Спецпроекты

На страницу обзора
Трендом 2015 г. станет движение в сторону импортозамещения
О развитии рынка ИКТ в государственном секторе в текущем году, наиболее интересных проектах, результатах их реализации и перспективах на ближайшие годы в интервью CNews рассказал Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-ГРУП».

Александр Гольцов

CNews: Как вы оцениваете динамику изменения рынка ИКТ в госсекторе в 2013-2014 г.? Какие государственные проекты играют на нем ключевую роль?

Александр Гольцов: Динамика изменений положительная - идут процессы по информатизации госсектора, начатые еще в прошлые годы. Основные проекты связаны с переводом госуслуг в электронный вид, а также с развитием Единого портала госуслуг и системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ). В частности, «АМТ-ГРУП» участвовала в проекте по созданию региональной СМЭВ г. Москвы и осуществляла её подключение к федеральной СМЭВ. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы работа по данным направлениям останется основной для госсектора.

Начиная с 2013 г. появилась тенденция по созданию единых универсальных решений, которые можно, так или иначе, тиражировать. Это касается внешних и внутренних порталов, геоинформационных систем, документооборота и др. Например, мы разработали универсальный intranet-портал, который сейчас активно тиражируется в ОИВ г. Москвы.

Из основных изменений также можно отметить уменьшение затрат на аппаратную часть по отношению к работам. Связано это в большей мере с тем, что мощностей закупленного в прошлые годы оборудования на текущий момент достаточно.

CNews: В каких сферах госсектора информатизация развивается сегодня наиболее активно? Какие решения наиболее востребованы?

Александр Гольцов: Как я уже отмечал ранее, это перевод госуслуг в электронный вид. В этой части активное развитие идет не только в московском регионе, но и в целом по стране. Можно добавить, что в регионах некоторое внимание начинают уделять геоинформационным системам в части хранения информации об объектах недвижимости и инженерно-транспортной инфраструктуры. В Москве же процесс информатизации активно идет в области медицины, образования, а также создания комплексной системы «Безопасный город». Развивается и транспортная отрасль: создаются и внедряются системы управления транспортом (видеонаблюдение, системы видеофиксации, системы информирования водителей и пассажиров).

CNews: Как вы оцениваете успехи реализации самого крупного госпроекта – создания СМЭВ?

Александр Гольцов: Разработка и внедрение СМЭВ направлено на решение нескольких основных задач - приведение в порядок взаимодействия между информационными системами различных органов власти, объединение их в единое цифровое пространство, а также повышение качества оказания услуг. Безусловно, у нее существуют определенные недостатки, но этого не лишена любая система такого масштаба.

В данный момент проходит тестирование СМЭВ 3.0. на базе СПО, содержащей внушительный набор положительных изменений. На наш взгляд, наиболее значительным из них является переход на асинхронное взаимодействие между системами по принципу очередей. Это большой шаг вперед, решающий множество существующих проблем, связанных, в том числе, с неравномерным распределением нагрузки на поставщиков сервисов, передачей больших документов, временной недоступностью различных систем (например, в связи с регламентными работами).

С точки зрения сопровождаемой нами РСМЭВ г. Москвы, внедрение новой спецификации (СМЭВ 3.0) потребует определенных доработок и даже замены части используемых программных продуктов. Однако, это должно быть сделано для повышения качества предоставления услуг и уменьшения общих затрат на поддержание всей инфраструктуры электронного правительства.

CNews: Взаимодействие государства с гражданами по-прежнему не слишком удобно. В чем причина? Нужны ли какие-то дополнительные технологические решения для изменения ситуации?

Александр Гольцов: Глубинные причины текущих проблем не столько технологические, сколько организационные: использование информационных систем и безбумажные технологии должны быть поддержаны законами и регламентами, а этого, к сожалению, не происходит.

Безусловно, существует и более широкий список причин, который складывается из готовности самого общества, готовности и уровня автоматизации госаппарата, а также от выбора и качества применяемых технологических решений (зрелости разработчика) при реализации взаимодействия между гражданами и государством. Развитие электронного взаимодействия происходит по спирали. Каждый раз, возвращаясь к какому-то пройденному этапу, мы получаем возможность выходить на новый уровень, поскольку среда уже более подготовлена. Думаю, при текущем уровне финансирования и внимания со стороны руководства страны к этому проекту изменение ситуации к лучшему – это дело времени.

CNews: Как развивается процесс информатизации здравоохранения? Какие сложности возникают?

Александр Гольцов: Информатизация здравоохранения включает в себя два направления. Первое - это создание ЕГИСЗ (Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения), в том числе ИЭМК (Интегрированной электронной медицинской карты) и медицинского кабинета пациента на Едином Портале государственных услуг. Второе - автоматизация конкретных учреждений здравоохранения.

