Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Интервью замруководителя ДИТ Москвы В.Макарова: Задача ИТ в здравоохранении – сократить издержки

Сегодня в Москве реализуется один из крупнейших ИТ-проектов – разработка и внедрение Единой медицинской информационно-аналитической системы. Департамент информационных технологий по заказу Департамента здравоохранения города запустил проект в 2011 году. О достигнутых успехах, рисках, о том, как склонность граждан к самолечению мешает ИТ-развитию, концептуальных идеях и гаджетах в медицине рассказывает заместитель руководителя Департамента информационных технологий Владимир Макаров.

10 лет у нас все активно разговаривают про ЭМК. В 2007 году на внутреннем совещании Минздрава РФ звучали планы внедрить во все медучреждения России электронную историю болезни. Несмотря на это, вся федеральная нормативная база до сих пор ориентирована на исключительно бумажный документооборот. Мы пытаемся эту ситуацию вместе с Еленой Бойко (директор Департамента информационных технологий Минздрава РФ), а также с профильными департаментами Минздрава решить, но этот путь непростой и небыстрый. К примеру, рецепт в нормах федерального законодательства определен как письменный документ. Мы работаем над тем, чтобы внести необходимые дополнения, которые позволят полноценно функционировать электронному рецепту. Или больничный лист – в действующем законодательстве написано, что он выдается врачом. Медицинское освидетельствование, безусловно, должно производиться врачом, но сам процесс выдачи документа следовало бы из кабинета врача убрать, поскольку врач – слишком дорогой ресурс для этого.

CNews: То есть регионы, которые уже что-то выгружали в ЕГИСЗ, делали это противозаконно?

Владимир Макаров: Нелегитимно. Федеральной ИЭМК в правовом поле фактически не существует. На недавно прошедшем совещании с регионами обсуждалась дорожная карта, в которой как раз и предусматривается для Минздрава РФ выпустить в этом году положение о ЕГИСЗ с внесением изменений в 91 статью 323 Закона, потом издать постановление правительства, и так далее.

CNews: Вы говорили, что к ЕМИАС в обязательном порядке будут подключаться все учреждения, которые работают по программе обязательного медицинского страхования. Как быть с федеральными центрами, коммерческими клиниками. Нет единого медицинского пространства. Анализы, обследования, результаты осмотра в процессе лечения пациента по данному широкому кругу разрознены. Что надо делать, чтоб как-то изменить ситуацию?

Владимир Макаров: Это правда. С точки зрения законодательства ничего не мешает. Есть такой хороший советский сериал «Следствие ведут знатоки», там была фраза у одного из героев – «Жорик может все, но Жорик не может все сразу». Я не вижу никаких правовых препятствий для этого. Есть обязательные участники информационного взаимодействия, а есть те, которые могут участвовать. Но всему свое время.

CNews: Но «необязательным» участникам взаимодействия, коммерческим, федеральным учреждениям здравоохранения необходимо обеспечить интеграцию, передавать данные, эту дополнительную работу они вряд ли будут делать добровольно.

Владимир Макаров: Они тоже в этом заинтересованы, в какой-то момент это станет конкурентным преимуществом. А потом и стандартом. И этого вполне достаточно. Но если честно, то и ЕМИАС пока не совсем к этому готова, это задача на перспективу.

CNews: А как насчет сервисов ЕГИСЗ, ИЭМК и прочих общефедеральных ресурсов, цель которых объединить информацию по стране? Но и там коммерческий сектор и федеральные клиники активно не участвуют.

Владимир Макаров: Это действительно представлялось как единое информационное поле, покрывающее все субъекты РФ. Проблема в переоценке сроков, прежде всего. Те цели, которые были поставлены, не коррелируются физически с тем, что реально можно выполнить. Но дело не только в применении технологий, но и в поведении людей. Нужно изменить сознание и врачей и пациентов для того, чтоб они научились жить и работать по новым принципам.

