Разделы

Цифровизация Инфраструктура Маркет

Как выбрать АТС для растущего бизнеса?

Российский рынок цифровых офисных АТС отличается стабильно высоким спросом уже на протяжении многих лет. Его позитивная динамика приводит к росту конкуренции среди множества поставщиков, работающих на этом рынке. В результате решения различных вендоров слабо отличаются друг от друга, и выбрать оптимальную АТС непросто.

Российский рынок цифровых офисных АТС отличается большей стабильностью по сравнению со многими другими сегментами телекоммуникационного рынка. Справедливости ради стоит отметить, что подобная тенденция характерна и для мирового рынка в целом. Единственное отличие отечественного рынка состоит в стабильной позитивной динамике уже на протяжении 5-7 лет. Единственный ожидаемый бум – полный переход на "чистую" IP-телефонию, ангажированный некоторыми мировыми телекоммуникационными гигантами, как известно, не состоялся. Ни в мире, ни тем более в России. Революции не случилось, и аналоговые порты по-прежнему пользуются спросом – в первую очередь из-за своей низкой цены. Тем не менее, IP-телефония – уже зрелая технология, и самое главное, что эта зрелость появилась в умах потенциальных заказчиков. Преимущества использования интернет-протокола осознаны. Именно поэтому наиболее востребованными в последние годы оказались конвергентные решения, поддерживающие как IP, так и традиционную телефонию. Цифровые офисные АТС не стали исключением.

Взгляд в будущее

Эксперты оценивают среднегодовые темпы роста российского рынка цифровых офисных АТС за этот период на уровне 18-22%. Причем подобная тенденция не сильно различается в зависимости от масштаба бизнеса: высокие продажи наблюдаются как в крупном бизнесе, так и в секторе СМБ. Впрочем, многие эксперты считают, что последнее обстоятельство связано с тем, что между этим двумя сегментами все сложнее провести четкую границу, которая с каждым годом все больше размывается. Вероятно, именно это обстоятельство привело к тому, что на сегодняшний день, по разным оценкам, на сегмент среднего и малого бизнеса приходится 50-60% всех продаж на рынке цифровых офисных АТС.

Дело в том, что практически все современные цифровые АТС построены на основе модульной структуры, что позволяет наращивать номерную емкость путем монтажа дополнительных модулей. Тем не менее, в относительно классическом понимании цифровой офисной АТС для СМБ считается станция с номерной емкостью до 200-250 абонентских линий. Крупными АТС традиционно считаются решения, рассчитанные на 500 и более портов. Кроме того, в силу технологических особенностей и возможностей масштабирования, а также ряда других особенностей, стоимость порта в "тяжелых" цифровых офисных АТС оказывается дороже. Кстати, как отмечают многие игроки рынка, именно появление "легких" АТС, сравнимых по функциональным возможностям с традиционными "большими" решениями, обусловило существенный рост конкуренции на этом рынке в последние годы, и как следствие, значительное снижение маржи.

Конкуренция настолько высока, а предлагаемые продукты настолько близки по функциональным возможностям, что многие производители работают практически на минимально возможном уровне маржи. Подобная ситуация приводит к сдвигу конкуренции в область предложения специальных приложений для поставляемой АТС. Сегмент приложений не случайно оказался "золотой жилой" на низкомаржовом поле – именно здесь могут развернуться не только сами производители, но и их партнеры, что позволяет существенно расширить предложение, обособив свой продукт в стане похожих.

