Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Финансовые результаты

Фредерик Ваносчуйзе : Будущее облачных вычислений будет зависеть от реакции рынка

Фредерик Ваносчуйзе занимает пост вице-президента МТС по информационным технологиям с 2010 г. Будучи европейцем, он прекрасно понимает, с чем связана специфика российского облачного рынка: огромные масштабы страны, традиционное недоверие в отношении сторонних поставщиков и отсутствие коммерческого спроса на некоторые решения, ставшие нормой для западной Европы. Это стимулирует МТС к поиску новых технологических подходов и бизнес-моделей, которые лучше соответствуют российским условиям и нуждам российских пользователей.

CNews: А как обстоят дела с SLA? Если говорить о лидирующих американских поставщиках услуг связи, то на их сайтах размещены очень подробные SLA. И когда вы становитесь их абонентом, вы уже имеете очень точное представление о том, на какое качество вы можете рассчитывать. В то же время, на сайтах ведущих российских поставщиков услуг связи такая информация отсутствует, по крайней мере, в публичном доступе.

Фредерик Ваносчуйзе: Если говорить об американских компаниях, то они могут опубликовать SLA, приложив к нему 15-страничное уведомление об отказе от ответственности. Поэтому часто речь идет о “целевом уровне обслуживания”, а не о “соглашении об уровне обслуживания”. И такие компании как Amazon или Google в сущности не могут целиком обеспечить качество обслуживания. Да, они могут обеспечить доступность собственных дата-центров на 99,9%, однако в том, что касается канала связи между вами и ближайшим узлом связи или от узла связи до провайдера – все это находится вне сферы их контроля.

CNews: И все же, американские провайдеры (например, Verizon) порой публикуют чрезвычайно детализированные SLA, где указываются конкретные технические параметры, вплоть до латентности для разных регионов планеты. Можно ли рассчитывать на появление аналогичных по подробности SLA в России?

Фредерик Ваносчуйзе: Здесь следует обратить внимание на специфику положения таких компаний, как Verizon. Они присутствуют на рынке уже много лет, и при этом охватывают не только сектор традиционных услуг мобильной связи, но и каналов передачи данных. Verizon развивались вместе с требованиями бизнеса: сначала было необходимо просто соединение, потом появились требования к надежности этого соединения, затем – к определенному уровню латентности и так далее.

В то же время, и здесь я должен с вами согласиться, качество предоставления услуг развивается вместе с потребностями пользователей. Поначалу многие заказчики заинтересованы только в надежном VPN-соединении между подразделениями, и лишь на следующем этапе приходят к пониманию, что хорошо бы иметь в дополнение к этому определенный гарантированный уровень латентности, потому что это важно для некоторых сервисов и приложений, например, для видеоконференций. Нам предстоит создать спрос на SLA со стороны бизнеса, поскольку многие его представители сейчас даже не задумываются о таких вопросах. В то же время, с точки зрения ИТ, мне бы хотелось строить "облако", закладывая туда в том числе и требования по SLA.

CNews: Как вы считаете, что мешает развитию российского облачного рынка?

Фредерик Ваносчуйзе: Если говорить о России и сопоставлять ее с США и Европой, то нужно признать, что в США и Европе облачные вычисления, хотя и находятся на ранней стадии, уже достаточно развиты. Иногда бывает полезно наблюдать за тем, как наши собственные дети используют технологии. У меня две дочки: они смотрят видео по Youtube, отправляют почту через Gmail, обмениваются сообщениями через Skype – и пользуются всем этим лучше, чем я. Для них опасения о том, что интернет может быть недостаточно безопасным, уже исчезли – он просто превратился в обычный способ общения и в часть их жизни. Но люди моего поколения еще помнят времена, когда интернет считался недостаточно безопасным средством коммуникации, и многие компании задумывались о том, насколько они готовы передавать свою информацию через публичные каналы связи. В России подобная культура недоверия третьим лицам особенно устойчива.

CNews: Но иногда это бывает оправданным...

Фредерик Ваносчуйзе: Да, опасения бывают оправданными, но здесь речь идет не о технологиях, а о доверии. Если пользователь передает нам, скажем, свою учетную информацию, то он должен испытывать к нам доверие, испытывать определенную уверенность в том, что мы не потеряем эти данные. Со своей стороны, мы должны предоставить соответствующую инфраструктуру, дата-центры и SLA. В Европе такие отношения уже стали нормой, и даже многие банки доверяют свои приложения сторонним операторам. Что же касается России, то нам еще предстоит узнать, насколько мы готовы двигаться в этом направлении. Иными словами, на пути развития облачных вычислений стоит определенное психологическое препятствие, которое нужно будет преодолеть всем – включая и нас самих. Но если это препятствие будет преодолено, мы сможем развить в России по-настоящему большой рынок.

CNews: Как вы оцениваете текущее состояние российского облачного рынка и его перспективы?

Фредерик Ваносчуйзе: По моему сугубо личному мнению, новые облачные сервисы для массового пользователя не имеют особых перспектив, потому что этот сегмент уже занят такими компаниями, как Google, Apple, Amazon и Microsoft. Массовый пользователь скорее предпочтет решение от одного из этих поставщиков. Но в сегменте малого и среднего бизнеса есть большие перспективы, поскольку для таких компаний облачные вычисления – это способ снижения затрат и избавления от проблем, связанных с поддержкой ИТ.

CNews: Насколько вы готовы к партнерству с российскими поставщиками решений SaaS и PaaS? Есть ли здесь какие-то трудности?

Фредерик Ваносчуйзе: Да, мы готовы к такому сотрудничеству. Но самая большая сложность в предложении облачных решений, в том числе, класса SaaS, связана с тем, как именно их следует продавать. И если посмотреть на текущие действия крупнейших компаний, таких как Google или Microsoft с их системой Office 365, то можно проследить определенное движение от концепции бесплатного интернета к концепции интернет-услуг за плату. Сегодня пользователи еще недоумевают, почему они должны платить за Office 365 или за Google Docs, если эти сервисы доступны через интернет. И в этой связи нам предстоит структурировать наши предложения, чтобы более ясно показать пользователям, что мы предлагаем такой-то базовый сервис, а на его основе – привлекательное дополнительное предложение.