Разделы

Цифровизация Внедрения

Электронные счета-фактуры в России: учимся у Европы

В России уже давно идут разговоры о внедрении электронных счетов-фактур. Планы Минфина на 2009-2011 год предусматривают создание системы электронного документооборота счетов-фактур. Однако для эффективного функционирования и широкого использования предлагаемой схемы необходима серьезная переработка нормативной базы, которая должна быть построена с учетом уже существующих международных правил и практик.

В апреле 2008 года Министерством финансов Российской Федерации был опубликован проект "Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 года", в котором изложены предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. Введение электронных счетов-фактур также включено в планы финансового ведомства.

Разговоры о возможности использования электронных счетов-фактур в нашей стране идут достаточно давно, государственные органы неоднократно рассматривали различные варианты, но пока окончательного решения не принято. Связано это, прежде всего, с тем, что такое нововведение потребует значительных финансовых вложений со стороны государства. Кроме того, понадобится внести серьезные изменения в существующую законодательно-нормативную базу. Учитывая активно развивающиеся международные связи, российские нормы необходимо разрабатывать с учетом уже существующих международных правил. В противном случае, об эффективном электронном трансграничном взаимодействии и широком использовании электронной торговли можно надолго забыть.

Проект "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

3. ...надлежит приступить к поэтапному созданию системы электронного документооборота счетов-фактур при взаимодействии налогоплательщиков между собой и с налоговыми органами.

Евросоюз занимается вопросами использования электронных счетов-фактур почти десять лет. Основное внимание уделяется, прежде всего, гармонизации национальных законодательств в отношении электронных счетов-фактур. Директива 2001/115/EC1 запустила этот процесс в европейском масштабе, но даже ее исполнение не позволило в достаточной мере сократить различия в законодательно-нормативной базе европейских стран.

В октябре 2007 года, через год после принятия директивы 2006/112/EC2, Еврокомиссия (правительство Евросоюза) приняла решение3 об образовании группы экспертов по электронным инвойсам, задачей которой является определение соответствующих деловых требований и руководство разработкой к 2009 году общеевропейской концепции использования электронных инвойсов и счетов-фактур.

Использование ЭЦП в странах Евросоюза на конец 2005 года

По данным консультационной фирмы PricewaterhouseCoopers на конец 2005 года, из 25 стран-членов Евросоюза:

  • В 12 требовалось явное согласие получателя электронных счетов-фактур;
  • В 22 странах разрешалось использовать технологию EDI, при этом 5 стран требовали, чтобы также в обязательном порядке выпускался сводный бумажный документ;
  • 24 страны допускали использование ЭЦП при посылке счетов-фактур, при этом в 11 требовалось использование квалифицированной электронной подписи;
  • Использование "прочих электронных средств" было в той или иной степени разрешено в 11 странах;
  • В 17 странах налоговые органы необходимо было извещать в случае хранения счетов-фактур на территории другой страны. 12 стран не разрешали хранение счетов-фактур на территории стран - не членов Евросоюза, с которыми отсутствовали соглашения о взаимной помощи;
  • В 17 странах в случае электронного хранения счетов-фактур, к ним требовалось обеспечить онлайн-доступ;
  • 14 стран требовали сохранять в оригинальном виде полученные, а 11 – выпущенные счета-фактуры;
  • Все страны требовали в обязательном порядке сохранять дополнительные данные, подтверждающие целостность и аутентичность счетов-фактур;
  • Перевод бумажных счетов-фактур в электронный вид, как правило, не допускался.

Создание такой концепции требует, прежде всего, наличия объективной информации о состоянии законодательной базы и практики использования электронных счетов-фактур в различных европейских странах - и такого рода исследования проводятся в Евросоюзе регулярно.

В конце 2006 года был опубликован отчет "Правовой анализ юридической и административной практики взаимного признания электронных документов и их юридической силы" ("ELDOC. Legal study on legal and administrative practices regarding the validity and mutual recognition of electronic documents, with a view to identifying the existing legal barriers for enterprises"), выполненный по заказу Евросоюза. В отчете был дан обзор существующей практики использования электронных документов, в том числе электронных инвойсов и счетов-фактур, в 32 странах Европы. Основное внимание было уделено выявлению юридических препятствий для взаимного признания электронных документов и их юридической силы.

Оценивая проблемы электронного налогового и финансового администрирования, в отчете ELDOC особое внимание было сосредоточено на трех вопросах, касающихся статуса электронных документов в налоговых и финансовых бизнес-процессах. В первую очередь, рассматривался вопрос о том, может ли счет-фактура быть создан в электронном виде, и если да, то при каких условиях? Как и где электронные счета-фактуры должны быть сохранены, и каков их срок хранения? Помимо этого, затрагивалась открытость национального законодательства для электронной отчетности. Третий вопрос касался ежегодной бухгалтерской и налоговой отчетности: можно ли сдавать ее в электронном виде, или же компаниям необходимо представлять только печатные версии этих документов.

Изучались не только имеющиеся возможности компаний по выполнению своих обязанностей перед государством в электронном виде, но и, что еще более важно, определялась готовность государственных органов каждой конкретной страны к электронному взаимодействию с коммерческими организациями. Ситуация в странах оценивалась исходя из того, имеется ли возможность в электронной форме выставлять счета, вести бухгалтерский учет и сдавать годовую отчетность.


В Дании с февраля 2005 года в государственном секторе разрешается использовать только электронные инвойсы

Европейский институт стандартов в сфере телекоммуникаций ETSI (European Telecommunications Standards Institute) в 2007 году проанализировал практику работы с бухгалтерскими данными пяти ведущих европейских стран (Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании). На основе полученных результатов был подготовлен опубликованный в июле 2007 года отчет ETSI TR 102 572 "Наилучшая практика применения электронных подписей и подписанных данных в электронном бухгалтерском и налоговом учете" (Best Practices for handling electronic signatures and signed data for digital accounting). На основе проведенного анализа были сделаны два вывода.

EDI (буквально "электронный обмен данными") представляет собой электронную передачу с компьютера на компьютер информации с использованием согласованной стандартной структуры EDI-сообщений. Фактически это можно считать кодированием документа на специальном языке программирования. Благодаря этому EDI-сообщение очень компактно и может быть однозначно автоматически обработано. Примерами EDI-сообщений являются многие форматы налоговой и иной отчетности.

Во-первых, в настоящее время страны центральной Европы для передачи электронных счетов-фактур предпочитают использовать EDI (структурированные кодированные сообщения) и усиленную электронную подпись, на востоке и юге используются EDI и квалифицированная электронная подпись, в то время, как страны Северной Европы предпочитают "третий путь" - использование "иных электронных средств".

Во-вторых, налоговые органы различных стран по-разному относятся к электронным счетам-фактурам и к соответствующим программно-техническим решениям. Одни рассматривают каждый случай в отдельности, другие (Великобритания) – предлагают протестировать средства обмена счетами-фактурами на соответствие своим требованиям, а третьи сами указывают налогоплательщикам единственно правильный путь использования электронных документов.

Ряд стран активно поощряют использование современных технологий. В Дании с февраля 2005 года в государственном секторе разрешается использовать только электронные инвойсы, в Финляндии такая практика существует "де-факто", а в Италии и Швеции аналогичные правила вступят в действие в середине 2008 года. Ожидается, что к 2010 году применение электронных инвойсов при взаимодействии с государственным сектором станет обязательным в 15 странах Евросоюза.