Спецпроекты

На страницу обзора
От маленьких стартапов до экосистем: российский рынок HR Tech переживает трансформацию

Российский рынок HR Tech, несмотря на внешние обстоятельства в виде введения санкций против РФ и ухода западных вендоров, не только смог выстоять, но и демонстрирует рост, свидетельствуют данные нового исследования CNews Analytics. Процесс импортозамещения, как и в других сегментах отечественного ИТ-рынка, стал драйвером роста: компании начали миграцию на отечественные решения. По мнению участников рейтинга, в ближайшие годы позитивная динамика на рынке сохранится на фоне роста цифровой зрелости компаний, которые считают автоматизацию HR-процессов необходимостью, увеличения популярности систем кадрового электронного документооборота (КЭДО) и, соответственно, потребности в отечественных комплексных решениях.

Обновленная пятерка лидеров

Топ-40 «Крупнейших игроков в сфере HR Tech 2022» заработали ₽9,2 млрд, что на 30% больше, чем в досанкционном 2021 г. Количественный и качественный состав участников рейтинга изменился по сравнению с исследованием CNews Analytics, проведенным в 2021 г. В рейтинге появилось десять новых игроков, двое из которых заявили о себе решительно, заняв места в первой пятерке.

Лидирующую строчку, как и годом ранее, занимает Mirapolis с результатом в ₽740 млн, за год московская компания продемонстрировала рост выручки в 15%. По итогам 2022 г. на втором месте ISpring, разработчик программного обеспечения из Йошкар-Олы. Ту же позицию компания занимала годом ранее. ISpring заработала ₽708 млн, показав прирост выручки на 22,9%.

CNews Analytics: Крупнейшие игроки рынка HR Tech в России

№2022 №2021 Название компании Выручка в области HR Tech в 2022 г., ₽млн с НДС Выручка в области HR Tech в 2021 г., ₽млн с НДС Рост выручки 2022/2021 % Доля от общей выручки, приходящаяся на решения в области HR Tech, в 2022 г. в %
1 1 Mirapolis 740 643 15,0% 100%
2 2 ISpring 708 576 22,9% 38,4%
3 - Verme 546 372 46,8% 100%
4 - Molga Consulting(3) 542 801 -32,3% 100%
5 3 Вебсофт 536 537 -0,2% 100%

Источник: CNews Analytics, 2023

Перейти к полной таблице

Изменения начинаются с третьей строчки, на которой расположился дебютант, компания Verme с результатом в ₽546 млн. По сравнению с 2021 г. объем ее выручки увеличился на 46,8%. По словам бизнес-партнера компании Романа Шаталова, такой рост обусловлен тремя факторами. Первый в 2022 г. был запущен продукт «Моя Смена», который представляет собой Uber-платформу для подработки в рознице. Второй усилилась потребность розничных сетей в максимально эффективном управлении расходами на фонд заработной платы и повышении операционной эффективности, что повысило спрос на ряд продуктов. Третий структурные изменения внутри компании.

На четвертом месте еще один дебютант исследования Molga Consulting, компания заработала ₽542 млн. Однако за год она продемонстрировала отрицательную динамику: объем выручки снизился на 32%. Компания «Вебсофт» переместилась с третьей строчки на пятую с результатом в 536 млн.

Топ-10 игроков рынка HR Tech

Выручка в 2022 г. в ₽млн с НДС
740
708
546
542
536
514
453
423
410
405

Для большой половины участников рейтинга, а именно 61%, деятельность, связанная с цифровыми HR-технологиями, — одна из основных, на нее приходится от 50 до 100% объема выручки компаний. География организаций, принявших участие в исследовании, в этот раз не обширна, подавляющее большинство участников «родом» из Москвы, лишь несколько компаний их Краснодара, Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других субъектов РФ.

Почти все оказались в плюсе

Значительная часть участников нового рейтинга CNews Analytics за год продемонстрировала рост объема выручки. Лишь шесть организаций в 2022 г. не смогли увеличить свои заработки на рынке HR Tech, как правило, это связано с тем, что в предыдущем периоде были реализованы более крупные и прибыльные проекты.

Если говорить о компаниях, у которых рост зафиксирован на уровне 100% и выше, то это вовсе не лидеры рейтинга, а участники, которые расположились за пределами первой пятерки. Один из самых впечатляющих результатов у HRlink. Компания в 2022 г. поднялась на четыре позиции, заняв 13-ю строчку с результатом в ₽358 млн. Прирост выручки составил 282,8%. По словам партнера и директора по развитию HRlink Дмитрия Махлина, сервисы компании в сфере HR были созданы в период пандемии коронавируса, когда на подобные решения был высокий спрос. «В тот период удаленная работа для подавляющего большинства компаний стала способом выживания. В этот момент также начались активные изменения в законодательстве, что расширило возможности платформ для безбумажного документооборота», — добавляет эксперт.

Чуть меньше прирост у «Тензора» (7 строчка) — 246,9%. Драйвером развития компании в этом направлении стало то, что в период 20212022 гг. предприятия стали массово переходить на кадровый электронный документооборот (КЭДО).«Готовность бизнеса переходить на электронный кадровый документооборот позволила нам сильно вырасти в период с 2021 года по 2022. Если раньше на КЭДО переходили в основном крупные компании со штатом от 500 человек, то сейчас все больше компаний из сферы мелкого и среднего бизнеса начинают понимать преимущества этой системы», добавляет директор направления HRm «Тензора» Михаил Ефимов.

