Спецпроекты

На страницу обзора
Евгений Мартынов, Рег.ру: Фокус на облака подразумевает для хостеров серьезные инвестиции в собственную разработку

Какие вызовы стоят сегодня перед российским рынком облаков, а также какие продукты и сервисы будут развиваться в ближайшее время, рассказал Евгений Мартынов, директор по информационным технологиям облачного провайдера Рег.ру.

Евгений МартыновРег.ру

CNews: Начнем с истории: насколько сильно рынок хостинга трансформировался в «облачный» и к чему движется сейчас?

Евгений Мартынов: Трансформация рынка хостинга в облачный — глобальная тенденция, которую мы до сих пор наблюдаем. По данным РАЭК, в прошлом году объем рынка облачной инфраструктуры оценивался почти в 350 млрд рублей, а объем рынка виртуального хостинга — около 12-13 млрд. Конечно, облачный рынок гораздо более объемный, поэтому хостинг-провайдеры обратили на него внимание и стремятся укрепиться в этой нише. Тем более что хостинговые услуги комплементарны облачным.

Однако, переход к облакам в традиционном смысле доступен совсем немногим игрокам рынка — только крупным и устойчивым. Фокус на облачные сервисы подразумевает серьезные инвестиции в собственную разработку. Поэтому небольшие хостеры до сих пор остаются на текущей ступени, а крупные — движутся двумя разными путями. Одни, оставаясь провайдерами хостинга, развиваются и постепенно наращивают облачный функционал с необходимым минимумом. А другие — трансформируются в облачных провайдеров, и помимо минимальных стандартов развивают и дополняют продукт.

Евгений Мартынов, Рег.ру: Трансформация рынка хостинга в облачный — глобальная тенденция

CNews: А если брать текущий момент: что сейчас можно назвать «современным облаком»?

Евгений Мартынов: Сегодня облачных провайдеров принято разделять по уровню предоставления услуг: IaaS, PaaS, SaaS. А если говорить об инфраструктурной составляющей, то здесь можно выделить, прежде всего, функциональность и продуктовую линейку. Например, предоставление облачных серверов, управление сетями, всевозможные механики хранения, такие как S3 или блочное хранение. Также сюда можно отнести гибкую и прогнозируемую тарификацию. Современное облако представляет собой модель Pay-as-you-go, когда клиент платит за те мощности, которые действительно использует. Кроме того, провайдерам сегодня важно присутствие в нескольких локациях и наличие API. Это своего рода «джентльменский» набор сервисов, без которых провайдеру будет невозможно конкурировать на рынке.

А после этого можно говорить уже о дополнительной функциональности: например, конкретные SaaS-сервисы, Kubernetes as a Kervice (KaaS), Database as a Service (DBaaS), маркетплейсы с предложениями внешних игроков. Конечно же, провайдер сегодня должен заботиться об импортозамещении и разработке собственных решений, аналогичных технологиям VMware и Hyper-V. Это позволит получить максимальный контроль над ПО и не зависеть от зарубежных компаний-поставщиков. Многие российские провайдеры сегодня используют облачные Open-source технологии. Например, в Рег.ру мы используем OpenStack с собственными разработками.

CNews: Как вы оцениваете сегмент «облаков» в РФ и на других развитых рынках по проценту проникновения и по динамике развития?

Евгений Мартынов: Рынок облачных сервисов продолжает расти как в России, так и во всём мире. По данным аналитических компаний, показатели выручки говорят о положительной динамике развития. Мировая отрасль по объему увеличивается быстрее, а по темпу — медленнее. В РФ темпы роста несколько выше, что связано с импортозамещением и низкой насыщенностью рынка.

Востребованность облачных сервисов растет и среди разработчиков, и компаний самого разного размера. Современные подходы к инфраструктуре, коду и программированию, например, low-code и zero-code — способствуют популяризации облачных технологий среди IT-специалистов. Если раньше некоторые сервисы и инструменты были доступны только крупным игрокам с собственной командой разработки, то сегодня их может использовать малый и средний бизнес без серьезных вложений в найм IT-команды. В целом, вектор развития облачного сегмента в России и мире движется в одном направлении — облачные технологии становятся доступными для всё большего числа пользователей.

CNews: А различается ли спрос на «облака» на разных вертикальных рынках?