Владимир Макаров: Пока коллеги смотрят на внедрение информационных технологий только как на точку затрат, у них никогда не будет денег на информатизацию

Вот, к примеру, запись на прием к врачу. Мы тщательно реализовывали возможность дистанционной записи на прием, по различным каналам. Но почему-то пациенты до сих пор часто предпочитают ходить к инфоматам. Разница оказалась в том, что он выдает бумажный талон и это по-прежнему важно для людей.

CNews: Предполагается в ЕМИАС использовать личный кабинет, где гражданин сможет просматривать содержание своей медицинской карты?

Владимир Макаров: То, что мы делаем, меняет традиционные подходы к оказанию медицинской помощи, к отношениям между врачом и пациентом. Пока не произойдет осознания этой новой модели, к некоторым изменениям надо относиться осторожно. Наши граждане демонстрируют большую склонность к самолечению, чему способствуют массовая доступность информации и критическое отношение к медицинским работникам. Поэтому вопрос предоставления доступа к детальной информации медицинской карты – непростой. Какова этическая сторона оценки пациентом правильности действий врача, прежде всего через интернет?

Безусловно, пациент должен иметь полный доступ к сведениям, характеризующим его состояние здоровья, за исключением случаев, запрещенных законодательством. С другой стороны, необходимо не допустить ухудшений, связанных с самолечением. Любой врач лучше, чем ты сам. До конца сейчас непонятно, где наступит грань избыточности информирования пациента. Это не означает что этого не надо реализовывать, но, предоставляя пациенту доступ к медицинской информации, нужно учитывать факторы, о которых я сказал.

CNews: Когда сервис электронной медицинской карты с историей болезни, всеми посещениями, данными рентгенограмм, анализов станет доступен москвичам?

Владимир Макаров: Мы будем делать пилотные проекты, рассчитанные на определенные фокус-группы. Предварительный срок для пилотных участков – 2016 год. Когда сервис будет доступен для всех – сложно ответить, я стараюсь аккуратно обещать. Рассчитываю на горизонт в два-три года и преимущественно пока для обеспечения информацией медицинских работников.

Вся информация, которая сейчас обращается в ЕМИАС, курсирует в закрытом контуре. Просто взять и открыть доступ в интернете к медицинским данным или к их поступлению – это создание определенных рисков. Действовать нужно осторожно. Мы будем предоставлять доступ к медицинской карте по прямому указанию самого пациента. Допустим, через тот же портал госуслуг, как один из вариантов. Лично я такое заявление в отношении себя и своих детей точно подам.

Другое дело, как мы будем предоставлять эту информацию. Подавая заявление, человек будет указывать, что он желает иметь доступ к своей персональной медицинской карте через выбранного интернет-провайдера. Любая компания, которая будет соответствовать определенным требованиям, может получить возможность организовать данный доступ. Сейчас у нас по записи на прием к врачу эти условия следующие: бесплатность, отсутствие сбора данных о пациентах, отсутствие контекстной рекламы и т.д.

CNews: Кто непосредственные разработчики системы?

Владимир Макаров: Ядро системы СИМИ (электронная медкарта) делал IBS. Модули пользовательских интерфейсов – компания Usetech. Интеграционную шину – компания «Ланит». Все это «вращается» на инфраструктуре, созданной «Кроком». В качестве платформенной части ЭМК используется разработка компании «Маранд», наших коллег из Словении. Мы взяли технологии «Маранда», и российская компания IBS их адаптировала. Все компьютеры работают на Linux.

CNews: Планируется ли в ЕМИАС реализовать экспертную подсистему принятия врачебных решений? Аналог известной системы IBM Watson, которая упоминалась в том числе Министерством здравоохранения РФ.

Владимир Макаров: По поводу перспектив Watson или аналога, скорее ответ нет, чем да. Безусловно, это будущее, но очень трудно рассуждать о полетах в космос, когда мы не изобрели колесо. Если говорить о массовости таких решений, то это пока «космос» относительного того, где мы в настоящий момент находимся. Нам необходимо удовлетворить базовые потребности, и далее развиваться уже в направлении поддержки экспертных решений. Во многом это роль Министерства здравоохранения, потому что формирование экспертного контента должно быть централизованным.