Мы работаем преимущественно во втором направлении. Могу сказать, что процесс автоматизации конкретных учреждений здравоохранения в настоящее время движется сложно. Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться (если не брать во внимание отсутствие целевого финансирования), это недостаточное техническое и аппаратное оснащение, отсутствие прозрачного движения пациента вместе со всей сопровождающей его информацией, низкая синхронизация деятельности подразделений. В ЛПУ отсутствует автоматизация в целых пулах процессов и централизованный комплексный подход к автоматизации учреждения, имеющиеся системы не интегрированы или слабо интегрированы между собой. Внутренний документооборот в них практически полностью осуществляется в «бумажном виде» и персонал медучреждений перегружен оформлением бумажных документов и отчетов, что является прямым следствием низкого уровня информатизации.

Практика показывает, что медицинским учреждениям требуются не просто медицинские информационные системы (МИС), а целый комплекс интегрированных между собой систем, которые обеспечивают функционирование учреждения как эффективной коммерческой организации. Сейчас в предъявляемых требованиях к подобному комплексу, помимо решения основных задач, ставятся задачи по формированию и оценке планово-хозяйственных показателей, анализу затрат, формированию стоимостных моделей оказания медицинских услуг, сбору и подготовке отчетности в Минздрав или по вопросам страхования, учета вопросов загрузки и использования оборудования/коечного фонда и т.п.

К сожалению, систем такого уровня в России не так много. Среди причин такой ситуации можно выделить недостаточное внимание разработчиков к комплексности информатизации учреждений. Например, вы можете найти достаточно качественную и удобную МИС, ЛИС (Лабораторная информационная система) или софт для автоматизации аптеки, но есть большая вероятность, что возникнут сложности с их использованием в качестве составных модулей информационной системы крупного стационара.

Еще один аспект, который хотелось бы выделить – это необходимость мероприятий по стимулированию использования медицинским персоналом информационных технологий, в том числе за счет пересмотра норм работы с пациентом. Потребуется переосмысление взаимодействия между сотрудниками медицинского учреждения. В конечном счете, это приводит к реорганизации медицинских подразделений и служб, выстраиванию услуг медицинского учреждения вокруг пациента.

Основные сложности здесь кроются в трансформации укоренившихся привычек медицинского персонала, повышении компьютерной грамотности сотрудников, повышении мобильности персонала внутри медицинского учреждения. К счастью, у руководителей медицинских учреждений есть понимание этой проблемы, и они стараются проводить изменения в ИТ-инфраструктуре одновременно с организационными изменениями.

CNews: Какие решения востребованы сферой образования?

Александр Гольцов: Развитие ИТ в университетах идет по двум основным направлениям: создание (модернизация) ИТ-инфраструктуры и формирование комплексных решений под общим названием «электронный университет».

При выборе стратегии инфраструктурного развития определяющее значение имеет специфика университета: большое число относительно самостоятельных пользователей и подразделений, волатильность ресурсных потребностей, естественная текучка кадров, огромное число и изменчивость персональных мобильных устройств, которые должны подключаться к инфраструктуре университета, значительное число рабочих мест общего пользования, а не персонально закрепленных.

Как следствие, в части сетей доступа большое внимание уделяется комплексной информационной безопасности, включая управление мобильными устройствами, а в части вычислительной инфраструктуры - решениям на основе частного или гибридного облака с высокой степенью автоматизации. Нами разработаны комплексные, взаимоувязанные решения для ВУЗов, интегрирующие традиционную сетевую инфраструктуру, системы информационной безопасности и облачные ЦОДы с учетом вышеупомянутых особенностей университетской среды.

Под зонтиком «электронного университета» консолидируются наработки по автоматизации различных аспектов деятельности студентов и преподавателей, от бытовых вопросов (проход в помещения, получение доступа в интернет, оплата услуг) до организации учебной и научной деятельности. Нашу нишу мы видим в интеграционной части. В технологическом плане - это обеспечение информационного взаимодействия компонент «электронного университета» с соблюдением нормативных требований по защите персональных данных, а на прикладном уровне – создание универсальных порталов и личных кабинетов, объединяющих сервисы и приложения университета.

CNews: Расскажите о наиболее интересных проектах вашей компании в области создания безопасных городов.

Александр Гольцов: Наша компания принимала непосредственное участие в создании системы видеонаблюдения в Москве. Сегодня в этой городской системе работает около 130 тысяч камер.

Камеры видеонаблюдения установлены в подъездах, во дворах, на улицах и в местах массового скопления людей. Информация с этих камер поступает в Единый центр хранения и обработки данных. В рамках проекта мы, в том числе, разработали систему контроля качества оказания услуг, которая помогает оперативно выявлять неработающие и проблемные камеры. Технологические события о параметрах канала, видеосигнала, проверки доступности камер, детектирование нарушений вещания типа статичной картинки, монохромного экрана и т.п. непрерывно поступают в систему со всех медиасерверов. Один узел коллектора может в пике обеспечить прием более 10 000 технологических событий в секунду.

На основе собранных данных происходит анализ доступности камер, продолжительности аварийных ситуаций и вычисление уровня качества предоставления услуги видеонаблюдения. В результате службы технической поддержки могут оперативно осуществлять восстановление трансляции, а сотрудники мэрии - оценивать качество предоставления услуг подрядчиками.

Помимо этого, мы давно и активно сотрудничаем с метрополитенами – в Москве и Санкт-Петербурге. Метрополитен – это основа транспортной инфраструктуры крупного города. Обеспечение общественной и транспортной безопасности в метро, его надежная и ритмичная работа имеют существенное значения для всего городского хозяйства.

В рамках реализации комплексных систем безопасности Московского и Петербургского метрополитенов нами выполнены проекты по созданию систем экстренной связи, ситуационных центров и систем видеонаблюдения. С момента установки первых колонн экстренного вызова на Сокольнической линии Московского метро прошло десять лет. За это время колонны, обеспечивающие моментальную связь пассажиров с сотрудниками ситуационного центра и полиции, стали одним из символов метрополитена. Для контроля ситуации на 195 станциях московского метрополитена используется система видеонаблюдения. Тысячи камер, расположенных на станциях, в вестибюлях и переходах и включенных в централизованную систему, позволяют сотрудникам ситуационного центра метрополитена осуществлять выборочный видео-мониторинг, а также оперативный контроль обстановки в случае возникновения нештатных ситуаций.

CNews: В данный момент идет реализация государственной программы «Развитие транспортной системы на 2012 – 2016 гг.». Есть ли у «АМТ-ГРУП» проекты или решения по автоматизации транспортной отрасли?

Александр Гольцов: Да, мы принимали участие в проекте по созданию мультисервисной системы передачи данных интеллектуальной транспортной системы г. Москвы. Созданная инфраструктура ИТС стала основой для реализации современной системы управления всеми видами городского транспорта.

Элементы ИТС включают мониторинг транспортных потоков, контроль за соблюдением ПДД с использованием комплексов фото- и видеофиксации, информирование участников дорожного движения о дорожных событиях и интенсивности движения с помощью информационных табло, контроль парковочного пространства, оптимизацию управления работой светофоров, систему оповещения пассажиров о сроках прибытия маршрутных транспортных средств.

С помощью системы обеспечивается прием и передача данных, видеоданных и голосовой информации между периферийным оборудованием и управляющими аппаратно-программными комплексами ИТС, взаимодействие с другими системами передачи данных, например, городской мультисервисной транспортной СПД и сетями операторов связи, доступ уполномоченных лиц и структур к содержащейся в информационных ресурсах подсистем ИТС информации.

CNews: Какое влияние на информатизацию госсектора уже оказали или окажет в ближайшее время изменившаяся политическая и экономическая обстановка в стране? Заметили ли вы рост интереса ведомств к СПО и отечественным разработкам?

Александр Гольцов: Можно с уверенностью сказать, что трендом 2015 г. станет начало движения в сторону импортозамещения. Сейчас стоит вопрос не только о создании новых информационных систем на базе отечественных разработок, но и определении наиболее критичных существующих систем, требующих внимательного рассмотрения возможности замены в них импортных программных продуктов на отечественные. Уже сейчас на разных уровнях идет анализ и инвентаризация информационных систем, в состав которых входит импортное программное обеспечение (ПО), определяются отечественные аналоги или хотя бы аналоги в свободно распространяемом (Open Source) ПО.

Постоянно работая в серьезной конкурентной среде, наша компания накопила достаточно собственных разработок, в том числе на базе Open Source решений. Раньше это было обусловлено только экономическими соображениями, сейчас это еще и вопрос безопасности, надежности и независимости. В частности, внедренный нами внутренний портал в органах исполнительной власти и префектурах г. Москвы построен на базе Open Source продукта – LifeRay.

Кампания «импортозамещения», по нашему мнению, положительна в целом для России, и мы готовы активно в ней участвовать.

CNews: Как вы видите перспективы развития вашей компании на ближайшие 3-5 лет?

Александр Гольцов: Перспективы компании, на мой взгляд, состоят в развитии направлений по разработке заказных информационных систем, дальнейшей минимизации доли проектов исключительно по поставке оборудования, более широком спектре услуг, включая outsourcing, outstaffing и всевозможные их вариации, а, самое главное, - в нацеленности решать задачи заказчиков наиболее эффективными способами и с наивысшим качеством.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Tenders: 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных госструктурах России по итогам 2013 г.
Исполнитель Предмет контракта
1 НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» Создание системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» на базе многофункциональных приемных устройств отечественного производства
2 ФГУП "ППП" Поставка оборудования, расходных материалов, работы и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий
3 УСП Компьюлинк Поставка резервного комплекса программно-технических средств транзакционной и аналитической обработки данных информационно-технологической инфраструктуры ФСС РФ (включая установку и настройку)
Подробнее

Рейтинги

CNews: Рейтинг ИКТ-бюджетов регионов 2014
Расходы региона на ИКТ, млн руб Суммарные расходы на ИКТ в 2014 г., млн руб
2013
1 29578.0 30.0
2 4964.4 0.0
Подробнее

Рейтинги

Крупнейшие поставщики ИТ в госсекторе 2014
Место в 2013 г. Название организации Выручка от проектов в госсекторе в 2013 г., тыс.руб
1 Cognitive Technologies 8 362 337
2 ITG (INLINE Technologies Group) 7 277 040
3 Техносерв 6 988 113
Подробнее