Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Green IT: как сэкономить на печати

Сегодня крупнейшие ИТ-вендоры мира работают в направлении развития "зеленых" технологий. Это касается и производителей печатного оборудования, которые не только активно претворяют в жизнь идеи энергоэффективности, производства из экологически чистых материалов, но и позволяют своим клиентам сэкономить за счет внедрения таких решений. Более подробно эта тема будет обсуждаться на конференции ""Green IT: Как сэкономить с помощью экологичных технологий", которая пройдет 13 марта.

Как резюмирует г-жа Трейси Чарч, "приобретение решений, связанных с контролем качества и управления печатью, - достаточно нетривиальная задача. Классический подход к ее решению состоит в том, что руководитель отдела закупок или бухгалтер обращаются к поставщику с просьбой предоставить определенное количество устройств с нужной технической спецификацией. В этом случае все процессы отсчитываются от самого устройства как некой инвариантной величины. Более рациональный и современный подход основывается на анализе максимальной выгоды от использования того или иного продукта вместе с другими решениями, которые могут улучшить этот показатель – тогда в основу закладывается переменная величина полученной прибыли, которая может получиться вследствие перехода на новый уровень потребления, что более понятно для коммерческих компаний".

Курс на энергоэффективность

Снижение энергопотребления – одна из задач, которой уже давно и плотно занимаются компании-производители оборудования. Например, печатающие устройства содержат узел термозакрепления, который потребляет значительную энергию.

Как считает г-жа Чарч, "компании начинают разрабатывать и выводить на рынок менее ресурсоемкие решения. У Kyocera подобные инициативы выражены в применении более тонкой пленки в покрытии нагревательных валов внутри принтера, что позволяет им нагреваться быстрее при печати, что отражается на энергопотреблении – принтер выходит из "спящего" режима за меньшее время".

Компания HP для этих целей использует не металлический вал, а термопленку, которая значительно быстрее прогревается, что позволяет принтеру раньше выходить на готовность и затрачивать меньше энергии на прогрев.

Konica Minolta применяет технологию индукционного нагрева, в результате чего в режиме ожидания тратиться мало энергии, а нагрев до нужной температуры происходит намного быстрее.

Новая разработка компании Xerox – энергоэффективный термофиксатор, также позволяет экономить электроэнергию за счет более быстрого прогрева аппарата.

Компания OCE в некоторых моделях инженерных машин использует систему закрепления без нагревательного вала. Тонер вплавляется в бумагу, когда носитель проходит под нагревательными элементами. Таким образом энергия затрачивается только на плавку тонера, минуя разогрев самого вала.

Кроме технических решений применяются программные комплексы и устройства с интеллектуальными функциями. Программные инструменты позволяют рассчитывать энергопотребление и устанавливать график перехода в энергосберегающий режим. А интеллектуальные устройства могут сами анализировать процесс печати в течение нескольких дней, чтобы затем автоматически перестраиваться в необходимый режим – в нужное время выходить из спящего режима — и наоборот, включать энергосберегающий режим.

Проблема материалов

Первое, что делают компании в этом направлении – переходят к изготовлению корпусов из нетоксичного или даже пищевого пластика. При самом производстве изделий многие вендоры отказываются от использования таких веществ, как галогены и ртуть. По словам Трейси Чарч, "производители сегодня начинают понимать, что использование в разработках достаточно редких материалов (например, редкоземельных металлов) приводит к серьезному удорожанию продукцию и делает производство нерентабельным".

К примеру, Konica-Minolta использует два вида экологичного пластика – полимерный сплав из переработанного полиэтиленового терефталата, и биопластик, получаемый из растений.

Также это использование красителей, которые не содержат вредных веществ, например свинца, или изготовление пластика вообще без красителей. Или применение в производстве других материалов взамен пластика, например магния, который легче перерабатывать.

Как рассказывает Трейси Чарч, "производители традиционных лазерных принтеров используют бизнес-модель, направленную на увеличение дохода от постоянных продаж пользователям расходных материалов (модель Gillette).

По этой причине сам картридж принтера несколько сложен в создании и обслуживании и таким образом оправдывает высокую цену. Но вместе с тем, всякий раз, когда у покупателя заканчивается тонер, ему приходится покупать новый без возможности заправки старого картриджа – как если бы у автомобиля при полном расходе топлива требовалась замена всего двигателя".

