Назван топ-20 поставщиков ИТ-услуг в России. В 2015 г. этот рынок упадет на 25 млрд рублей
По оценкам аналитиков, в 2015 г. российский рынок ИТ-услуг сократится на 8,5%. По итогам 2014 г. первое место на рынке, исходя из объема выручки, сохранила компания «Техносерв». На втором месте — «Ланит», на третьем — «Энвижн», на четвертом — «Крок», на пятом — «Компьюлинк».
Объем рынка ИТ-услуг в России
Объем российского рынка ИТ-услуг в 2015 г. достигнет p261,7 млрд, сократившись на 8,5% по отношению к 2014 г., говорится в отчете Tadviser. В 2014 г. объем рынка составил p286 млрд, столько же — в 2013 г.
Негативная динамика связана с тяжелым первым полугодием, которое многие заказчики потратили на адаптацию под новые условия, пересмотр бюджетов и смещение приоритетов в пользу более дешевых услуг, не требующих масштабного реинжиниринга процессов, пояснили авторы отчета. Падение могло бы быть более сильным, но отчасти рынок поддержит возобновление проектов, замороженных ранее.
Объем ИТ-аутсорсинга
ИТ-услуги в методологии авторов отчета включают внедренческий консалтинг, системную интеграцию, установку и поддержку оборудования и ПО (ИТ-аутсорсинг). За последние четыре года (2011-2014 г.г.) аналитики зафиксировали постепенный рост объемов ИТ-аутсорсинга. В 2014 г. его объем составил p66,3 млрд по сравнению с p60,9 млрд в 2013 г.
Топ-20 в 2014 г.
Исходя из объема выручки, первое место среди поставщиков ИТ-услуг в России сохранила компания «Техносерв». Ее выручка в 2014 г. составила p35,2 млрд. По сравнению с 2013 г. показатель вырос на 17%.
На втором месте — «Ланит», на третьем — «Энвижн», на четвертом — «Крок», на пятом — «Компьюлинк».
Компания «Ланит» в 2014 г. нарастила выручку на 15% до p30,9 млрд. В свою очередь, выручка «Крок» выросла всего на 2%, а «Энвижн» и «Компьюлинк» вовсе продемонстрировали негативную динамику — продажи упали на 31% и 3% соответственно.

В первую двадцатку по итогам 2014 г. вошли: «Астерос», «Ай-Теко», ЦФТ, AT Consulting, «Инфосистемы Джет», «Оптима», «АйТи», Softline, «Форс», ICL, «Борлас», АМТ, «Корус Консалтинг», «Парма-Телеком» и «Галактика».

Больше всего продажи увеличила Softline — на 136% в сравнении год к году. Высокие показатели роста у следующих компаний: «Инфосистемы Джет» и «Галактика» (по 29%), «Форс» (27%), ЦФТ и AT Consulting (по 24%).
Источники спроса
Наибольший спрос на ИТ-услуги в 2014 г. наблюдался со стороны промышленных предприятий. Это объясняется желанием компаний нарастить выпуск отечественной продукции в эпоху санкций, и, собственно, мощности самих предприятий. Госсектор в 2014 г. также усиливал свои позиции как главного драйвера ИТ-услуг.

Влияние кризиса
До кризиса некоторые крупные иностранные компании, имеющие представительства в России, придерживались следующей схемы работы: они заключали централизованный контракт с крупным иностранным интегратором, который осуществлял поддержку оборудования или системы разработчика. Действие контракта распространялось по всему миру, в том числе на Россию. После резкого скачка курса американского доллара, платежи в этой валюте стали высокими для многих в России. Несмотря на девальвацию евро по отношению к доллару, платежи российских клиентов в европейской валюте также стали заметно дороже.
«В новых условиях российскому офису западного вендора пришлось искать альтернативный вариант в лице местного интегратора, имеющего достаточные компетенции для замены западного», — отметил Никита Дергилев, директор по сервису и аутсорсингу компании «Техносерв».
Изменилась ситуация и с российской стороны. Например, российские банки, телеком-операторы, крупные промышленные предприятия до кризиса предпочитали работать по прямым контрактам с западными вендорами. И еще совсем недавно западные производители выступали на местном рынке как прямые конкуренты для российских интеграторов. Сейчас крупный бизнес развернулся в сторону российских интеграторов и предлагает им масштабные задачи, стремясь получить необходимые услуги в прежнем объеме и при прежнем уровне финансирования проектов.
«Чтобы достичь такого результата, компании идут на менее жесткие условия при заключении контракта. Новый подход со стороны бизнеса дал российским интеграторам больше свободы. У них появилась возможность искать решения и добиваться нужного качества предоставления услуги», — поделился Дергилев.
Изменение ожиданий
Запросы к поставщикам ИТ-услуг сейчас затрагивают не только ожидаемые клиентом ИТ-инфраструктуру и технический уровень услуги, они в большей степени ориентированы на бизнес-эффект. «Об этом говорили давно, но еще год назад эта тенденция не была настолько явной. Теперь же можно говорить о смещении акцентов в сфере техподдержки и ИТ-аутсорсинга как о свершившемся факте», - уверен Владимир Турлачев, руководитель направления ИТ-аутсорсинга и технической поддержки Softline.
По мнению Андрея Гешеля, директора сервисного центра компании «Инфосистемы Джет», преимущество ИТ-аутсорсингового партнера заключается в надежности: «Собственные сотрудники могут начать массово увольняться в случае, если работодатель не готов повышать им зарплату, а в кризис он, как правило, совсем к этому не готов».