Разделы

Бизнес Техника Цифровизация Инфраструктура

Серый импорт сканеров в России умирает

В 2002 г. тенденции на рынке сканеров были обратными году 2001-ому – темпы количественного роста рынка еще больше ускорились, в то время как денежного – снизились. Официальными партнерами вендоров было продано 494,1 тыс. устройств на общую сумму $58,7 млн. (в розничных ценах). По сравнению с теми же показателями в 2001 г. это означает рост на 81,9% в штуках и 50,9% - в деньгах. Если же учесть поставки по неавторизованному каналу, то общее количество сканеров, приобретенных российскими потребителями, превысило полмиллиона (следует, правда, отметить, что доля «серого» импорта, ранее в отдельные периоды достигавшая 30%, в 2002 г. значительно сократилась благодаря активной работе вендоров по формированию своей партнерской сети). Анализ структуры продаж сканеров на российском рынке представляет компания ITResearch.

Темпы увеличения рынка сканеров продолжают оставаться одними из самых высоких в отрасли. Помимо очевидной причины — слишком малого для эпохи «цифрового» офиса исходного уровня оснащенности компьютерного парка этим типом периферийных устройств, высокую динамику продаж в этом сегменте рынка определяют и другие факторы. Среди них — быстрое распространение новых массовых офисных и домашних приложений (например, таких, как «scan-to-Email», Web-дизайн и цифровая фотография), а также активная «поддержка» этих приложений со стороны производителей соответствующей функциональностью своих продуктов. Кроме того, свой вклад в рост продаж начинает вносить и рынок замещения. Несмотря на сравнительную «молодость» сегмента сканеров как массовой периферии (и, соответственно, отсутствие значительной инсталлированной базы устаревших продуктов), многие пользователи предпочитают заменять купленные всего два-три года назад сканеры новыми недорогими моделями из-за большего удобства работы с ними при выполнении рутинных задач. Например, сканирование документа для отправки его по электронной почте теперь может осуществляться простым нажатием кнопки (а как показывают результаты опроса, проведенного компанией IT Research среди корпоративных пользователей, эта операция является в настоящее время одним из наиболее популярных офисных приложений сканеров). Здесь для сравнения интересно отметить, что процесс замещения новыми моделями стал сейчас основным фактором развития рынка сканеров в странах Западной Европы и Северной Америки, в то время как увеличение числа новых пользователей этих устройств там исчисляется единицами процентов.

Динамика продаж сканеров за последние три года
(за 1 принято количество сканеров, проданных в 1-м квартале 2000 г.)

H1’00 1,00 Динамика продаж сканеров за последние три года (за 1 принято количество сканеров, проданных в 1-м квартале 2000 г.)
H2’00 1,40
H1’01 1,63
H2’01 2,07
H1’02 2,99
H2’02 3,74

Источник: ITResearch

Цены берут свое

Как уже говорилось выше, в 2002 г. произошли существенные изменения в структуре продаж сканеров по ценовым категориям, и динамика их рыночных долей выглядит почти как зеркальное отображение этих же показателей за 2001 г.

Изменение рыночной доли сканеров различных категорий в 2001 и 2002 гг.

2001 г. Изменение рыночной доли сканеров различных категорий в 2001 г.
Планшетные, до $100 -9,0%
Планшетные, $101-200 +6,7%
Планшетные, $201-500 +1,2%
Планшетные, свыше $500 +0,6%
Фильмовые +0,5%
2002 г. Изменение рыночной доли сканеров различных категорий в 2002 г.
Планшетные, до $100 +8,8%
Планшетные, $101-200 -2,4%
Планшетные, $201-500 -4,9%
Планшетные, свыше $500 -0,9%
Фильмовые -0,6%

Источник: ITResearch

Рост доли планшетных устройств стоимостью менее 100 долл. происходил за счет всех остальных групп, в то время как годом раньше именно low-end сканеры несли потери. Эрозия цен сказалась сильнее, чем смещение спроса в сторону более качественных продуктов, и «численное преимущество» сканеров самой нижней ценовой категории значительно возросло, превысив в прошлом году две трети рынка. В результате «среднестатистическая» стоимость планшетного сканера снизилась за последние два года почти на 25% и постепенно приближается к отметке в 100 долл.

