Спецпроекты

На страницу обзора
Что будет с рынком аналитики после «обнуления» данных

Рынку средств бизнес-аналитики предсказывают быстрый рост в ближайшие годы. Впрочем, это не единый монолитный рынок, исследователи делят его на сегменты, часть из которых будет расти очень быстро. И если 2020 г. не принес особых перемен в расклад сил на рынке BI, то влияние новых технологических тенденций, а также частичное «обнуление» исторических данных — утрата ими релевантности из-за того, что мир после пандемии изменился, поменялись предпочтения пользователей, методы ведения бизнеса и т. д., — может изменить его уже в ближайшие годы.

На рынке аналитики без перемен. Ну, почти

Магический квадрант Gartner, выпущенный в феврале 2021 г., с виду мало отличается от аналогичного квадранта годичной давности. По-прежнему лидируют Microsoft (увеличившая отрыв от конкурентов) и Tableau, а Qlick сохраняет свою позицию на грани вылета в «визионеры». При более внимательном взгляде перемены есть — ThoughtSpot перешла из «лидеров» в «визионеры», визуально, на графике, впрочем, опустившись на считанные миллиметры.

Магические квадранты Gartner 2020 и 2021 гг.

Источник: Gartner, 2021

Кроме нее в «визионеры» перешла TIBCO Software — из «претендентов». Зато ряды «визионеров» покинула, причем уйдя «в никуда», Salesforce. Эту компанию Gartner более не считает удовлетворяющей критериям включения в квадрант.

Также из квадранта ушли несколько «нишевых» игроков (Logi Analytics и появившаяся в прошлогоднем квадранте Dundas), Birst фигурирует теперь как Infor. Компания Information Builders формально ухудшила свои позиции, но надо учитывать, что в начале года она была приобретена TIBCO, так что, если все пойдет по плану, возможности последней увеличатся, а IB, скорее всего, перестанет самостоятельно участвовать в рейтинге Gartner.

Новичок среди претендентов один, но какой — Amazon. В отличие от неторопливо движущегося из «ниши» вправо и вверх Alibaba Cloud, AWS сразу вышел в лидеры сегмента. Как полагают в Gartner, появление Amazon на рынке облачной аналитики может обрушить на нем цены. Подобно тому, как это сделала Microsoft с PowerBI в мире «обычной» аналитики, а сама Amazon — на рынке розничной торговли. Можно отметить прогресс не очень известной у нас компании Domo, поднявшейся из «нишевых игроков» в «претенденты».

Российский рынок аналитики, по традиции, обновил свою первую пятерку, хотя и не так существенно, как год назад.

Крупнейшие поставщики решений для анализа данных 2020

№2020 №2019 Название организации Город (расположение центрального офиса) Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС Выручка в 2019 г., ₽тыс., с НДС Динамика 2019/2020 гг.
1 1 GlowByte Москва 6 961 000 4 186 000 66,3%
2 4 Лига цифровой экономики Москва 6 690 459 2 070 647 223,1%
3 5 Крок Москва 1 752 816 1 853 054 -5,4%
4 Parma TG Москва 1 383 389 1 503 169 -8,0%
5 12 Корус Консалтинг Санкт-Петербург 944 406 597 067 58,2%

В первой пятерке всего один новичок и еще один «старожил» смог существенно улучшить свою позицию. И два лидера прошлого года на этот раз отказались подавать данные в рейтинг.

В целом, не так много изменений для года, от которого ждали потрясений во всех сферах жизни. Впрочем, как полагает Иван Окопный, директор бизнес-направления Big Data Solutions компании «Неофлекс», роль аналитики при переходе «в онлайн режим жизни» резко возросла. «Одним из главных трендов 2020 года стало применение real-time аналитики, для которой необходимо использовать быстрые данные, позволяющие молниеносно принимать решения в постоянно меняющихся условиях, — говорит он. — Кроме того, появились многочисленные провайдеры данных из числа телеком-операторов и крупных агрегаторов, которые поспособствовали тому, что применение новых технологий стало более доступным».

Старший партнер «Лиги Цифровой Экономики», директор блока BI Андрей Нугманов, напротив, не видит особенных перемен, полагая, что по-прежнему «актуальны и развиваются все тренды, направленные на более глубокий анализ огромных объемов данных для формирования компаниями персонифицированных предложений клиентам».

Среди ключевых тенденций прошедшего года Дмитрий Кулагин, директор центра управления данными компании «Инфосистемы Джет», отметил продолжающийся рост спроса на решения «самообслуживания» в сфере аналитики и функции, позволяющие бизнес-пользователям работать с данными: средства создания отчетов «по запросу», формирования «песочниц» для быстрой проверки идей и самостоятельное подключение внешних источников. «Все больше компаний начинают понимать, как извлекать пользу из данных на разных уровнях, применять сквозную модель аналитики и как можно быстрее внедрять изменения и получать результат», — говорит Дмитрий Кулагин. Еще одна значимая тенденция, по его мнению, — увеличение интереса к созданию стратегии управления данными, Data Governance. Компании стремятся реализовать весь потенциал производимых и хранимых ими данных, прийти к единому подходу к управлению корпоративной информацией. В России драйвером интереса к Data Governance может стать инициатива Центрального банка 716-П, обязывающая банки с 2022 г. контролировать риски, связанные с данными.

Перемены за полгода

В июне 2020 г. Gartner опубликовала «10 основных тенденций развития технологий обработки данных и аналитики на 2020 год», а в марте 2021-го — «10 основных тенденций развития технологий обработки данных и аналитики на 2021 год». Первый документ должен был помочь компаниям реагировать на изменения, которые принес в жизнь коронавирус и подготовиться к постпандемической «перезагрузке». Второй, кроме того, помочь им использовать возможности, которые открываются в 2021 г.

