Рынок ИТ-решений для обеспечения корпоративной мобильности и разработки мобильных приложений продолжает расти несмотря на мировую обстановку. На чем фокусируется внимание заказчиков в новой реальности, какие отрасли сильнее других ощутили кризис, как это сказалось на автоматизации и развитии мобильности, о перспективах импортозамещения и трендах в отрасли CNews рассказал генеральный директор ИТ-компании Mad Brains Олег Чебулаев.
«Финтех уйдет в web»
CNews: Что сегодня происходит на российском рынке мобильных приложений? Какие тенденции вы бы здесь выделили?
Олег Чебулаев: В последние годы наблюдается рост продаж через мобильные устройства, что, на мой взгляд, обусловлено несколькими глобальными трендами рынка e-commerce. Первый — растет консолидация продаж на маркетплейсах типа Ozon, Wildberries, Lamoda. Другая тенденция — это одновременное расширение ассортимента товаров, которые люди готовы покупать онлайн. И третий тренд — экспресс-доставка.
Эти процессы приводят к регулярным покупкам, а лучше всего они реализуются через мобильные приложения. Как результат — бурное развитие мобильных клиентов маркетплейсов и выход на мобильный рынок магазинов с регулярными товарами. Для второго типа бизнеса Mad Brains разработала продукт, позволяющий создать мобильный магазин всего за 3 месяца.
Еще один глобальный тренд в ИТ — развитие корпоративной мобильности. Поскольку наша компания занимается заказной разработкой, мы наблюдаем данный тренд изнутри. Если раньше среди клиентов около 90% были из В2С, то сейчас 40% — В2В-приложения, так называемые enterprise-решения. Мы создаем мобильные рабочие места, автоматизируем бизнес-процессы, упрощаем работу полевых сотрудников и многое другое.
Текущая кризисная ситуация, безусловно, привела к изменениям на разных рынках. Последствия санкций в первую очередь коснулись финансового сектора: начиная от блокировки Apple Pay, Google Pay и заканчивая исключением мобильных приложений из магазинов. Банки стараются сохранить высокий уровень обслуживания, поэтому активно ищут альтернативные пути: разрабатывают чаты банков, альтернативные магазины приложений, поддерживают отечественные системы быстрых платежей MirPay и СБПэй, просчитывают риски при переходе на альтернативную мобильную операционную систему.
Риски, связанные с отключением от глобальных корпоративных решений Oracle, VMware, IBM, Cisco, Citrix сильно влияют на качество инфраструктуры предприятий, им приходится искать новые каналы для управления корпоративной мобильностью.
Кризис — это всегда сложно, но мы стараемся искать новые возможности. Сейчас мы наблюдаем увеличение темпов развития корпоративной мобильной разработки, даже по сравнению с допандемийным периодом.
CNews: Как происходит процесс импортозамещения на рынке мобильных приложений?
Олег Чебулаев: Если говорить про мобильные сервисы, то с российского рынка ушли крупнейшие игроки, связанные с туризмом и недвижимостью — Airbnb и Booking. На их место, конечно, пытаются прийти локальные площадки, например, Ostrovok или OneTwoTrip. Но насколько это будет успешно, пока говорить рано.
Сложнее ситуация обстоит с корпоративными системами. Если рассматривать управление мобильными устройствами (Mobile Device Management), то у этой системы есть только один аналог — платформа управления корпоративными мобильными устройствами «Аврора-центр». Изначально компания «Аврора» разрабатывала этот продукт для государства.
Также сейчас идет активная разработка и продвижение российских магазинов приложений — NashStore и RuStore для приложений на Android.
Такие решения способны закрыть риски вендор-лока, которые являются наиболее критичными при пессимистичном развитии ситуации. Полноценного решения, которое бы абсолютно минимизировало все риски, нет. Но рынок уже начинает это осознавать, и в любом случае будет реагировать.
CNews: Можно ли ожидать в краткосрочной перспективе резкого роста потребности в отечественных решениях в сфере корпоративной мобильности? Или потребность в импортозамещении будет нивелирована общим спадом затрат на ИТ?
Олег Чебулаев: Если говорить про глобальный спрос на ИТ-услуги, то, безусловно, он останется высоким. Я не вижу причин для снижения. Это объясняется трендом на цифровизацию, в первую очередь. Российским поставщикам действительно придется в три раза больше работать и быстрее разрабатывать различное ПО, чтобы темп цифровизации, заданный несколько лет тому назад, сохранился. Корпоративные инструменты мобильности имеют прозрачное финансовое обоснование, поэтому компании вряд ли пойдут на сокращение финансирования в этом направлении.
