Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Kraftway: создан центр ИТ-контроля правительства Москвы

На управление ИТ-инфраструктурой крупного предприятия часто тратится довольно много средств, а также времени сотрудников ИТ-департамента. При этом результат не всегда радует. Как упростить обслуживание имеющейся техники, ее своевременную модернизацию? Эти и многие другие задачи пришлось решить компании Kraftway, реализующей проект создания системы мониторинга информационных ресурсов Правительства. Его результатом станет единый надежный центр управления всей ИТ-инфраструктурой правительства Москвы.

Производя постоянный мониторинг оборудования, решение Kraftway может предсказать возможные сбои, и следовательно, помочь предотвратить проблемы. Таким образом, конечной целью использования Kraftway Management Pack является повышение уровня стабильности системы, увеличение ее безотказности.

Цельная картина

Третий уровень – непосредственно видимый, в отличие от предыдущих двух, которые можно отнести к технологической платформе. На видимом же, третьем уровне, заказчику доступна аналитическая система, предназначенная для руководящего состава. Она предоставляет консолидированную информацию по использованию имеющихся в правительстве Москвы информационных систем. "Зачем нужна подобная система? Очень просто, - говорит Кирилл Конягин. – В правительстве эксплуатируется несколько сотен систем. На каждую из них регулярно выделяется финансирование. При этом актуальной информации о том, насколько та или иная система в принципе нужны, нет. Ведь инфраструктура правительства выстраивается уже 18-й год, за это время накопилось большое количество разнообразных систем. И есть подозрение, что многие из них не нужны – однако деньги на них выделяются. С другой стороны, есть действительно востребованные системы, но работающие на устаревших ресурсах – их нужно модернизировать, потратив на это определенные средства. Таким образом, речь идет в целом о более эффективном использовании средств, выделяемых на эксплуатацию и поддержку информационной структуры правительства Москвы".


Сегодня в правительстве Москвы эксплуатируется порядка трехсот серверов, предоставляющих различные ИТ-сервисы 15 тысячам пользователей

Вторая видимая часть уровня – это единая информационная система для организации службы технической поддержки и сопровождения, то есть система класса Service Desk. Это решение, позволяющее регистрировать заявки, обрабатывать их, в ней прописаны регламенты прохождения разных типов заявок – системы такого класса сейчас хорошо известны, широко внедряются на разных предприятиях. "Что интересно в данном проекте касательно системы Service Desk – мы совместно с партнерами реализовали интеграцию Service Desk с системами Microsoft Operations Manager и Microsoft SMS, - рассказывает Кирилл Конягин. – Они автоматически поставляют информацию в Service Desk. Это значит, что если вдруг происходит какая-либо поломка на одном из наблюдаемых объектов, например, на сервере, система автоматически детектирует это, а информация об инциденте тут же передается в Service Desk, где проблема передается в обработку. Условно говоря, Service Desk является единой точкой входа для службы сопровождения и поддержки, специалистам не нужно иметь пять разных консолей, чтобы наблюдать за разнородными объектами".

Ощутите разницу

Сегодня завершено проектирование системы в целом на всех трех уровнях. В прошлом году работы по внедрению систем производились на пяти крупных площадках, в число которых вошли здания мэрии на Тверской и на Новом Арбате. Это был пилотный проект, во время которого отрабатывались все возможные сложности до того, как будет продолжено подключение к единой системе мониторинга ИТ-инфраструктуры других организаций московского правительства. Сейчас работы идут параллельно по двум направлениям – это внедрение систем единого каталога по всем подразделениям правительства Москвы и подключение информационных систем к системе мониторинга. По аналитической системе работы уже практически завершены, она получает данные для работы от низлежащих систем. Набор отчетов уже сформирован – растет список систем, по которым аналитика уже доступна.

Что касается системы Service Desk, ее первоначальное внедрение также завершено. Проводится тонкая настройка регламентов по разным типам заявок.

Изначально проект был рассчитан на два года – 2006 и 2007. Реализация сегодня идет с небольшим запозданием. "Запаздывание связано со сложностью подключения информационных систем к системе мониторинга, - объясняет Кирилл Конягин. – Архитектура MOM такова, что это некий конструктор, к которому в принципе можно присоединять любую сущность. Для подключения каждой системы мы фактически разрабатываем отдельный модуль. До начала проекта нам не были известны все данные об используемых в правительстве Москвы информационных системах – они выявились лишь по ходу реализации проекта. И оказалось, что различных типов систем больше, чем мы предполагали, а соответственно, больше времени потребуется на их подключение к мониторингу. Это основная техническая проблема, с которой мы столкнулись".

Проект в большей степени предназначен для оптимизации использования ИТ-ресурсов правительства Москвы, однако и для конечных пользователей он представляет ценность. "Разница в работе будет ощущаться, - считает Кирилл Конягин. – Простой пример: в отсутствие единой системы управления конфигурациями рабочих станций, которую реализует SMS, неизвестно было, что происходит на компьютере пользователя, какое программное обеспечение на нем установлено, насколько оно актуально. Отмечу, что сегодня заказчик очень страдает от вирусных атак – и это несмотря на наличие антивирусных средств в корпоративной сети. Это происходит из-за того, что "заплатки", обновления вовремя не устанавливаются. Как минимум эту задачу для пользователя проект решит. С другой стороны, появится единая точка входа для решения конкретных проблем пользователей – я имею в виду Service Desk. Сотрудник сможет просто зарегистрировать заявку и забыть о ней. Его проблема должна будет решиться за отведенное регламентом время".

По оценкам специалистов Kraftway, большая часть работ по проекту будет завершена в этом году. Правительство Москвы получит четкую картину состояния собственной ИТ-инфраструктуры, сможет предотвращать аварии, получит представление о том, насколько востребованы те или иные информационные системы. Это позволит более эффективно расходовать средства на развитие и оптимизировать управление информационными ресурсами в целом.

Юлия Муромец / CNews