Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Мобильный банкинг в России далек от совершенства

Результаты исследования Mobile Banking Rank 2012 свидетельствуют о том, что услуга «Мобильный банк» доступна 20 млн клиентов российских банков, однако пользуются ей 1-2 млн человек в месяц. Основная причина в том, что лишь единичные мобильные решения способны стать полноценной заменой интернет-банкингу.

Аналитическое агентство Markswebb Rank & Report провело исследование Mobile Banking Rank 2012, которое продемонстрировало гигантский разрыв в уровне развития мобильного банкинга среди крупнейших российских банков. Лишь единицы исследованных систем представляют собой полноценные решения для мобильного управления банковскими счетами, которые в некоторых случаях могут стать заменой интернет-банка. В ходе исследования были проанализированы системы мобильного банкинга 30 крупнейших российских розничных банков.

Большинство мобильных банков являются решениями, сильно зависимыми от интернет-банков, и предлагают пользователям ограниченный набор платежных и информационных функций. Конвертацию средств из одной валюты в другую предлагают мобильные интерфейсы лишь 12 банков из 30 исследованных. А перевод физическим лицам по произвольным реквизитам (включая перевод по номеру банковской карты получателя) через мобильный банкинг возможен лишь у 7 банков. При этом почти треть исследованных банков вообще не предоставляют своим клиентам услугу мобильного банкинга.

В США и многих европейских странах соотношение пользователей мобильных банков и интернет-банков составляет примерно 1 к 4. При этом аудитория мобильных банкингов удваивается за год. В России мобильный банкинг так же развивается весьма бурно. Количество счетов физических лиц, открытых в российских банках и имеющих доступ к ним через мобильный телефон, уже превысило 20 млн, хотя реальная аудитория мобильного банкинга в России, по оценкам аналитиков Markswebb Rank & Report, пока еще лежит в пределах 1-2 млн пользователей в месяц.

Согласно данным исследования дистанционных банковских услуг 200 крупнейших российских банков, проведенного агентством Markswebb Rank & Report в январе 2012 г., 27% банков предлагают своим клиентам-физическим лицам хотя бы один мобильный интерфейс для управления счетами.

По результатам Mobile Banking Rank 2012, среди 30 крупнейших российских розничных банков мобильный банкинг в том или ином виде предлагают почти 75% банков (22 банка). Из них наиболее распространенными интерфейсами являются мобильные сайты-банкинги и приложения для смартфонов iPhone – их реализовали по 12 банков. Приложения для платформы Android предлагают 11 банков, приложения на Java – 9 банков.

Общий рейтинг сервисов мобильного банкинга

Компания Баллы
1 ВТБ24 78
2 Банк Санкт-Петербург 73
3 Московский Индустриальный Банк 63
4 Русский Стандарт 56
5 Промсвязьбанк 54
6 Газпромбанк 47
7 Альфа-Банк 41
8 Ситибанк 39
9-12 Московский Кредитный Банк 27
9-12 Номос-Банк 27
9-12 СКБ-Банк 27
9-12 ТрансКредитБанк 27
13 Росбанк 25
14 Уральский Банк Реконструкции и Развития 20
15 Россельхозбанк 18
16-19 Райффайзенбанк 14
16-19 Сбербанк России 14
16-19 Ханты-Мансийский Банк 14
16-19 ЮниКредит Банк 14
20 МДМ Банк 7
21 Банк Возрождение 6
22 ХоумКредит Банк 5
АК БАРС н/м
Банк Москвы н/м
Восточный н/м
Открытие н/м
ОТП Банк н/м
Петрокоммерц н/м
Траст н/м
Уралсиб н/м

Источник: Markswebb Rank&Report, 2012

При этом новые мобильные банки появляются буквально каждый месяц. Только за июнь 2012 г., когда проходила активная стадия исследования, существенно обновились мобильные приложения банка «Русский Стандарт», было выпущено iPhone-приложение «Ханты-Мансийского банка», а уже при подготовке данного документа появилась информация о запуске мобильных приложений для iPhone и Android «Номос-Банка».

Наталья Анищук