Разделы

Цифровизация Внедрения

IBS Borlas: новые решения Oracle задают темп

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, компании стараются не отказываться от крупных ИТ-внедрений. Они корректируют отношение к проектам, меняют свои запросы, чтобы за счет ИТ-систем получить конкурентное преимущество в будущем. В свою очередь, производители стараются адаптироваться к новым потребностям заказчиков и учесть их в своих решениях. Об изменениях спроса, практике бизнес-приложений Oracle, потенциале новинок и наиболее интересных проектах на Oracle e-Business Suite CNews рассказал Вячеслав Казаков, директор департамента консалтинговых проектов IBS Borlas.

CNews: Какие еще решения сейчас нужны заказчикам?

Вячеслав Казаков: С учетом сегодняшней ситуации, заказчиков в первую очередь интересуют решения, которые можно внедрить быстро, с наименьшими затратами и сжатыми сроками возврата инвестиций. Так, популярностью сейчас пользуются продукты, скажем так, казначейского плана. Это - четкий контроль денежных потоков, особенно в распределенных структурах, когда, например, холдинг желает контролировать расходы денежных средств вплоть до ежедневного списания остатков в свою пользу и выдачи на следующий день средств для взаиморасчетов со своими поставщиками.

Если говорить о нашем "коньке", максимальной концентрации экспертизы и проектного опыта, то это - производство, ремонты, промышленное планирование и т.п. Наши прогнозы здесь достаточно взвешены: в сжатые сроки подобные системы не внедрить. Заказчикам необходимо рассматривать проекты с указанными функциональными областями как долгосрочные инвестиции, которые смогут обеспечить серьезные преимущества на длительном горизонте эксплуатации.

CNews: Можно ли сказать, что количество "серьезных" проектов сократилось и сейчас ощущается резкий провал в этой области?

Вячеслав Казаков: Да нет. К счастью, у нас нет заказчиков, которые бы полностью отказались от проекта. Сейчас мы наблюдаем два вида поведения компаний в отношении комплексных проектов. Первый, наименее популярный сегодня сценарий - компании продолжают внедрять системы в запланированном ранее графике и объеме, не снижая темпов, не сокращая функционал. Второй, наиболее распространенный тип поведения - переосмысливание заказчиком отношения к проекту с поправкой на текущую, так быстро меняющуюся ситуацию. Клиент пересматривает свое понимание того, какая система ему нужна и сколько денег он готов сейчас за нее отдать. В такой ситуации мы готовы совместно с заказчиком пересматривать границы проекта с тем, чтобы снизить риски и довести дело до конца. Наш опыт, подтвержденный опытом клиентов, показывает, что гораздо выгоднее найти способ завершить проект (пусть в меньшем объеме и, соответственно, за меньшие деньги), чем свернуть его совсем и позже начинать практически "с нуля".

CNews: О каких масштабных проектах вы могли бы рассказать?

Вячеслав Казаков: Хотелось бы, в первую очередь, отметить проект в МГУП "Мосводоканал".

Первоначально данный проект стартовал как пилотный с реализацией достаточно ограниченного объема функционала на небольшом подразделении. Но буквально через несколько месяцев после старта по результатам первых этапов проекта было принято решение о значительном расширении рамок проекта, который перешел в статус "полномасштабный".

Вообще в "Мосводоканале" внедряется достаточно большой объем функционала: модули финансов, логистики, и наиболее важной функциональной области для МВК – ремонтов. Как я сказал, на этапе уточнения требований и построения системы мы расширили рамки проекта за счет охвата дополнительных подразделений МВК, а также за счет работ по построению нормативно-справочной информации (НСИ). Наш опыт и практика показывают, что аппетиты заказчиков растут по мере реализации проекта, и мы готовы эти аппетиты удовлетворять.

