Интерес к рынку HR-tech в России с каждым годом набирает обороты, растет инвестирование в развитие технологий. По данным HR&ED-tech, за последний год финансовые вложения выросли почти в 10 раз, достигнув отметки в 26,16 млн. долларов. У каждой компании есть потребность в подборе персонала, развитии талантов своих специалистов, менеджменте кадровых вопросов, аналитике. В связи с этим формируется запрос на инструменты, которые могут автоматизировать эти процессы. О требованиях к современным HR-решениям, возможностях отечественных компаний и цифровизации в условиях импортозамещения рассказала CNews Эльза Егорова, CEO HCM-платформы TalentTech.
Росту спроса на цифровые HR-решения быть
CNews: Рынок труда в России претерпевает изменения. Какие задачи в сфере управления персоналом стоят перед компаниями в настоящий момент? Как им помогают HR-Tech-решения?
Эльза Егорова: Важно понимать, что в центре бизнеса, особенно в кризисные периоды, стоит сотрудник, развитие и применение его таланта в рамках компании. Процент специалистов, нацеленных на релокейт, с каждым днем растет, и при этом не только в ИТ. Российский бизнес конкурирует с иностранными компаниями за кандидата как никогда раньше.
На наш взгляд, большинство ключевых задач, стоящих сейчас перед HR, можно реализовать при помощи готовых HR-решений. Во-первых, обучение и переобучение — это возможность оставить людей внутри бизнеса, не теряя талантов, поэтому спросом будут пользоваться LXP-системы.
Во-вторых, HR будут выяснять, какую измеряемую пользу приносят каждый отдельный сотрудник и команда. Цифровые решения для оценки перформанса понадобятся для планирования стресс-сценариев и сокращений, а если компания видит новые возможности в кризис — для назначений.
В-третьих, никуда не уходит задача массового найма — люди массово лишаются работы и так же массово ее ищут. Российские компании-производители наращивают свои силы, чтобы заместить иностранных конкурентов, ушедших с рынка. Им будут нужны цифровые решения для поиска и подбора кандидатов на позиции «синих воротничков».
Еще одной важной задачей для руководителей и HR-специалистов сейчас остается оценка состояния сотрудников, а затем — реализация необходимых мероприятий по поддержке персонала. Мы видим спрос на продукты, помогающие понимать состояние сотрудника: например, well-being-сервисы и инструменты оценки тревожности. И это может быть частью выигрышной стратегии. В кризисные для компании моменты недостаточно проводить исследования раз в полгода или год — поток данных должен поступать регулярно, желательно в режиме реального времени.
При этом мы ожидаем, что бизнес будет чаще обращаться к консалтингу. Выиграют те поставщики HR-решений, кто сможет помочь компаниям перестроить бизнес-процессы под изменяющийся рынок, передать их последующую поддержку клиенту и регулярно актуализировать HR-практики.
CNews: С российского рынка ушли иностранные компании — поставщики ПО, в том числе SAP, чей продукт SAP Success Factors использовался для управления кадрами. Продукты TalentTech заменяют импортные решения?
Эльза Егорова: Мы видим, что ряд компаний, которые только планировали внедрения, сейчас выбрали выжидательную позицию, а те, кто работал с зарубежными HR-Tech, — активно ищут российские решения. Тем не менее для российских компаний освободились новые ниши, государство активно поддерживает российских работодателей, поэтому мы ожидаем рост спроса на цифровые HR-решения.
Да, с рынка ушли крупные иностранные игроки, но есть отличные российские продукты, которые могут заменить зарубежные без вреда для бизнес-процессов заказчиков. Например, продукты TalentTech разрабатываются в России и входят в Единый реестр российского ПО, вся информация клиентов хранится на территории РФ с соблюдением всех политик безопасности. Нашими решениями для HR пользуются более 220 компаний, среди которых «Северсталь», «Утконос», Unilever, «Свеза», «Лента», Danfoss и другие крупные компании. С уходом SAP SuccessFactors интерес к данному отечественному решению существенно вырос. Наша стратегия бизнеса подразумевает, что мы будем совершенствовать продукты по тем функциям, которые будут особенно востребованы.
«Центр современной HR-системы — человек и развитие его таланта»
CNews: Каким должно быть современное HR-решение?
Эльза Егорова: Современное техническое HR-решение должно соответствовать нескольким требованиям: модульность, простая интеграция, безопасность и ориентация на человека. Центр современной HR-системы — человек и развитие его таланта. При этом рынок формируют не компании, а сами кандидаты. Причина — высокая конкуренция за таланты. Сегодняшние HR-решения помогают осовременить HR-бренд, всё это работает на выбор кандидата в вашу пользу: оптимальные коммуникации по вакансии без лишних этапов, быстрое принятие решения и офер, качественные пребординг и онбординг, понятные с первого дня цели и так далее. Все эти маленькие детали в общении компании с людьми имеют колоссальное значение.