У этой проблемы могут быть разные решения. Например, в картриджах принтеров Kyocera ECOSYS была произведена серьезная замена большинства подвижных частей механизма на неподвижные – в итоге сменный блок стал выглядеть как небольшая пластмассовая коробка, внутри которой находился шпиндель и два крепления, которые можно было легко снять при переработке расходного материала. Фотобарабан и другие части картриджа были изготовлены более долговечными и стали составной частью модуля формирования изображения (драм-картриджа), который выдерживает ресурс печати по 300 тысяч страниц. А при окончании тонера, заменяется только пластиковый бункер с порошком. В результате такого редизайна картридж и принтер принесли больше выгоды своим пользователям по причине удешевления – для производства таких устройств не нужно было использовать много сырья и энергии, поэтому они стали стоить дешевле.

Действенным решением для улучшения качества и экологичности расходных материалов является использование химического тонера. Полимерные частицы более округлые и меньше по размеру, чем механически размолотый тонер. Химический тонер ложится на бумагу более тонким и ровным слоем, что сокращает его расход. К тому же он имеет пониженную температуру плавления, поэтому электроэнергии требуется на 15% меньше.

Следующий шаг —создание экологического тонера. Например, компания OKI совместно с университетом Ниигата разработали тонер, состоящий из разлагаемых микроорганизмами тонкодисперсных частиц. Основу составляет гидрофобный протеин из белка кукурузного зерна с добавлением целлюлозы, хитозана и полисахаридов.

Компания Jadi Imaging Technologies производит биологический тонер Palmotone, который изготавливается на основе природных компонентов, произведенных от пальмового масла, а не из нефтепродуктов. А фирма PRC Technologies производит тонер из соевых бобов, где они измельчаются и смешиваются с другими компонентами в особых технических условиях.

Таким образом в производстве подобных тонеров используются безвредные компоненты, благодаря чему значительно снижается выброс вредных веществ при утилизации продукта.

Многие компании-производители, с учетом мирового масштаба проблемы, разрабатывают собственные программы, которые призваны оказать помощь заказчикам в утилизации использованного оборудования без вреда для окружающей среды.

В условиях России проблема усугубляется сложными правилами утилизации. При этом затраты на уничтожение отработавшей техники включают не только оплату услуг специальных компаний, но и расходы по ее перевозке.

Однако решение этого вопроса не стоит на месте. Например, Epson разрабатывает бизнес-модель, согласно которой оборудование для конечного пользователя будет иметь более продолжительный срок эксплуатации. После использования предполагается возврат продукции в Epson.

Xerox делает ставку на полную переработку компонентов, используемых в производимом оборудовании. Так для переработки пригодны уже 60–90 % используемых компонентов, а в 2012 году компания планировала довести этот показатель до 97%. Например, экологический пластик, который применяется в новых аппаратах Xerox, может быть переработан почти полностью.

Разрабатываются программы и по утилизации расходных материалов, поскольку расходники составляют основную массу отходов в процессе печати. Использованные картриджи сдаются вендору, где перерабатываются и соединяются с бутылочной пластмассой. Полученное сырье используется при изготовлении пластика для новых картриджей.

Эко-рынок ожил

За последние годы в западном мире развились движения, ратующие за снижение расходов электроэнергии при производстве товаров и ужесточение экологического законодательства.

В результате этих инициатив возник достаточно крупный рынок, на который вышли производители "зеленого" оборудования, которое при этом еще и становилось выгодным пользователю по своим эксплуатационным характеристикам.

Окончательный сдвиг тренда произошел в момент мирового финансового кризиса, когда бизнес понял, что следует отказаться от избыточного расхода на "мусор", чтобы снизить свои затраты. В итоге ресурсоэффективные решения стали набирать популярность, на них начал расти спрос, но рынок пока не воспринимал их как единственно возможное устранение проблемы.

Ведущие компании-производители печатающего оборудования активно участвуют в рабочих группах по созданию законодательства, обеспечивающего расширение использования энергоэффективных производств, сокращению применения вредных для природы веществ и созданию более развитых продуктов.

"Подобная активность диктуется общерыночными законами для бизнеса, который должен быть эффективным и конкурентным, при этом эти трансформации должны ложиться в рамках изменений во всей индустрии, а не только в группе или консорциуме нескольких производителей, - заключает г-жа Чарч. - В этом отношении всем остальным брендам и компаниям, связанным с производством печатающей техники, комплектующих или расходных материалов останется только присоединиться к такому движению или адаптироваться в нем".

Олег Буров, Михаил Демидов

CNews Analytics и CNews Conferences приглашают всех желающих поподробнее обсудить возможности экономии за счет "зеленых" технологий на конференции ""Green IT: Как сэкономить с помощью экологичных технологий", которая пройдет 13 марта 2013 года.