИТ-систем. Процесс импортозамещения активно затрагивает и «железо»: в 2024 г. замещение высокопроизводительного оборудования (hiend) происходило более быстрыми темпами, чем в прошлом году: приблизительно в 2–3 раза», — говорит Максим Ткачёв, директор департамента комплексной поддержки компании «Инфосистемы Джет». Эксперт указывает, что на объеме рынка положительно сказывается также рост цен на ИТ-услуги. Увеличение стоимости связано с следующими факторами: с дефицитом квалифицированных кадров и с ростом заработных плат, а также количества издержек на запасные части.
В ближайшее время западные поставщики ИТ-услуг не вернутся, эксперты уверены, что «окно неопределенности» закрылось. Отечественные компании стали гораздо активнее развивать собственные решения и осуществлять переход на них. Игроки рынка отмечают, что клиенты B2B-сегмента заинтересованы в развитии и внедрении зрелых российских продуктов. Перед отечественными разработчиками стоит задача — уходить от решений, созданных под узкие задачи одного заказчика, к универсальным.