CNews: Еще один современный тренд – это использование гаджетов, передающих некоторые показатели, в том числе медицинские. Эта тенденция будет развиваться, приложения и устройства будут все сложнее и информативнее. Скоро чуть ли не галстук будет сканировать мое состояние. Есть идеи даже у нас в стране передавать данные с этих устройств в медицинские карты для использования во врачебных целях. Как вы оцениваете эту тенденцию?

Владимир Макаров: Это, безусловно, перспективно. Любые меры, которые сокращают время взаимодействия пациента с врачом, оправданы, в том числе и с экономической точки зрения. Но степень развития этих технологий недостаточна для массового покрытия населения. Любое устройство, которое что-то измеряет, должно иметь сертификат средства измерения. Есть, конечно, сертифицированные инструменты, но это не те, о которых мы говорим, это не галстук. Это пока не та носимая электроника, о которой все так мечтают.

CNews: Отдельные компании предлагают внедрение сервисов по вызову и диспетчеризации бригад скорой по аналогу с сервисом Get taxi. Так называемый Get Doctor. Что вы думаете по этому поводу?

Владимир Макаров: Вопрос использования различных приложений типа Get doctor и т.д. – это еще и проблема хаотичности выбора врачебной помощи. Кто в итоге будет отвечать за медицинский результат? С кого спрашивать? За каждым пациентом должен быть закрепленный доктор – участковый, который отвечает в комплексе за ваше состояние. С этим связано ограничение, которое мы ввели, в системе записи на прием к врачу к узкопрофильным специалистам. Чтоб пациент сам не определял, к кому же ему надо обратиться, а делал это через участкового врача. Участковый поможет человеку докопаться до сути, чтоб не было ошибочных диагнозов, которые человек ставит сам себе, или проблема не оставалась нерешенной. Во многом это сейчас не так.

CNews: Кстати, порой участковый терапевт не знает о проблемах пациента по независящим ни от участкового, ни от пациента причинам. Я получил травму, лечился по линии ДМС, о результатах лечения и их процессе ничего не знает участковый. Одни оперировали, другие наблюдали после операции, третьи проводили реабилитационные процедуры. Документы, заключения, рентгеновские снимки находятся в разных учреждениях. Объединить их в электронном виде и предоставить участковому врачу невозможно.

Владимир Макаров: Вот именно об этом я и говорю. Поэтому амбулаторной картой мы и занялись, чтоб ваш лечащий врач имел всю информацию.

CNews: С учетом всего этого, какую главную задачу необходимо сейчас решить?

Владимир Макаров: Есть две точки приложения сил. Первая – освободить врачей от бумажной работы. Не заменив это электронными формами, а максимально убрав их. От бланков строгой отчетности мы уже ушли. В Москве 80% выписки льготных рецептов осуществляется в электронной форме. То же самое про талоны амбулаторного приема, а это 48 млн штук в год.

Вторая точка – это предоставление полноты информации о происходящем. Не всегда инициативы логично реализованы на деле. Обеспечение доступности записи к врачу местами превратилось в генерацию талончиков на прием с интервалом от 3 до 8 минут. Это приводит к тому, что очереди в поликлинику вернулись обратно. И Департамент здравоохранения Москвы с этим борется в настоящий момент.

CNews: Что бы вы могли посоветовать регионам, зная, что они всегда просят не сравнивать себя с Москвой. Неужели принципы оптимизации и автоматизации работы настолько отличны?

Владимир Макаров: Все, что мы делаем по информатизации в Москве, имеет вполне конкретную экономику. Это сокращение издержек и затрат, связанных не с функционированием информационной системы, а отрасли как таковой. Мы сократили время выписки рецепта с 3,5 минут до 0, 5 минуты. При 12 млн. льготных рецептов в год это экономия 600 тысяч человеко-часов врачебного времени, что эквивалентно работе 3–4 поликлиник. В каждом планируемом нами направлении работ кроется экономическая выгода.

Поэтому пока коллеги смотрят на внедрение информационных технологий только как на точку затрат, у них никогда не будет денег на информатизацию. И в тех субъектах Федерации, где это осознали, не так плохо обстоят дела.

Антон Кураш