Вполне естественно, что именно в этой массовой категории сканеров, где в условиях выравнивания технических и эксплуатационных характеристик продуктов определяющим становится фактор цены, конкуренция среди вендоров наиболее острая. Как и в предыдущие два года, больше всего было продано low-end сканеров BenQ, Hewlett-Packard и Mustek *, однако совсем немного тройке лидеров уступили Canon и Genius. По сравнению с 2001 г. уменьшились поставки недорогих сканеров Umax и Microtek (оба вендора значительно больше внимания уделяют старшим ценовым категориям планшетных, а также фильмовым сканерам), зато вновь появились продукты компании Epson. После длительного перерыва этот вендор приступил к повторному «освоению» нижнего ценового сегмента рынка (что в основном и позволило Epson в полтора раза увеличить свою рыночную долю и в четвертом квартале выйти на второе место на рынке сканеров в целом за 2002 г., обойдя по количеству проданных устройств BenQ, Genius и Mustek).

В остальных ценовых группах, как показали итоги 2002 г., «рыночной демократии» стало поменьше. В категории сканеров ценой 101-200 долл. 80% рынка контролируют три компании — Epson, Hewlett-Packard и Umax, а подсегмент 201-500 долл. фактически превратился в дуополию — свыше 90% всех проданных устройств составили продукты Epson и Hewlett-Packard.

После прекращения в начале 2002 г. продаж сканеров Agfa, а позднее и Heidelberg, в категории наиболее дорогих офисных и профессиональных планшетных сканеров упрочились позиции трех остальных ведущих вендоров — Hewlett-Packard, Microtek и Umax. Вместе они теперь контролируют три четверти рынка, причем, если говорить о денежной его составляющей, то серьезного преимущества не имеет ни одна из этих компаний.

Значительные изменения произошли и в структуре продаж фильмовых сканеров. После довольно бурного (более чем вдвое) их количественного роста в 2001 г., в прошлом году темпы заметно снизились, причем в основном это коснулось недорогих устройств, рассчитанных на широкий круг пользователей, в том числе и домашних.

Причина в том, что они не выдерживают ценовой конкуренции со стороны планшетных сканеров со слайд-приставками, все чаще встречающихся и среди low-end моделей, которые в большинстве случаев обеспечивают вполне приемлемое качество вводимого изображения. К тому же у тех фотолюбителей, кто обладает большими архивами фотоматериалов, появилась возможность прибегнуть к «аутсорсингу» — заказать оцифровку не только бумажных, но и пленочных фотоматериалов в специализированных салонах.

В то же время в 2002 г. увеличились продажи более дорогих фильмовых сканеров, рассчитанных на полупрофессиональных и профессиональных пользователей. Этому в немалой степени способствовало появление на рынке продуктов компании Umax (с ценой в диапазоне 400 — 600 долл.), раньше не представленной в данном сегменте российского рынка.

Ведущими поставщиками фильмовых сканеров категории low-end, как и в 2001 г., оставались компании BenQ и Microtek, в то время как лидером по продажам наиболее дорогих устройств — компания Nikon.

Сканеры и цифровые камеры

Ответ на вопрос о рыночном «взаимоотношении» цифровых камер и сканеров оказывается не таким простым, как он многим виделся еще совсем недавно — первые должны довольно быстро потеснить вторые.

Распространение таких массовых приложений как цифровая фотография может снизить потребность в сканирующих устройствах благодаря более простому, «прямому» вводу изображений в компьютер, однако на данном этапе они скорее «играют на руку» этому сегменту рынка, приобщая пользователей к цифровым технологиям работы с изображениями и заставляя их «что-то делать» со своими бумажными и пленочными архивами, накопленными за предыдущие годы. В дальнейшем, по мере того, как все большая часть архивов будет преобразована в электронную форму, а численность нового поколения фотолюбителей, изначально предпочитающих работать с цифровой техникой, продолжит расти, необходимость иметь сканер в домашней фотолаборатории станет не такой острой. Тем не менее в этом потребительском сегменте традиционные сканеры в обозримой перспективе останутся востребованными.

Если же говорить об офисных приложениях, то, похоже, гораздо большую, чем цифровые камеры, угрозу рынку сканеров как автономных периферийных устройств представляют в настоящее время многофункциональные устройства (МФУ). Так например, согласно результатам упомянутого в начале статьи опроса ITResearch, около четверти респондентов ответили, что используют для оцифровки документов наряду со сканерами и МФУ. По мере роста популярности этих устройств они будут оказывать все большее «давление» на рынок традиционных сканеров.

Прочитать полную версию статьи «Больше, но дешевле. Структура продаж на российском рынке сканеров», «Бестселлеры IT-рынка. Компьютеры и периферия», Весна 2003 г., стр. 105–106

* Здесь и далее в статье перечисление компаний ведется в алфавитном порядке, который не всегда совпадает с их рейтингом по объемам продаж.