Модульность, простая интеграция и безопасность подразумевают, что HR-система собирает данные о сотрудниках из разных модулей, которые легко интегрируются и между собой, и со сторонними сервисами. Модули работают как по отдельности, так и все вместе — в зависимости от запросов конкретной компании. При этом обязательно должна быть гарантирована безопасность хранения персональных данных.
CNews: Сегодня компаниям важно уйти от «зоопарка» HR-решений и прийти к одному поставщику. На рынок выходят целые НСМ-платформы. Что это такое и как они работают?
Эльза Егорова: Мы проводили исследование о том, как современные компании сейчас относятся к HR-автоматизации. Более 60% опрошенных представителей российского бизнеса считают, что будущее — за комплексной автоматизацией всех процессов в работе с персоналом. По сути, мы говорим про HCM-платформы. Система собирает и анализирует цифровые следы человека, формирует его цифровой профиль. Здесь отражаются опыт, навыки, сильные стороны, интересы, психологические особенности и профессиональные предпочтения сотрудника.
Например, наша HCM-платформа собирает аналитику из нескольких модулей: подбор, адаптация, обучение, вовлеченность, целеполагание. Полученной аналитикой могут пользоваться и сами сотрудники, и их руководители. Так сотрудники получают расширенное представление о своих талантах и направлениях развития, а руководителям станет понятнее, какие задачи лучше поручать конкретному специалисту, чтобы реализовывать его потенциал.
Будут развиваться комплексные решения «единого окна»
CNews: Вы сказали про цифровой профиль сотрудника. Что это такое, как и для чего он формируется?
Эльза Егорова: Цифровой профиль — это цифровой «двойник» человека. В нем хранятся все данные о сотруднике: опыт работы, компетенции и навыки, сильные и слабые стороны, продуктивность, обратная связь от руководителей и коллег, личные интересы и карьерные амбиции.
Например, в цифровом профиле можно узнать, есть ли у человека digital-навыки, управлял ли он командами и умеет ли самостоятельно выстраивать свои рабочие процессы. Вся накопленная информация отображается в удобном интерфейсе в формате одного окна.
В итоге суть цифровых профилей сводится к тому, чтобы объединить личные цели сотрудников с целями компании. Система сама разложит цели компании на конкретные задачи и подскажет, кто с ними лучше справится. Не только из-за высокой квалификации этих специалистов, но и из-за того, что эти задачи соответствуют их интересам. Они будут полностью вовлечены в работу, потому что занимаются тем, что им нравится. И точно не захотят уходить из такой организации.
CNews: Как может помочь в работе с персоналом искусственный интеллект?
Эльза Егорова: Искусственный интеллект в любой сфере создан для того, чтобы автоматизировать рутинные процессы. В рекрутинге таких процессов достаточно — начиная от поиска релевантных резюме и заканчивая первичным обзвоном соискателей и отправкой однотипных писем.
Сейчас на базе ИИ внедряются современные решения работы с персоналом, которые включают в себя и дальнейший анализ проведенной работы. Например, решения на базе искусственного интеллекта, такие как Sever.AI от TalentTech, могут провести видеоинтервью с кандидатом, проанализировать входящие звонки, провести интервью с уволившимися сотрудниками. Задать им вопросы о причине ухода, плюсах и минусах предыдущего места работы и передать HR-специалисту уже агрегированную оценку результатов опроса.
Вот сейчас мы обучили нейросеть анализировать открытые комментарии в HR-исследованиях, определять их тему и тональность. Так HR и руководители получают более подобные результаты исследований. Искусственный интеллект в работе с персоналом — это не только автоматизация рутины, но и инструмент для помощи в принятии решений.
CNews: Каким вы видите развитие российского рынка HR-Tech?
Эльза Егорова: Автоматизация HR-процессов, технологий онбординга и развития талантов, качественный массовый подбор, переобучение текущего персонала, развитие и удержание становятся всё востребованнее. Это подогревает запуск российских HR-Tech-проектов, которые вполне способны заменить существующие зарубежные аналоги. Как раз в этом направлении и работает TalentTech.
HR-Tech в ближайшие несколько лет — это про рост и развитие самой отрасли и профессионалов внутри нее. Если говорить про HR-Tech-продукты, то мы видим, что их основной целью станет обеспечение цифровизации за счет сквозного подхода в рамках отдельных HR-процессов. То есть будут развиваться комплексные решения, которые будут способны в едином продуктовом потоке объединять роли, метрики, процессы и события компании в одном окне. Подобные продукты помогут руководителям понимать результат не через операционные метрики, а видеть всю картину, управлять ей, понимать ее влияние на стратегические цели компании и бизнес-показатели.