Сейчас проект находится в стадии реализации. График работ предполагает, что в самое ближайшее время в МВК стартует заявочная кампания на закупку запчастей, оборудования и других товарно-материальных ценностей. В этой кампании участвуют практически все подразделения МВК.

С целью обеспечения этого запуска проводится огромная работа по формированию справочников ТМЦ, ремонтных активов, технологических карт.

CNews: IBS - мультивендорная компания. Как решается проблема выбора технологической платформы?

Вячеслав Казаков: Конфликта никакого нет. Напротив, мультиплатформенность - это дополнительные возможности и для нас, и для наших заказчиков. Конечно, существуют исторически сложившиеся отраслевые стандарты. Так, например, химические компании, как правило, используют решения Oracle, а предприятия нефтегазовой отрасли де-факто строят работу на платформе SAP. В то же время, существует ряд пограничных областей, где возможны оба варианта. Это - энергетика, машиностроение, госсектор, финансы, телеком. В этом случае я бы не стал сравнивать и обобщать: выбор платформы зависит от очень многих факторов и всегда сугубо индивидуален.

CNews: Какие отрасли являются первостепенными для IBS Borlas?

Вячеслав Казаков: Наш портфель заказов сбалансирован, и нет таких заказчиков и таких сегментов экономики, от которых бы мы очень сильно зависели. Наши клиенты есть и в машиностроении, и в энергетике, и в химической отрасли.

Мы активно работаем и с госсектором. Вспомним, например, масштабный проект по внедрению системы управления персоналом в арбитражных судах Российской Федерации.

Система была сдана в эксплуатацию и растиражирована по всем подразделениям арбитражных судов России в середине прошлого года. Сейчас она находится в промышленной эксплуатации, а мы, в свою очередь, ведем дополнительные работы по созданию структуры поддержки работы конечных пользователей.

CNews: В чем особенности этого проекта?

Вячеслав Казаков: Проект имел ряд специфических особенностей, которые повышали его сложность и увеличивали риски. Во-первых, 112 арбитражных судов это - юридически независимые государственные учреждения, расположенные в субъектах Российской Федерации во всех часовых поясах. Во-вторых, суды имеют различный уровень технической оснащенности, работают с различным сетевым оборудованием и интернет-провайдерами. Не всегда в арбитражных судах округов техника соответствовала тем, кстати, невысоким, требованиям, которые предъявляет наша базовая система.

Помимо чисто технических сложностей, большой объем работы был посвящен непротиворечивой реализации в рамках системы требований различных ветвей законодательства, в том числе Трудового кодекса, законов о государственной гражданской службе, законодательства о судебной системе.


Вячеслав Казаков: Решение, внедренное в арбитражных судах РФ, может быть рассмотрено как базовое для других крупных разветвленных госструктур

Нам пришлось провести достаточно большую работу по обучению всего удаленного персонала. Был разработан специальный план обучения. Представители арбитражных судов приезжали в Москву, проходили обучение в нашем учебно-консультационном центре, сдавали экзамены и по возвращении начинали работать в системе по определенному графику.

Дополнительная специфика проекта была связана с различным уровнем подготовки представителей арбитражных судов на местах. В большинстве регионов уровень компьютерной грамотности достаточно высок, однако есть области, где люди привыкли больше работать с карточками учета в бумажном виде. Во время обучения зачастую приходилось повышать навыки работы представителей заказчика с компьютером, а уже потом - с системой.

Хотелось бы отметить еще один важный момент. Одним из обязательных требований заказчика стало обеспечение высокого уровня безопасности данных корпоративной системы. В этой связи решение было реализовано с применением средств криптозащиты и шифрования данных. Кроме того, заказчик предъявлял специфические требования к отчетности, характерной именно для предприятий госсектора.

Поэтому в ходе этого проекта, по сути, нами была сделана заявка на специфическую локализацию для госсектора, и мы предполагаем, что данное решение может быть рассмотрено как базовое для других крупных разветвленных государственных структур.