Информатизация медицины: все только начинается
Информатизация российской медицины — процесс, которому еще далеко до финиша. Некоторые результаты этого года и планы на будущее федерального центра и ряда регионов были представлены 28 ноября 2013 г. на конференции «ИКТ в здравоохранении: от модернизации к развитию», организованной CNews Conferences и CNews Analytics.Развитие проекта продолжается и поныне — до конца этого года, к примеру, вводится расчет за услуги обязательного медицинского страхования. Внедрена на предприятиях здравоохранения Ярославской области и система электронного медицинского документооборота, с помощью которой врачи могут получать доступ к специализированным врачебным документам — текстовым описаниям историй болезни, графическим снимкам и видео. Все эти проекты реализуются в рамках принятой до 2018 г. стратегии развития ИКТ Ярославской области, охватывающей не только сферу медицины, но области госуправления, УЭК, навигационной системы ГЛОНАСС и др.
Региональный сегмент ЕГИСЗ Ярославской области
Источник: Медицинский информационно-аналитический центр Ярославской области
Не меньших успехов добились и в Чувашии. По словам Михаила Анисимова, директора БУ «МИАЦ» Минздравсоцразвития Чувашии, в регионе уже активно применяется лабораторная информационная система, в Чебоксарах внедрен централизованный архив медицинских изображений, к которому подключено 30 аппаратов и передано свыше 34 тыс. снимков, обеспечивается работа электронной регистратуры и диспетчерских пунктов скорой помощи.
Единый диспетчерский пункт для обслуживания санитарного транспорта Чувашской республики расположен в Чебоксарах
Источник: БУ «МИАЦ» Чувашии, 2013
Множество ИТ-систем внедрено и во Владимирской области. Как рассказывает Елена Маркова, заведующая отделом программного обеспечения ГУЗ ВО «МИАЦ» г. Владимира, проект информатизации региона стартовал в 2011 г.
Мониторинг отчетности отрасли здравоохранения Владимирской области — это портальное решение
Источник: ГУЗ ВО «МИАЦ» г. Владимира, 2013
Сначала организациями здравоохранения закупалось компьютерное и коммуникационное оборудование, в 2012 г. начались проекты автоматизации подготовки медицинской документации, а в 2013 г. внедрены СЭД и единая система отчетности региона. При этом поддерживается работа электронной регистратуры, ведется электронная медицинская карта и выполняется сквозной мониторинг отчетности отрасли здравоохранения Владимирской области.
Прочие ИТ-проекты
Организации здравоохранения нередко сами реализуют проекты информатизации основных бизнес-процессов. Об одном из таких опытов рассказал Алексей Гайдуков, руководитель направления автоматизации медицинских организаций 1С. Это внедрение линейки продуктов «1С: Медицина» в Клиническом центре ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. Сеченова. Это самый большой стационар в России, насчитывающий свыше 3 тыс. коек и объединяющий 19 разнонаправленных клиник. Ежегодно в нем проходят стационарное лечение 49,5 тыс. пациентов и свыше 340 тыс. человек лечатся амбулаторно. Модернизации ИТ-инфраструктуры началась в 2012 г. в рамках федеральной программы создания и развития ЕГИСЗ. Проект обошелся в почти 47 млн руб., при этом созданы системы учета хозяйственной деятельности, управления взаиморасчетами с другими организациями, учета лекарственных средств, а также внедрены инструменты для формирования отчетности.
Архитектура информационной системы Клинического центра им. Сеченова
Источник: 1С, 2013
Кроме того, в ходе реализации было установлено более 800 сравнительно недорогих тонких клиентов компании Aquarius (они работают под управлением Linux и оснащены двухъядерным процессором Intel Atom, памятью 2 Гбайт, флеш-накопителем 8 Гбайт, устройством для чтения карт-памяти и укомплектованы 18-дюймовым монитором ViewSonic), серверные системы и ПО (на базе Microsoft Windows Server 2008 и резервный на Linux-платформе) для обслуживания подразделений клиники. Внедрение осуществлялось в течение примерно 4 месяцев: месяц ушел на разработку прототипа системы и обучение пользователей, а оставшееся время — на адаптацию, масштабирование системы и ввод ЕАИС в эксплуатацию.
Подкрутить гайки
Георгий Лебедев, заместитель директора по ИТ «ЦНИИОИЗ Росздрава», уверен, что национальную телемедицинскую систему следует полностью реформировать, по сути построить заново, определив механизмы финансирования проекта, разработав необходимые нормативные акты и включив телемедицинские сервисы в базовые территориальные программы обязательного медицинского страхования. Сроки предположительные реализации планов пока не обозначены, однако, по оценкам Лебедева, эти меры решат многие проблемы оказания медицинских услуг в удаленных регионах страны и вдобавок обеспечат постоянными рабочими местами квалифицированных специалистов.
Структура предлагаемой Национальной телемедицинской системы
Источник: «ЦНИИОИЗ Росздрава», 2013
Своими сомнениями в успехе информатизации диспетчерских служб санитарного транспорта поделился Александр Шепилов, ответственный секретарь комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, высказав мнение, что представленная «Ростелекомом» текущая версия ИТ-системы не очень подходит для решения этой задачи — и интерфейс системы, и картографические возможности по контролю за местоположением автотранспорта оставляют желать лучшего.
Геннадий Орлов, директор СПб ГБУЗ «МИАЦ» в своем докладе не стал рассматривать глобальные аспекты построения информационных систем региона, а сосредоточился на достаточно узкой, но в тоже время важной задаче мониторинга работы электронных регистратур. Благодаря системе мониторинга городу удалось выявить все слабые места при предоставлении сервиса и оптимизировать их. Соответствующий отдел появился в 2013 г. и уже обслуживает более 280 предприятий здравоохранения. Наиболее востребованным способом записи на прием остается электронная регистратура и специализированные районные контакт-центры, интернетом пользуются около 16% жителей. В ходе мониторинга удалось собрать множество самых разных показателей и на их основе построить своеобразные показатели эффективности. На будущий год запланированы введение нового регламента записи на прием ко врачу и сервиса оперативного мониторинга по часам, выпуск мобильных приложений и расширение визуальных средств мониторинга.
В ходе мониторинг работы электронной регистратуры Санкт-Петербурга собирается огромное количество показателей
Источник: СПб ГБУЗ «МИАЦ», 2013
Привлечение мировых светил посредством телемедицины и электронные регистратуры — это важно, но, как считает Александр Черный, руководитель проекта «Чтоболит.ру», недостаточно, чтобы считать ИКТ полностью состоявшимся в медицине. Нужны еще системы поддержки принятия решения, которые до визита во врачебный кабинет при помощи несложных опросов позволяли бы определять примерные симптомы и как-то сориентировать врача-терапевта. Неправильная диагностика приводит не только к плохому настроению и самочувствию, неверному выбору лекарств, но и инвалидности и даже летальному исходу. Конечно, последнее слово всегда будет за врачом, но подобные экспертные системы или, иначе, системы предварительной диагностики могли бы здорово помочь — например, сократить время приема, сразу направить общение между пациентом и врачом в нужное русло, а заодно поднять уровень квалификации врачей. В качестве инструментов для получения такого рода информации вполне подойдут и инфоматы, уже установленные во многих поликлиниках, и мобильные приложения, и интернет-сайты. Что интересно, в мире подобные решение уже используются — это проекты National Medical Society USA, продукт FreeMD Медицинского университета Флориды. В России же подобная система создается в рамках онлайн-проекта «Чтоболит.ру».
Сергей Лосев