Евгений Мартынов: Различие может быть в зависимости от отрасли. Некоторые компании, например, из сферы e-commerce, активно экспериментируют с гибкими инфраструктурами и имеют потребность быстро масштабироваться. Конечно, это связано с необходимостью быстрого реагирования на изменения спроса — например, если компании нужно срочно открыть несколько сотен складов или подготовиться к акции и сезону распродаж. Тогда возникает потребность платить только за то, что нужно сейчас. Время выхода на рынок или time to market сокращается — эта потребность становится драйвером использования облака.

Интерес к облачным технологиям проявляют разработчики и банки, производственный сектор и аналитические центры — они понимают потенциал и возможности для оптимизации процессов. Безусловно, эти сегменты — хэдлайнеры в переходе на облачные решения, другие же следуют за ними.

CNews: В каких пределах находится выгода от миграции с on-prem на on-cloud? От чего она зависит кроме «цифровой зрелости» конкретного заказчика?

Евгений Мартынов: Это и time to market, когда нужно быстро получить ресурсы и расти, и то, насколько бизнес готов вкладываться в обслуживание on-prem. Инфраструктуру нужно расширять, масштабировать, проводить мониторинг и повышать безопасность, опять же — оплачивать работу администраторов. Такие затраты не всегда оправданы, особенно если IT-инфраструктура решает специфические бизнес-задачи — тогда выгоднее перенести их в облако. При этом не исключено, что часть процессов останется на физических серверах компании, например, в силу необходимости непрерывности работы и полного контроля, или же ряд задач может быть неоправданно дорого решать в облаке.

При этом триггером для перехода в облако может стать отсутствие необходимого оборудования — если не получается развернуть инфраструктуру на собственных серверах, компании переходят в облачные сервисы.

CNews: В таком случае как выглядит импортозамещение «внутри» инфраструктуры провайдеров?

Евгений Мартынов: Некоторые провайдеры нацелены полностью перейти на использование российского серверного оборудования, однако, этот процесс пока находится на начальном этапе развития и довольно дорогостоящий. К тому же отечественное «железо» должно еще пройти проверку временем. Другая ключевая стратегия импортозамещения — использование открытого исходного кода и клонирование существующих решений. Провайдеры активно развивают собственную разработку, наращивают силы IT-команд, это позволяет создавать уникальные продукты и новые подходы.

Однако, переход на отечественные решения может быть довольно сложным процессом, требующим значительных инвестиций и времени. Существует риск потери функциональности и поддержки альтернативных решений. К тому же требуется комплексный подход не только на замену оборудования и ПО, но и на развитие собственных технологий и компетенций.

Хотя сегодня до сих пор есть когорта провайдеров, которые продолжают работать на неимпортозамещенном ПО. И в этом случае они несут соответствующие риски: с обновлением подобного программного обеспечения могут возникнуть трудности.

CNews: Есть ли для провайдеров специфические преимущества в переходе на «открытое ПО» и есть ли специфические проблемы?

Евгений Мартынов: В первую очередь, преимущества заключаются в контроле над разработкой ПО, возможности влиять на процесс развития продукта и участвовать в комьюнити. Особенно, если у провайдера есть собственная разработка и готовность дорабатывать продукт. В конечном счете компания получает полностью рабочее контролируемое решение. В случае же с Open Source можно пользоваться готовой разработкой, даже не имея собственной, но при этом влиять на процесс развития. А при использовании вендорских решений влияние гораздо меньше.

CNews: Как идет динамика рынка «облаков» в России, если мы говорим не о количественном, а о качественном развитии? Какие новые варианты появляются в продуктах формата «…aaS», какие новые каналы продаж формируются сейчас (например, задействованы ли партнерский или дистрибуторский)?

Евгений Мартынов: Развиваются новые продукты PaaS (Platform as a Service) — ключевые компоненты облачной инфраструктуры. Также появляются новые SaaS-продукты. В последнее время многие стали применять термин «XaaS» (Anything as a Service), идёт движение в сторону предоставления любой функциональности как сервиса/продукта в облаке.

Ассортимент решений расширяется. Во многом это связано с импортозамещением, так как зарубежные сервисы покидают российский рынок. И сегодня это активно формирует ниши, которые заполняются отечественными разработчиками и провайдерами.

erid:LjN8KPtPAРекламодатель: ООО «РЕГ.РУ»ИНН/ОГРН: 7733568767/1067746613494Сайт: http://www.reg.ru