Спецпроекты

Обзор скоро выйдет
Валентин Соколов, RCloud by 3data: Большинство задумывается о защите от DDoS только во время атаки или уже после нее

Согласно исследованию iKS-Consulting, российский рынок услуг центров обработки данных (ЦОДов) увеличился более чем на 28% за прошлый год. Причина — повышенный спрос со стороны бизнеса, который в условиях сложности закупки оборудования предпочитает арендовать вычислительные мощности, а не строить инфраструктуру. За 2023 год увеличилось не только число клиентов, но и средний чек, в том числе за счет выросшего спроса на дополнительные услуги дата-центров. Наиболее востребованная из них — защита от DDoS-атак. Валентин Соколов, ИТ-директор облачной платформы RCloud by 3data, рассказал, в чем плюсы технологических партнерств по оказанию сервиса защиты организаций от атак на примере сотрудничества компании с Servicepipe.

Валентин СоколовRCloud by 3data

«Часто организации не считают заранее потенциальные убытки и слишком поздно задумываются о необходимости защиты от DDoS-атак»

CNews: Недавно в СМИ сообщалось, что активные DDoS-атаки на российский бизнес в 2022 году вынудили дата-центры, облачных провайдеров и их клиентов пересмотреть свое отношение к таким киберрискам и теперь защита почти обязательна. Это правда?

Валентин Соколов: Это действительно так, но я бы не стал брать за точку отсчета 2022 год. По нашей статистике, компании начали закладывать средства на защиту от DDoS-атак в бюджеты примерно года три назад, сейчас интерес сохраняется. Например, когда звонят потенциальные клиенты и узнают про аренду облака или colocation (размещение оборудования в дата-центре), обычно интересуются и возможностью подключить защиту от DDoS.

Существуют клиенты, которые не сразу ее подключают, а возвращаются за этой услугой через два-шесть месяцев. То есть задумываются о необходимости защиты от DDoS-атак очень многие. В то же время есть и те компании, кто понимает необходимость защиты, но пока ничего не делает.

CNews: Почему? Считают, что им не очень нужна защита от атак, отсутствуют угрозы?

Валентин Соколов: Защита от DDoS-атак нужна всем, кто пользуется сетевыми сервисами: существуют канал интернета и онлайн-сервис — значит, необходимо защитить. Скорее тут вопрос в деньгах : популярен миф, что защита — это дорого очень. Но на самом деле нет абстрактного «дешево-дорого», нужно смотреть экономику и критичность для конкретного бизнеса потери доступности сервиса. Например, если простой длительностью один час приводит к потере 10 млн руб., в то время как защита стоит 300 тыс. руб. в месяц, то, наверное, за месяц можно заплатить. Однако, к сожалению, в российском ИТ некоторые люди часто надеются на авось, не считают потенциальные убытки и задумываются о необходимости защиты уже после или во время атаки.

Валентин Соколов, RCloud by 3data: В ближайшие три-пять лет защита от DDoS-атак станет осознанной необходимостью

CNews: Если говорить о тех, кто понимает важность защиты от атак — почему они заказывают услугу через вас, а не идут к специализирующимся на этом компаниям напрямую?

Валентин Соколов: Раньше так и было: компании сами искали себе поставщика решения по защите от DDoS-атак на стороне. Сейчас же клиенты хотят услугу «под ключ». И это логично, поскольку дата-центры давно уже стали системными интеграторами, в некотором смысле маркетплейсами ИТ услуг. Сейчас мы, по сути, представляем собой некое ядро, где хранится бизнес. И вполне естественно, что на него «навешиваются» сервисы. Например, наша услуга по защите от DDoS- атак — предложение продуктов нашего партнера — компании Servicepipe.

CNews: Запрос на защиту от DDoS идет преимущественно от тех, кто перешел на облачную инфраструктуру?

Валентин Соколов: Запросы разные и от разных клиентов — и кто пришел на чистый colocation, и у кого cloud. При этом самые разные запросы компаний из разных отраслей объединяет одно: клиент обычно до конца не понимает, какая защита ему требуется. То есть все обращения к нам за услугой звучат как «нам нужна защита от DDoS», и на этом все. Даже в тех редких случаях, когда клиент сформировал подробное техническое задание, каждый второй во время переговоров меняет концепцию.