Спрос на мобильную разработку сохранится. Единственная сфера, где мобильность под вопросом, — финтех. Основная угроза для финтеха — вендор-лок, исключение банковских финансовых приложений из рынка AppStore и Google Play. В таком случае мобильная разработка просто не потребуется, но будут развиваться другие информационные каналы типа чат-ботов. Финтех уйдет в web.
«Уход продуктов из России — это возможность разработать систему, заточенную под конкретное производство»
CNews: Как бизнесу эффективно перейти на отечественные продукты? С какими сложностями здесь можно столкнуться?
Олег Чебулаев: Качественных аналогов зарубежного ПО можно пересчитать по пальцам. Мы только вступаем на путь импортозамещения, поэтому придется пройти весь цикл разработки с самого начала. Хочется отметить, что это понимает и государство, поэтому сейчас прорабатываются различные грантовые системы для компаний-разработчиков.
С другой стороны уход продуктов из России — это хорошая возможность разработать систему, заточенную под конкретное производство, не ограничиваясь возможностями продуктов.
CNews: Какие дополнительные меры поддержки нужны российским разработчикам?
Олег Чебулаев: В последние годы ощущается поддержка государства. Сейчас, как вы знаете, ИТ-отрасль получила дополнительные льготы и возможности. Например, в России есть реестр отечественного ПО, который включает в себя системно важные российские разработки, софинансируемые государством. Такой софт получает дополнительные льготы по налогам, выручке и так далее, что позволяет ему быстрее развиваться. Но если посмотреть на систему под другим углом, то в России нет отраслевых стандартов и требований, по которым бы ПО квалифицировалось как системно важное или проверялось соответствие. Кроме того, в России катастрофически мало базового ПО, соответствующего потребностям каждой из них. Это две основные проблемы.
У банковского сектора, например, существуют определенные требования к продуктам по безопасности, по производительности и по нагрузкам, которые они должны выдерживать по сертификации. Требования стандартизированы, а софта, который может лечь в основу этой банковской системы, просто нет. Есть коммерческие ПО и базы данных, но они не предназначены и не разрабатывались для массового использования. Нужны отраслевые комитеты, которые будут создавать стандарты требований для продуктов. Тогда разработка займет меньше времени и сил.
CNews: Появятся ли в связи с событиями у корпоративных заказчиков новые потребности в сфере мобильности? Если да, то какие именно, и насколько отечественные разработчики готовы удовлетворить спрос?
Олег Чебулаев: Основной запрос сейчас — перенос приложения из Google Play в App Gallery, маркетплейс от компании Huawei. С точки зрения разработки это довольно понятная процедура, которая занимает относительно немного времени. Наша компания справляется с такой задачей за рабочую неделю.
Безусловно, появится запрос на поддержку новых методов эквайринга. Если запустят СБПэй, его нужно будет интегрировать. Нас подобные задачи, даже в случае каких-то инновационных решений, не пугают, мы с ними хорошо справляемся.
Разрабатывая мобильное приложение на Flutter — технологии, которая позволяет запускать приложение и на iOS, и на Android — мы столкнулись с задачей добавить возможность бесконтактной оплаты. Flutter экономил нам бюджет на разработку экранов, однако готовых решений для эквайринга не нашлось. Мы разработали собственное решение: специальную библиотеку, оплата проходила при поддержке терминала Тинькофф. Сейчас это самая популярная библиотека для эквайринга на Flutter, она интегрирована в десятки приложений, ей успешно пользуются разработчики других компаний.
«Делаем ставку на кроссплатформенный Flutter»
CNews: В чем заключается мобильная стратегия вашей компании? В какой сфере разработки планируете развиваться в ближайшее время?
Олег Чебулаев: С 2019 года Mad Brains одна из первых в России активно развивает кроссплатформенное направление разработки на Flutter. Мы пишем один код, а приложение запускается и на iOS, и на Android. Это позволяет нашим клиентам экономить время и сокращать стоимость разработки.
В текущих реалиях важным преимуществом является и безболезненный переход в альтернативные магазины приложений и, в перспективе, в web. Один и тот же интерфейс работает вне зависимости от платформы. За экспертность в технологии и опыт нас выбирают клиенты. Мы делаем ставку на кроссплатформенный Flutter, примерно 80% всех проектов разрабатываем с его помощью.
CNews: Как оптимально выстроить корпоративную мобильность компании? Как в этом помогают ваши решения и услуги?
Олег Чебулаев: Потребности в корпоративной мобильности сосредоточены следующих направлениях: автоматизация производственных процессов, мобильные рабочие места и решения в сфере HR.
