Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Внедрения

e-Government: пути России и Европы расходятся?

Евросоюз предпринимает шаги для организации континентального электронного правительства. Если эти планы реализуются, встанет вопрос о трансконтинентальном объединении. Решение данной проблемы пока не продвинулось дальше лозунгов и предложений. Российская программа развития информационного общества тоже не ушла далеко от стадии постановки проблемы. Насколько планы Евросоюза соотносятся с российскими перспективами на ниве e-Gov? Полную версию материала можно увидеть в журнале CNews №53.

Послание комиссии при Европарламенте появилось в открытых источниках два месяца назад. Документ под названием "План действий Европейского электронного правительства на 2011-2015 гг. "Применение ИКТ в целях создания умного, устойчивого и инновационного Правительства" датирован 15 декабря 2010 года. Он является детализацией "Цифрового плана" - стратегического документа для Европейского сообщества, принятого в августе 2010 года, который в свою очередь устанавливает задачи по развитию информационного общества в Европейском союзе до 2020 года.

Ключевыми направлениями в нем стали: упрощение трансграничных онлайн-сделок, создание системы цифрового доверия, укрепление единого рынка телекоммуникационных услуг, функциональная совместимость стандартов, совершенствование нормативной базы, повышение компьютерной грамотности, устойчивое здравоохранение на основе ИКТ поддержки, электронное правительство и т.д.

Новый план блицкрига в Европе?

Комиссия при Европарламенте определила наиболее существенные препятствия по использованию ИКТ в Еврозоне и пришла к выводу, что она по ряду показателей отстает от своих промышленных партнеров. К примеру, комиссия обратила внимание, что в Европе в четыре раза меньше скачивается музыкального контента, чем в США, из-за фрагментации рынка и отсутствия легальных предложений. 30% европейцев до сих пор никогда не пользовались интернетом (статистику тянут вниз страны Восточного блока). Степень проникновения оптоволоконных высокоскоростных сетей равна 1%, в то время как в Японии это 12%, в Северной Корее - 15%. Евросоюз тратит на ИКТ-разработки всего 40% средств от уровня США. Также комиссия обеспокоена тем, что большинство успешных интернет-бизнесов (Google, eBay, Amazon, Facebook) неевропейского происхождения. Одной из основополагающих проблем названо дробление правового, экономического и делового полей по национальному признаку, что ограничивает осуществление трансграничных сделок. Одна из десяти онлайн-сделок является трансграничной. Как оказалось, европейцам легче проводить трансграничные сделки с бизнесом в США, чем с одной из стран Евросоюза.

Кроме того, в этом документе утверждаются дополнительные документы, такие как Директива электронных денег, с помощью которой рассчитывается увеличить оборот электронных денег через так называемые "электронные бумажники" до 10 млрд евро к 2012 году.

Технология электронной идентификации и аутентификации необходима для операций в интернете как для частного, так и для государственного сектора. Сегодня наиболее распространенным способом аутентификации является пароль. Для многих приложений этого достаточно, но для государственного сектора необходимо более безопасное решение. Поэтому планируется обеспечивать совместимость стандартов на основе открытых платформ разработки. Специфичность задачи заключается в том, чтобы с помощью идентификатора, выдаваемого в одной стране, получить доступ к услугам в другой и не собирать коллекцию паролей и средств аутентификации.

Безусловно, для жителей Старого света разработано определенное количество нормативных документов, регулирующих информационные правоотношения. Но при этом у пользователей должен быть простой способ получить разъяснения о своих правах и обязанностях, изложенных в понятной форме. Примером служит онлайн-платформа, опирающаяся на прототип eYou Guide.

Все вышеописанные инновации в равной степени касаются и электронного правительства. Отличительной особенностью развития информационных отношений Старого света является акцент на стирании национальных границ в системе публичного управления, а также в социальной отрасли.

Главная цель - Европа должна получить общее пространство в интернете для оказания государственных услуг, вне зависимости от местонахождения гражданина страны-члена Союза и услуги, которую он пытается получить в любом из государств-участников.

Вектор развития участников процесса представлен в таблице сравнения проведения научных исследований в странах-участницах Евросоюза и на уровне общеевропейского исследования.

Темы научных исследований в Евросоюзе в сравнении с государствами-участниками, 2011

Источник: CNews Analytics

Одним из побуждающих факторов существования трансграничных электронных услуг считается увеличение торгового оборота между государствами и упрощение взаимодействия пользователей с правительствами соседних стран. Эта инициатива европейских парламентариев выделяется на фоне обычных задач. Но в целом данный раздел достаточно декларативен и не позволяет взять на вооружение особые приемы и тактику.

Для европейского континента одними из приоритетных задач в области электронного правительства традиционно называются смягчение рисков изменения климата, природных и техногенных опасностей за счет увеличения обмена экологическими данными. Также нередки случаи проявления европейской толерантности, когда на порталах государственных услуг размещаются разделы в помощь сексуальных меньшинств. Сложно представить удовлетворенность российского населения электронным правительством, если бы подобные проблемы были поставлены во главу угла в нашей стране.