Название первой тенденции дословно совпадает — «Более умный, быстрый и ответственный ИИ». А вот содержание разное, если в 2020 г. речь шла в основном о создании «более умного и быстрого» искусственного интеллекта, то в 2021-м упоминается не только необходимость «этической ответственности» ИИ, но и меньшая требовательность к данным.

В описании еще одной тенденции Gartner возвращается к этой мысли, указывая, что резкие изменения в бизнесе из-за пандемии COVID-19 привели к тому, что модели машинного обучения и искусственного интеллекта, основанные на больших объемах исторических данных, стали менее актуальными. Поэтому необходимо уменьшать зависимость ИИ-моделей от объемов данных, научиться добиваться эффекта от использования небольших дата-сетов различной природы, добиваться синергии от их использования.

Если в 2020 г. постулировалось, что «Облако — это данность», то среди тенденций 2021-го указывается рост важности анализа данных на периферии, в 2023 г. таких данных уже будет более половины общего объема.

О блокчейне Gartner не упоминает, на смену в тенденциях ему пришла другая модная концепция — XOps (в данном случае имеются в виду DataOps, MLOps, ModelOps и PlatformOps). Большинство проектов в области аналитики и ИИ, как полагают в Gartner, терпят неудачу, потому что ввод решений в эксплуатацию «рассматривается как нечто второстепенное». Применение практик DevOps позволит повысить долю успешных проектов.

Среди других тенденций аналитики Gartner отметили рост важности графического представления результатов, возможность анализа не только отдельных решений, но и их цепочек, увеличение возможностей, предоставляемых аналитикой широкому кругу потребителей. Причем вместо «заранее предопределенных» информационных панелей им будут предоставляться динамически генерируемые панели, зависящие от потребностей пользователей.

Аналитика на любой вкус

В апреле 2021 г. агентство ResearchAndMarkets представило прогноз развития рынка бизнес-аналитики. В 2020-г, по его оценке, размер рынка составил $22,4 млрд, к 2027 г. он вырастет до $37,34 млрд (среднегодовой рост — 6,4%). MarketsandMarkets дает схожие цифры оценивая рост в 2020-2025 гг. в 7,6%, с $23,1 млрд до $33,3 млрд.

Самым большим вертикальным рынком аналитики называют финансовую сферу, самым быстрорастущим — сегмент здравоохранения и биологических наук.

Но «классической» бизнес-аналитикой рынок уже давно не исчерпывается. И новые сегменты зачастую растут быстрее. Так, рынок мобильной бизнес-аналитики, по данным ResearchAndMarkets, будет увеличиваться в 2020-2027 гг. почти втрое быстрее, чем рынок аналитики в целом (на 18,9% в год) и вырастет с $8,8 млрд до $29,6 млрд.

Еще быстрее растет рынок Social Business Intelligence (Social BI — продукты и услуги для создания, публикации и совместного использования настраиваемых бизнес-аналитических отчетов и информационных панелей конечными пользователями облачных технологий). В 2020 г. он составлял $1,7 млрд, в 2027-м достигнет $7,9 млрд, прибавляя каждый год в среднем по 24,7%. Что неудивительно — данные из социальных сетей во многих сферах бизнеса, особенно связанных с конечными потребителями, крайне важны для получения обратной связи.

В некотором смысле Social BI — это своеобразный аналог DevOps в мире аналитики, поскольку дает возможность получать отзывы клиентов на ранних этапах внедрения какой-либо услуги или при запуске продукта, а не «задним числом».

Еще быстрее будет расти сегмент решений расширенной аналитики (augmented analytics), использующих искусственный интеллект и машинное обучение. Его среднегодовой рост в Allied Market Research оценивают на уровне 28,4%, до $29,86 млрд в 2025 г.

Также быстро растет огромный рынок встроенной аналитики, на 14,7% в год по оценке ResearchandMarkets, продажи соответствующего ПО и услуг достигнут 104,7 млрд в 2027 г.

Встроенная аналитика — это тип аналитического инструмента, который интегрирован в программное обеспечение предприятия и работает как компонент внутреннего приложения. Если стандартные средства BI сравнивают с картой, с помощью которой планируется маршрут, то встроенная аналитика — это GPS-навигация внутри автомобиля, которая подсказывает дорогу в режиме реального времени.

Среди причин быстрого роста всех сегментов BI аналитики называют резкое увеличение объемов неструктурированных данных, в том числе — генерируемых устройствами интернета вещей, умными городами, датчиками, камерами и т. д., а также социальными сетями.

А рост популярности облачных BI-решений (на 23% в год по оценке MarketsandMarkets, до $65,4 млрд в 2025 г., но в эту величину входят не только затраты на собственно аналитические решения, но и на решения для размещения хранилищ данных) позволяет начать использовать аналитические средства с меньшими начальными затратами, чем если бы полноценное аналитическое решение разворачивалось в собственном дата-центре. Попадание в квадрант Gartner в последние два года Alibaba Cloud и AWS подчеркивают тренд на переход бизнес-аналитики в облако.

Дмитрий Гапотченко

Интервью обзора

Рейтинги

Крупнейшие поставщики решений для анализа данных в России 2020
№2020 Название организации Выручка в 2020 г., ₽тыс., с НДС*
1 GlowByte(1) 6 961 000
2 Лига цифровой экономики 6 690 459
3 Крок 1 752 816
Подробнее