Быть небольшим удобно

Тем не менее, по мнению многих экспертов, российский рынок цифровых офисных АТС еще находится на стадии насыщения. Этот тезис, кстати, подтверждается двузначными темпами роста на протяжении нескольких лет. Именно поэтому на отечественном рынке конкуренция на уровне приложений хотя и имеет место быть, но далеко не всегда является доминирующей. Для многих компаний, находящихся на начальном (или чуть более зрелым) уровне формирования своей телекоммуникационной инфраструктуры, первичное значение имеет сочетание цена/функциональность. При этом, стоит отметить, что это вовсе не обязательно компании, которые впервые выбирают офисную АТС. Дело в том, что за последние несколько лет технологии настолько далеко шагнули вперед, что многие компании, внедрившие офисную АТС 5-7 лет назад, сегодня оказались на "технологической обочине", так как на базе предыдущих платформ просто невозможно организовать те сервисы, которые получили широкое распространение за этот период. Вместе с тем, как известно, коммуникации – краеугольный бизнес практически любого вида бизнеса. Именно поэтому сегодня сформировался еще один тип заказчиков – компании, желающие модернизировать свою офисную АТС для обеспечения возможности реализации новейших сервисов в случае их существующей и реальной потребности.

Любопытно, что эта самая "вторая волна" заказчиков офисных АТС в подавляющем своем большинстве также принадлежит к сегменту среднего и малого бизнеса. Связано это с тем, что представители крупного бизнеса значительно более неповоротливы в принятии управленческих решений. Кроме того, процесс замены "тяжелой" офисной АТС сопровождается значительными технологическими сложностями и существенными финансовыми затратами. Именно поэтому в локомотиве потребления этого класса продуктов находятся компании среднего и малого бизнеса.

Вышесказанное в совокупности с обозначенной незрелостью российского рынка цифровых офисных АТС приводит к выявлению еще одного тренда: ориентируясь преимущественно на функциональный состав, потенциальный заказчик требует реализации максимального количества перспективных технологий за минимально возможную стоимость. Это еще один фактор, почему флагманами рынка цифровых офисных АТС стали именно "легкие" решения. При относительно невысокой цене, они демонстрируют сравнимый с "тяжелыми" решениями функциональный состав, обеспечивая при этом более низкую стоимость порта.

Три способа найти "свое"

Существует несколько подходов в выборе цифровой офисной АТС. Худшим из них является ориентация исключительно на бренд компании-производителя. Многие средние поставщики сегодня имеют в своем арсенале оборудование, практически аналогичное производимому мировыми вендорами. Тем не менее, нельзя отрицать и того факта, что крупнейшие производители телекоммуникационного оборудования, как правило, имеют все необходимые сертификаты соответствия и прочие документы. Кроме того, важно понимать, что нередко несколько более высокая стоимость brand-name продукции обусловлена значительно лучшим сервисом по сравнению с поставщиками меньшего масштаба. Вместе с тем, послепродажный сервис – далеко не последний аспект в выборе офисной АТС. Тем не менее, безусловно, ориентация исключительно на бренд неразумна.

Есть еще один момент, когда покупка продукции крупнейших производителей, несомненно, оправданна – и именно он является основным для упоминавшейся выше "второй волны" заказчиков. Дело в том, что с ростом цен на нефть и сырьевыми масштабами России, растет и бизнес, в том числе средний и малый. В результате многие офисные АТС уже не отвечают масштабам быстро растущей компании – уже требуется решение, способное хорошо поддерживать создаваемую или уже существующую разветвленную филиальную сеть. Подобная инфраструктура требует квалифицированной поддержки, осуществлять которую может зачастую только сертифицированный специалист. Именно здесь выходит на первое место уровень послепродажного сервиса. В результате обычно продукция мировых вендоров несколько дороже. Типичными представителями этой когорты являются Alcatel&Lucent, Siemens, Nortel и другие компании.

Второй способ выбора цифровой офисной АТС – ориентация на разумный фактор "цена/качество". Многие эксперты отмечают именно эту нишу продуктов наиболее адекватной существующим запросам рассматриваемой группы потребителей. В пользу этой группы производителей говорит невысокая стоимость при очень широком функциональном наборе. Более того, как считают аналитики, именно эти вендоры наиболее восприимчивы к новейшим технологическим инновациям, которые зачастую впервые реализованы именно в их решениях. Третье "за" – это относительная простота обслуживания таких АТС. Их программирование и эксплуатация нередко сведены к простейшим манипуляциям согласно подробной инструкции. В потенциально интересной "второй роте" производителей находятся Samsung, Panasonic, LG и другие компании.