Российский рынок HR Tech, несмотря на внешние обстоятельства в виде введения санкций против РФ и ухода западных вендоров, не только смог выстоять, но и демонстрирует рост, свидетельствуют данные нового исследования CNews Analytics. Процесс импортозамещения, как и в других сегментах отечественного ИТ-рынка, стал драйвером роста: компании начали миграцию на отечественные решения. По мнению участников рейтинга, в ближайшие годы позитивная динамика на рынке сохранится на фоне роста цифровой зрелости компаний, которые считают автоматизацию HR-процессов необходимостью, увеличения популярности систем кадрового электронного документооборота (КЭДО) и, соответственно, потребности в отечественных комплексных решениях.
Обновленная пятерка лидеров
Топ-40 «Крупнейших игроков в сфере HR Tech 2022» заработали ₽9,2 млрд, что на 30% больше, чем в досанкционном 2021 г. Количественный и качественный состав участников рейтинга изменился по сравнению с исследованием CNews Analytics, проведенным в 2021 г. В рейтинге появилось десять новых игроков, двое из которых заявили о себе решительно, заняв места в первой пятерке.
Лидирующую строчку, как и годом ранее, занимает Mirapolis с результатом в ₽740 млн, за год московская компания продемонстрировала рост выручки в 15%. По итогам 2022 г. на втором месте — ISpring, разработчик программного обеспечения из Йошкар-Олы. Ту же позицию компания занимала годом ранее. ISpring заработала ₽708 млн, показав прирост выручки на 22,9%.
№2022 | №2021 | Название компании | Выручка в области HR Tech в 2022 г., ₽млн с НДС | Выручка в области HR Tech в 2021 г., ₽млн с НДС | Рост выручки 2022/2021 % | Доля от общей выручки, приходящаяся на решения в области HR Tech, в 2022 г. в % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Mirapolis | 740 | 643 | 15,0% | 100% |
2 | 2 | ISpring | 708 | 576 | 22,9% | 38,4% |
3 | - | Verme | 546 | 372 | 46,8% | 100% |
4 | - | Molga Consulting(3) | 542 | 801 | -32,3% | 100% |
5 | 3 | Вебсофт | 536 | 537 | -0,2% | 100% |
Изменения начинаются с третьей строчки, на которой расположился дебютант, компания Verme с результатом в ₽546 млн. По сравнению с 2021 г. объем ее выручки увеличился на 46,8%. По словам бизнес-партнера компании Романа Шаталова, такой рост обусловлен тремя факторами. Первый — в 2022 г. был запущен продукт «Моя Смена», который представляет собой Uber-платформу для подработки в рознице. Второй — усилилась потребность розничных сетей в максимально эффективном управлении расходами на фонд заработной платы и повышении операционной эффективности, что повысило спрос на ряд продуктов. Третий — структурные изменения внутри компании.
На четвертом месте еще один дебютант исследования — Molga Consulting, компания заработала ₽542 млн. Однако за год она продемонстрировала отрицательную динамику: объем выручки снизился на 32%. Компания «Вебсофт» переместилась с третьей строчки на пятую с результатом в ₽536 млн.
Для большой половины участников рейтинга, а именно 61%, деятельность, связанная с цифровыми HR-технологиями, — одна из основных, на нее приходится от 50 до 100% объема выручки компаний. География организаций, принявших участие в исследовании, в этот раз не обширна, подавляющее большинство участников «родом» из Москвы, лишь несколько компаний их Краснодара, Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других субъектов РФ.
Почти все оказались в плюсе
Значительная часть участников нового рейтинга CNews Analytics за год продемонстрировала рост объема выручки. Лишь шесть организаций в 2022 г. не смогли увеличить свои заработки на рынке HR Tech, как правило, это связано с тем, что в предыдущем периоде были реализованы более крупные и прибыльные проекты.
Если говорить о компаниях, у которых рост зафиксирован на уровне 100% и выше, то это вовсе не лидеры рейтинга, а участники, которые расположились за пределами первой пятерки. Один из самых впечатляющих результатов у HRlink. Компания в 2022 г. поднялась на четыре позиции, заняв 13-ю строчку с результатом в ₽358 млн. Прирост выручки составил 282,8%. По словам партнера и директора по развитию HRlink Дмитрия Махлина, сервисы компании в сфере HR были созданы в период пандемии коронавируса, когда на подобные решения был высокий спрос. «В тот период удаленная работа для подавляющего большинства компаний стала способом выживания. В этот момент также начались активные изменения в законодательстве, что расширило возможности платформ для безбумажного документооборота», — добавляет эксперт.
Чуть меньше прирост у «Тензора» (7 строчка) — 246,9%. Драйвером развития компании в этом направлении стало то, что в период 2021–2022 гг. предприятия стали массово переходить на кадровый электронный документооборот (КЭДО).«Готовность бизнеса переходить на электронный кадровый документооборот позволила нам сильно вырасти в период с 2021 года по 2022. Если раньше на КЭДО переходили в основном крупные компании со штатом от 500 человек, то сейчас все больше компаний из сферы мелкого и среднего бизнеса начинают понимать преимущества этой системы», — добавляет директор направления HRm «Тензора» Михаил Ефимов.