Сразу несколько опрошенных CNews экспертов говорили о высоком спросе на сервисы КЭДО, однако есть еще несколько тенденций на рынке, объясняющие рост выручки у многих участников рейтинга. Основная, безусловно, — всеобщий тренд на импортозамещение. Например, после ухода западных вендоров «Норд Клан» начал процесс замещения продукта Microsoft Share Point у компании «Лада» (бывший Nissan), в компании СТД «Петрович» удалость автоматизировать рекрутмент для сотни кандидатов, полностью заместив международную рекрутинговую чатбот-платформу XOR.

Российский рынок HR Tech, несмотря на внешние обстоятельства в виде введения санкций против РФ и ухода западных вендоров, не только смог выстоять, но и демонстрирует рост

Фактор импортозамещения позитивно сказался и на выручке компании «Эквио» с результатом 514 млн, которая заняла шестую строчку. По словам генерального директора компании «Эквио» Алексея Вагина, крупные компании в 2022 г., несмотря на неопределенность, продолжали выделять средства на автоматизацию HR-процессов и импортозамещение зарубежного ПО. «После ухода из России SAP и других платформ, такие клиенты активно приобретали российские решения. Также большую роль сыграла потребность компаний в переобучении и удержании своих сотрудников — с помощью корпоративной обучающей платформы удобно доносить информацию об изменениях в бизнесе, учить новым линейкам продуктов», — добавляет собеседник CNews.

Если у одних компаний пик роста пришелся на период пандемии, когда предприятиям требовались онлайн-решения, то у других — в тот момент, когда люди начали возвращаться к офлайн-жизни. По словам генерального директора компании ServiceGuru Сергея Горбунова, рост выручки произошел (31,3%) в тот момент, когда целевой сегмент вышел из пандемии: рестораны, магазины стали вновь набирать сотрудников и проводить для них обучение.

Главные тенденции

Цифровизация процессов по управлению персоналом в России происходит, по разным оценкам, на протяжении последних 57 лет, и ежегодно потребность в автоматизации HR-деятельности стремительно растет. По мнению директора по стратегии компании «Вебсофт» Артура Захаряна, именно этот тренд — один из ключевых факторов роста рынка.

«Среди процессов, которые начали автоматизировать, можно выделить кадровый резерв и преемственность, различные виды оценки, среди которых KPI (ключевые показатели эффективности), MBO (управление целями), комплексная и другие. Многие компании, ранее ограничиваясь автоматизацией обучения и подбора, теперь добавляют автоматизацию HR-сервисов, оценки результативности, метод текущей оценки персонала через опрос его делового окружения «360». Это — признак организационной зрелости HR-процессов и, соответственно, приводит к росту рынка. Второй ключевой фактор — импортозамещение, массовый отказ от иностранного ПО, что стимулирует появление новых решений и проектов внедрения. Мы ожидаем, что эти тенденции продолжатся и в 2024 году», — уверен собеседник CNews.

Менее значимый, но общий тренд на рынке — отказ от долгосрочных мегапроектов. Артур Захарян добавляет, что четко наблюдается замедление и сокращение объема проектов, связанных с большой автоматизацией, при этом небольшие целевые проекты, напротив, становятся все более популярными, их число кратно растет. Компании, в первую очередь, выбирают платформу, которая соответствует их видению, после чего приступают к серии проектов по ее внедрению.

С момента ухода из страны западных решений, например, таких как SAP Successes Factors, российские игроки стараются занять освободившееся место. На рынке происходит реструктуризация: появляются как отдельные стартапы, так и крупные компании, которые консолидируются и образуют экосистемы.

«Примеры у всех на слуху: «Авито Работа» купила контрольный пакет акций в HR Messenger, VK приобрел 25% Goodt и увеличил долю в онлайн-школе «Тетрика», «» стала соучредителем Mirapolis, Skillbox приобрела онлайн-школу «Кэспа», Prodamus купил платформу для создания онлайн-курсов AXL, «Ростелеком» инвестировал в образовательную P2P-платформу «Мегакампус», а Webinar.ru стал «МТС Линк». Однако пока сложно сказать, какой из этих проектов станет знаковым. На сегодняшний день в России нет аналогов крупным HR Tech компаниям международного уровня», — заключает генеральный директор компании «Эквио» Алексей Вагин.

Российский рынок HR Tech на фоне внешних обстоятельств переживает масштабную трансформацию. Сейчас он находится в состоянии, когда привычные международные решения почти не доступны, а отечественные аналоги еще не дотягивают до их уровня. Однако на фоне импортозамещения, тренда на автоматизацию процессов управления персоналом и роста числа пользователей отечественных систем разработчики уже в ближайшее время должны предложить больше зрелых решений, в которых так нуждаются отечественные предприятия.

Виктория Млечко

CNews Forum 2024 CNews Forum 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

byteoilgas_conf 2024 byteoilgas_conf 2024

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

LANSOFT: время комплексных бизнес-решений LANSOFT: время комплексных бизнес-решений

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

Orion Digital Day Orion Digital Day

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН:

ELMA DAY ELMA DAY

erid:

Рекламодатель:

ИНН/ОГРН: