Разделы

Бизнес Цифровизация Внедрения

Пять шагов к выбору системы автоматизации

Выбор системы автоматизации – дело, требующее серьезного подхода. Прежде чем принимать решение, требуется взвесить все "за" и "против", понять, какие сферы в первую очередь нуждаются во внедрении такой системы. Для этого на практике был выработан общий алгоритм действий, применимый практически для любого предприятия.

Прежде чем рассматривать проблему выбора системы автоматизации (СА) для предприятия, необходимо сразу же определиться с тем, что мы понимаем под такой системой.

Это очень важно, поскольку в зависимости от сферы бизнеса СА очень разнятся по своей функциональности и решаемым задачам. Но и это не все. Ведь предприятие может иметь весьма сложную структуру, и в различных подразделениях решаются совершенно разные задачи.

Шаги к выбору системы автоматизации

1. Определение области автоматизации
2. Разделение этой области на модули по логической связи бизнес-процессов
3. Создание спецификации по каждому молулю
4. Формирование схемы взаимосвязи различных модулей
5. Анализ рынка соответствующего ПО

В целом надо отталкиваться именно от понятия "система", то есть от набора взаимосвязанных объектов автоматизации, каждый из которых покрывает определенную предметную область, но связь между данными объектами может быть установлена без серьезных дополнительных издержек, а обмен информацией между ними прозрачен и формализован.

В связи с этим можно рассматривать СА не только как продукт какого-то определенного производителя, но и как набор таких продуктов или вовсе продукты различных производителей, удовлетворяющие требованиям компании, совместимые и легко интегрируемые между собой.

Компания перед выбором

Вопрос выбора автоматизированной системы для предприятия встает в тот момент, когда компания либо начинает работать, либо переживает этап модернизации.

Начинающей фирме, с одной стороны, легче – нет необходимости переноса информации из старой системы, нет еще истории, которую необходимо конвертировать во внедряемую систему. С другой стороны, нет необходимого опыта эксплуатации подобных систем, не с чем сравнивать функциональность и эффективность владения. Те проблемы, которые могут встать в перспективе, пока еще не проявляются.

В то же время, компания, имеющая серьезный опыт эксплуатации различных систем, да еще, возможно, и на различных платформах, в плане ИТ-компетенции, конечно же, имеет колоссальное преимущество, но при этом сталкивается с весьма серьезными затратами по переносу данных и параллельному сопровождению высвобождаемого ПО.

Подход к выбору СА в указанных случаях несколько отличается. Стоит остановиться здесь на общих моментах.

Первое, что необходимо сделать при выборе СА, – это определить область автоматизации. Но еще до выбора системы в компании должна быть четкая картина бизнес-процессов, начиная от внутренней бухгалтерии и документооборота до собственно производства (создания продаваемого на рынке продукта). Если нет такого представления, четкой структуризации, то вероятность ошибки при выборе СА предельно высока. И к сожалению, это не редкость. Как не редкость и тот факт, что как раз выбор и начало эксплуатации системы автоматизации зачастую выявляют массу проблем в менеджменте, слабое взаимодействие различных подразделений и отсутствие четких бизнес-правил.

Что касается определения области охвата бизнес-процессов, то чем шире эта область, тем, естественно, сложнее выбор СА, и гораздо больше аналитической информации требуется подготовить и переработать в ходе такого выбора. Но зато, если внести достаточную детализацию на данном этапе, хорошо продумать и спланировать взаимосвязи в системе, то затем не придется нести дополнительные затраты, связанные с несовместимостью или сложной интеграцией уже имеющихся продуктов, входящих в СА, с вновь приобретаемым ПО, проделывать огромную работу по переносу информации.

Поскольку требования к функциональности и производительности ПО могут меняться довольно быстро, то требования,предъявляемые к СА должны иметь некий резерв, необходимо планировать на переспективу.

От общего к частному

Итак, после того определена максимально возможная область охвата СА (в идеале, все бизнес-процессы компании), требуется разбить эту область на составляющие части (модули) по логической связи бизнес-процессов.

Пример разделения области охвата СА на модули

Пример разделения области охвата СА на модули

Увеличить

Источник: данные автора

На различных предприятиях в зависимости от их сфер деятельности эти модули будут отличаться, но принципиальный подход един.