Сразу несколько опрошенных CNews экспертов говорили о высоком спросе на сервисы КЭДО, однако есть еще несколько тенденций на рынке, объясняющие рост выручки у многих участников рейтинга. Основная, безусловно, — всеобщий тренд на импортозамещение. Например, после ухода западных вендоров «Норд Клан» начал процесс замещения продукта Microsoft Share Point у компании «Лада» (бывший Nissan), в компании СТД «Петрович» удалость автоматизировать рекрутмент для сотни кандидатов, полностью заместив международную рекрутинговую чатбот-платформу XOR.
Фактор импортозамещения позитивно сказался и на выручке компании «Эквио» с результатом ₽514 млн, которая заняла шестую строчку. По словам генерального директора компании «Эквио» Алексея Вагина, крупные компании в 2022 г., несмотря на неопределенность, продолжали выделять средства на автоматизацию HR-процессов и импортозамещение зарубежного ПО. «После ухода из России SAP и других платформ, такие клиенты активно приобретали российские решения. Также большую роль сыграла потребность компаний в переобучении и удержании своих сотрудников — с помощью корпоративной обучающей платформы удобно доносить информацию об изменениях в бизнесе, учить новым линейкам продуктов», — добавляет собеседник CNews.
Если у одних компаний пик роста пришелся на период пандемии, когда предприятиям требовались онлайн-решения, то у других — в тот момент, когда люди начали возвращаться к офлайн-жизни. По словам генерального директора компании ServiceGuru Сергея Горбунова, рост выручки произошел (31,3%) в тот момент, когда целевой сегмент вышел из пандемии: рестораны, магазины стали вновь набирать сотрудников и проводить для них обучение.
Главные тенденции
Цифровизация процессов по управлению персоналом в России происходит, по разным оценкам, на протяжении последних 5–7 лет, и ежегодно потребность в автоматизации HR-деятельности стремительно растет. По мнению директора по стратегии компании «Вебсофт» Артура Захаряна, именно этот тренд — один из ключевых факторов роста рынка.
«Среди процессов, которые начали автоматизировать, можно выделить кадровый резерв и преемственность, различные виды оценки, среди которых KPI (ключевые показатели эффективности), MBO (управление целями), комплексная и другие. Многие компании, ранее ограничиваясь автоматизацией обучения и подбора, теперь добавляют автоматизацию HR-сервисов, оценки результативности, метод текущей оценки персонала через опрос его делового окружения «360». Это — признак организационной зрелости HR-процессов и, соответственно, приводит к росту рынка. Второй ключевой фактор — импортозамещение, массовый отказ от иностранного ПО, что стимулирует появление новых решений и проектов внедрения. Мы ожидаем, что эти тенденции продолжатся и в 2024 году», — уверен собеседник CNews.
Менее значимый, но общий тренд на рынке — отказ от долгосрочных мегапроектов. Артур Захарян добавляет, что четко наблюдается замедление и сокращение объема проектов, связанных с большой автоматизацией, при этом небольшие целевые проекты, напротив, становятся все более популярными, их число кратно растет. Компании, в первую очередь, выбирают платформу, которая соответствует их видению, после чего приступают к серии проектов по ее внедрению.
С момента ухода из страны западных решений, например, таких как SAP Successes Factors, российские игроки стараются занять освободившееся место. На рынке происходит реструктуризация: появляются как отдельные стартапы, так и крупные компании, которые консолидируются и образуют экосистемы.
«Примеры у всех на слуху: «Авито Работа» купила контрольный пакет акций в HR Messenger, VK приобрел 25% Goodt и увеличил долю в онлайн-школе «Тетрика», «1С» стала соучредителем Mirapolis, Skillbox приобрела онлайн-школу «Кэспа», Prodamus купил платформу для создания онлайн-курсов AXL, «Ростелеком» инвестировал в образовательную P2P-платформу «Мегакампус», а Webinar.ru стал «МТС Линк». Однако пока сложно сказать, какой из этих проектов станет знаковым. На сегодняшний день в России нет аналогов крупным HR Tech компаниям международного уровня», — заключает генеральный директор компании «Эквио» Алексей Вагин.
Российский рынок HR Tech на фоне внешних обстоятельств переживает масштабную трансформацию. Сейчас он находится в состоянии, когда привычные международные решения почти не доступны, а отечественные аналоги еще не дотягивают до их уровня. Однако на фоне импортозамещения, тренда на автоматизацию процессов управления персоналом и роста числа пользователей отечественных систем разработчики уже в ближайшее время должны предложить больше зрелых решений, в которых так нуждаются отечественные предприятия.