Например, пришел к нам запрос на 100 Мб/с очищенного трафика, мы подключаем наших партнеров из Servicepipe, садимся за стол переговоров, в процессе которых клиент решает изменить изначальное ТЗ и запрашивает защиту дополнительных ресурсов, расположенных в той же инфраструктуре. В итоге общая потребность уже составляет на 600 Мб/с трафика.

Точно так же во время переговоров Servicepipe помогает заказчику определиться, нужна ли защита только от сетевых атак на уровне L3-L4 или же и от атак на уровне приложений L7, есть ли необходимость внедрения решения для борьбы с ботами. Очень много нюансов, «фишек», в которых клиент не разбирается и которые мы, как дата-центр или облачный агрегатор, можем объяснить и показать.

«При выборе технологического партнера для нас важна скорость реакции на проблему и внедрения сервисов»

CNews: Собственный сайт вы тоже защищаете от атак?

Валентин Соколов: Конечно, в том числе и от атак на уровне приложений (L7). У нас длительное время не было защиты от атак такого уровня: наш сайт, скорее, информационный, вторая витрина. Вместе с тем, когда возникла необходимость — Servicepipe очень оперативно настроили нам защиту. И, честно говоря, скорость и слаженность работы команды меня тогда поразила. Так что мы предлагаем нашим клиентам использовать решения того партнера, кому мы сами доверяем защиту ресурсов.

CNews: Вы выбрали Servicepipe своим партнером потому, что они быстро смогли защитить вас? Или была иная причина?

Валентин Соколов: У всех поставщиков решений по защите от DDoS-атак есть свои особенности, плюсы и минусы. Мы для себя сформировали три ценности, которым должен соответствовать наш партнер. Так, для нас действительно очень важна скорость реакции на проблему и скорость внедрения сервисов. Защиту нашего сайта, когда это потребовалось, Servicepipe выстроил в рекордные сроки: все технические настройки были внедрены менее чем за полчаса.

Вторая ценность — компетенция партнера, и тут так же Servicepipe на высоте: каждый вопрос не остается без внимания и оперативно решается. Третья ценность — гибкость. У нас нередко бывают вопросы по конкретным проектам, с техническими особенностями, требующие нестандартных решений. И тут так же партнер идет нам навстречу и не было случая, чтобы Servicepipe сказал «нет». Для нас эти три момента очень ценны, и потому этот партнер в приоритете.

CNews: Неприличный вопрос про деньги: а работа по партнерской схеме, с предложениями сервисов от других игроков, в принципе выгодна дата-центрам? И чем — размером партнерского вознаграждения?

Валентин Соколов: В первую очередь, ростом среднего чека, оборота, а в итоге финансовых показателей по компании в целом. Ну и, плюс, выгодно с точки зрения качества обслуживания. Судите сами: не обладая своей инфраструктурой, дата-центр имеет возможность предоставлять клиентам дополнительный востребованный сервис, и при этом не несет расходы, а получает еще и партнерское вознаграждение.

Я не назову конкретных цифр, так как финансовая выгода работы по партнерским соглашениям зависит от каждого конкретного кейса, а также предполагает наличие подписанных NDA.

CNews: Доходность дата-центров от предложения дополнительных сервисов будет расти?

Валентин Соколов: Безусловно. Мы видим рост клиентов дата-центров, а также спроса с их стороны на защиту от DDoS-атак. Значит, мы будем больше продавать этот сервис. Я также уверен, что в самое ближайшее время все компании осознают, что дает защита от интернет-атак, это станет неким стандартом того, что необходимо иметь «в пакете». Например, как сейчас при покупке облака всем очевидна необходимость интернета, так и в ближайшие три-пять лет защита от DDoS-атак станет осознанной необходимостью.

Мы уже сейчас, благодаря нашим партнерам, можем собрать кейс с самыми разными сервисами. Например, пришедшему за colocation клиенту предложить также каналы связи, облако, защиту от интернет-атак, иные услуги в сфере кибербезопасности. И все это не просто с продажей через «одно окно», это еще и единая техподдержка по всем сервисам, единый контракт на все. Мы давно развиваемся в данном направлении и верим в эффективное партнерство.

erid:LjN8KcLi4Рекламодатель: ООО «Русские облака»ИНН/ОГРН: 7703799100 / 1137746983769Сайт: www.3data.ru

Интервью обзора