Банки в ИТ готовятся к худшему и ждут лучшего
В российской банковской отрасли ощущается напряженность. В отношении некоторых кредитных учреждений действуют санкции, банкиров угнетает угроза дальнейших ограничительных мер: отключение от SWIFT, запрет на иностранное ПО, потеря доступа к мировому рынку долгосрочных кредитных ресурсов. Одновременно банкам приходится решать и ряд внутренних проблем. Так, Центробанк продолжает отзывать лицензии, повышает требования. Кроме того, растет конкуренция со стороны небанковских учреждений и телеком-операторов на рынке платежей и быстрых кредитов. Участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2014», которая прошла 16 сентября, обсудили, какими должны быть действия банка, чтобы сохранить конкурентоспособность, лицензию, сократить расходы, но при этом не растерять компетенции.Анна Чернобыльская: Банки минимизируют свои вложения в импортное ПО
Анна Чернобыльская, руководитель управления маркетинга компании «ПрограмБанк», рассказала о тенденциях в банковской отрасли, главная из которых – импортозамещение, о развитии рынка отечественных решений, а также об изменении ИТ-бюджетов в финансовых компаниях.
CNews: Что сейчас больше всего банки ждут от автоматизации?
Анна Чернобыльская: Текущая политическая и экономическая ситуация поставила на первое место вопросы импортозамещения: банки не могут позволить себе риски, связанные с зависимостью от западных партнеров. В частности, уже сейчас банки с госучастием оказались под угрозой санкций из-за поддержки и развития западного ПО. Наиболее безопасный и естественный путь в данном случае – решения, не зависящие от платформы.
Это касается не только системного ПО. Например, последние годы для кредитного фронт-офиса банки часто использовали модули CRM-систем. Большинство из них, даже от российских разработчиков, построено на западной платформе (в первую очередь, Microsoft Dynamics). Сейчас банки минимизируют свои вложения в импортное ПО, что приводит к заметному росту спроса на российские фронт-офисные решения.
CNews: Ждете ли вы сокращения ИТ-бюджетов в банках и как планируете себя вести в данной ситуации?
Анна Чернобыльская: Несмотря на все экономические сложности, банки готовы платить за технологии. Но при этом они: хотят понимать, за что платят, ждут гарантий от разработчика, не готовы платить за имидж и бренд и отказываются омертвлять вложения в ИТ. Поэтому востребованы прозрачная и конкурентная ценовая политика, Agile-технологии внедрения и длительный срок поддержки выпущенных решений, по этим принципам мы и работаем.
Отдельный вопрос, который сейчас активно обсуждается, – это возможность снижения затрат за счет аутсорсинга. Мы не видим массовой потребности в аутсорсинге, а вот вопрос качественного сопровождения крайне важен для банков. Такие элементы, как личный куратор, услуги второй линии сопровождения, регулярные обучающие мероприятия, – это базовый качественный уровень сопровождения, не стоит называть его аутсорсингом.
Аутсорсинг при сопровождении прикладного ПО интересен банку, когда постоянно реализуются различные проекты, да и еще на сложном ИТ-ландшафте. Тогда необходимо одновременно решать задачи разработки, внедрения, интеграции и поддержки качества, появляется экономический смысл передать этот процесс поставщику, потому что большинство процессов (разработка, внедрение, интеграция) расположено на его стороне. Примерно так мы работаем в «Национальном клиринговом центре». Понятно, что экономическая эффективность каждого такого проекта определяется индивидуально, общих правил тут нет.
CNews: Чем вы гордитесь из реализованного за последний год?
Анна Чернобыльская: В 2013 году мы вывели на рынок новое решение «Универсальный офис» и внедрили его в банке «Актив». Летом мы начали внедрение, в сентябре банк начал эксплуатацию решения, к началу ноября решение полностью окупилось. Реализованы уникальные проекты в Национальном клиринговом центре (открытие Московской биржей спот-рынка драгоценных металлов, предоставление нового рынка «сервис ПФИ»). Реализован интересный проект по поддержке реструктуризации в банке ВТБ: переход на четырехуровневую модель архитектуры «Головной банк – Филиал – Операционный офис – Офис».
Наконец, в конце 2013 года «ПрограмБанк» получил Национальную банковскую премию в номинации «За профессиональное обслуживание интегрированной банковской системы». Это означает, что наши постоянные усилия по повышению уровня сопровождения высоко оцениваются рынком.
CNews: Как вы считаете, какие тенденции будут ключевыми на российском рынке банковской автоматизации в 2015–2016 годах?
Анна Чернобыльская: Безусловно, будет развиваться импортозамещение — от интереса к теме и общего предпочтения российских решений рынок перейдет к системному управлению рисками, связанными с западными решениями. Возможны новые требования регуляторов для обеспечения дополнительного контроля финансовых операций.