Проекты и опыт нашей команды сконцентрированы в сфере банкинга, e-commerce, ритейла, страхования и фармы. Для нас важно создать технологичное решение, которое решит задачи бизнеса и поможет сэкономить ресурсы. Это могут быть корпоративные порталы, личные кабинеты, высоконагруженные решения, автоматизированные рабочие места.
Например, недавно мы автоматизировали процесс сдачи-приемки квартир крупному застройщику Москвы. Для сервиса продажи подержанных автомобилей разработали мобильные рабочие места для приемки и оценки состояния авто. Мы также сделали несколько приложений по инспекции торговых точек и оборудования — теперь клиенты могут выполнять эту работу с помощью смартфона. Для промышленных предприятий и заводов актуальны мобильные приложения для сотрудников, где они могут посмотреть расчетные листки, спланировать отпуск, оформить больничный и реализовать другие корпоративные возможности. Конечно, такие решения, в первую очередь, экономят бюджеты компаний, а еще делают процессы более быстрыми и прозрачными.
Спрос на мобильные приложения также есть, но сейчас компании стараются максимально экономить на стоимости разработки и внедрения. Бизнес разделился на несколько типов. Первые замораживают все проекты, вторые ищут готовые решения, третьи рассматривают варианты экономии в заказной разработке. Готовых решений в мобильной сфере не так много, поэтому компаниям все равно приходится ориентироваться на разработку собственных продуктов, но с оглядкой на бюджет и максимальное соотношение пользы к затратам.
В таких условиях выигрывают кроссплатформенные технологии, например Flutter, которые умеют работать на нескольких платформах одновременно (iOS, Android, Web). В случае, если что-то пойдет не так, у клиента будет возможность перейти с одной платформы на другую. Сегодня мы работаем на Android, а завтра это может быть «Аврора». Надо быть готовым ко всем возможным переменам.
«Готовых успешных мобильных продуктов и решений — единицы»
CNews: Что сегодня чаще выбирают заказчики: заказную разработку, инхаус или готовые продукты?
Олег Чебулаев: Заказную, потому что готовых успешных мобильных продуктов и решений — единицы. Есть вероятность, что они появятся в ближайшее время, но, если это не произошло в хорошие времена, вряд ли произойдет сегодня. И сложившаяся ситуация не связана с локальным рынком, эта глобальная тенденция.
CNews: Внутрикорпоративные приложения — роскошь или необходимость?
Олег Чебулаев: Вряд ли это роскошь, корпоративные решения в основном нацелены на экономию денег и бюджета компании. Для одной фармацевтической компании мы разработали мобильную обучающую платформу для сотрудников. До этого компания тратила колоссальные суммы на офлайн-курсы для каждого из своих 10 тысяч фармацевтов. Сейчас обучение происходит дистанционно через мобильное приложение. Подобные решения всё равно будут запускаться, вне зависимости от внешних обстоятельств.
CNews: На каком уровне сегодня находится информационная безопасность корпоративных мобильных приложений? Какие новые угрозы появились в последнее время?
Олег Чебулаев: Мобильная корпоративная безопасность очень слабо развита, по крайней мере, в России. На этот вопрос практически никто не обращает особого внимания, а зря. Существуют услуги аудита мобильной безопасности, но тех, кто оказывает эти услуги в стране, единицы. Наша компания проводит такую проверку безопасности приложений. И сейчас ситуация достаточно плачевная: очень много утечек данных, которыми пользуются мошенники и спамщики. Все помнят, недавние масштабные утечки данных Яндекс.Еда, СДЭК и других крупных сервисов.
CNews: Какие новые сферы применения мобильных приложений вы видите сегодня? Какие технологии используются?
Олег Чебулаев: В корпоративной мобильности происходит интеграция с различным оборудованием. Например, лазерные сканеры, сканеры RFID-меток, indoor-навигация. Сюда же можно отнести управление умными домами и отелями. Стоит упомянуть работу с VPN, которая стала мейнстримом сегодня: подключение VPN, защита своего трафика. Эта тенденция появилась не благодаря, а вопреки. Из-за блокировки сайтов Роскомнадзором люди массово начали пользоваться VPN, что можно назвать едва ли не единственным трендом в мобильной безопасности.
CNews: Используется ли искусственный интеллект в мобильных устройствах?
Олег Чебулаев: Искусственный интеллект, наверное, пока самая популярная технология в поддержке коммуникаций, типа чат-ботов. Во всех банках в службе поддержки работает чат-бот, людей там практически нет. Но я не скажу, что ИИ на данном этапе очень эффективен для бизнес-процессов. Современные системы с технической точки зрения не совершенны. Они позволяют что-то сделать, получить какую-то примитивную информацию, но когда у тебя действительно сложная проблема, хочется проконсультироваться со специалистом.
«У нас есть все шансы взлететь»
CNews: Как бы вы оценили объем и динамику российского рынка корпоративной мобильной разработки?
Олег Чебулаев: До текущего момента российский мобильный рынок в целом показывал рост. По данным IDC, в 2020 г. он вырос на 14%, ваш аналитический отдел писал, что выручка компаний из рейтинга CNews100 увеличилась на 28,6% в том же году. Но пока актуальных цифр по этому году нет, в оценке ситуации я могу опираться только на опыт нашей компании и партнеров.
Падения объемов мобильной разработки в России мы не наблюдаем. По крайней мере сейчас. Корпоративные решения продолжают внедряться, приходят новые заказы, продолжают реализовываться текущие проекты. Конечно, появилась специфика, вызванная кризисом: компании сейчас не вкладывают ресурсы в эксперименты, но важные для развития проекты не замораживаются.
CNews: Будет ли дорожать мобильная разработка?
Олег Чебулаев: Это будет зависеть от двух факторов. Первый — геополитический: смогут ли российские разработчики работать с западным и зарубежным рынком. Второй фактор — что они смогут предложить западу и зарубежным рынкам. Если рынок будет закрытый, мы будем сосредоточены внутри страны и будем отталкиваться от платежеспособности государства и текущей экономики. Если рынок будет открыт, то, скорее всего, цена неизбежно вырастет в соответствии с курсом доллара.
CNews: Когда вы говорите «зарубежные рынки», о каких странах идет речь?
Олег Чебулаев: Для нас дорога открыта только в Европу и США. Индия — точно не наш рынок, потому что эта страна сама славится большим импортом разработки, хотя и не очень качественной. При этом ее объем на рынке США и Европы все равно остается большим. Китай тоже пытается разрабатывать, и у них есть собственные инструменты для этого, но рынок там довольно закрытый.
Западные санкции эту дорогу пока блокируют, европейские и американские компании боятся репутационных рисков. Поэтому и кадровый рынок в ИТ ведет себя сейчас очень непредсказуемо. Многие разработчики мигрируют: по данным CNews за февраль и март Россию покинули 70 тысяч ИТ-кадров, в апреле — еще около 100 тысяч. Масштаб этого оттока в последующие месяцы не до конца понятен. Из-за этого рынок чуть-чуть подостыл, стало больше кадров. Российский бизнес теперь может нанять высококлассных специалистов.
CNews: Какие планы по развитию Mad Brains на следующий год?
Олег Чебулаев: Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране, задача компании — сохранять и приумножать выручку и прибыль. Одной из точек роста мы видим продуктовое направление, где мы можем предложить мобильные и десктоп решения для сервисных компаний, ритейла, телеком-компаний и финтеха.
Весной 2022 мы презентовали рынку App Chat, встраиваемый в цифровые продукты бизнес-чат, решающий задачи команд поддержки, продаж и маркетинга. Решение безопасно, использует сервера заказчика для работы, что особенно актуально в текущей обстановке.
App Chat стал дополнением к e-commerce решению App Cart, мобильное решение для быстрого запуска маркетплейсов на смартфонах, оно поддерживает интеграцию отечественными платформами 1С Битрикс Управление сайтом и платформой X-cart.
В будущем, мы планируем расширять продуктовую линейку, которая будет решать задачи корпоративной мобильности, обеспечивая при этом экспертную поддержку и расширение функционала для наших заказчиков.
CNews: Что ждет рынок в будущем?
Олег Чебулаев: Важно понимать, что смартфоны с нами надолго и, даже при самых пессимистичных исходах, при блокировке со стороны вендоров операционных систем, приложения будут востребованы у людей. Это удобно, и людям будет тяжело от них отказаться.
При срабатывании глобальных рисков, России понадобится собственная мобильная операционная система. Чтобы вывести на рынок такой продукт, потребуется несколько лет. Но если за это взяться, операционная система появится.
Сейчас активно обсуждается развитие мобильной ОС «Аврора», которая изначально создавалась для госслужащих. На данном этапе есть много трудностей, но Россия имеет большой потенциал: много квалифицированных мобильных команд, которые создают приложения и интерфейсы мирового уровня.
Прогнозировать развитие рынка мобильной разработки на долгосрочный период сейчас невозможно, как и развитие других отраслей. Мы продолжаем создавать хорошие технологичные решения, помогаем бизнесу адаптироваться к новым условиям и адаптируемся сами. Делать все, что от нас зависит, прямо сейчас и быть готовыми к изменениям — пожалуй, оптимальная позиция в кризисный период.