Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Алексей Козырев: О планах развития ЕПГУ, СМЭВ и других систем электронного правительства

О борьбе с «пробками» в СМЭВ, новой версии портала госуслуг, приоритетах регионов в развитии электронного правительства и рейтингах их успеваемости, роли «Ростелекома», Почты России и НИИ «Восход» в интервью CNews рассказал заместитель министра связи Алексей Козырев.

Очень важный проект – это создание ситуационного центра для электронного правительства. У нас в предоставлении услуг часто участвует три стороны: это ведомство, которое услугу оказывает, региональное или федеральное, это инфраструктура электронного правительства, техническим оператором которой сейчас является «Ростелеком», и ведомство, которое является поставщиком сведений по межведу, необходимых для оказания услуги. Часто возникает такая ситуация, когда информационная система, в которой запускается процесс оказания услуги, взаимодействует со СМЭВ, с инфраструктурой Электронного правительства, а инфраструктура Электронного правительства взаимодействует с информационной системой поставщика сведений. Получается три звена, например: регион, СМЭВ и ФОИВ. Так как все три информационные системы поддерживаются различными организациями (у региона – один подрядчик, у СМЭВа – «Ростелеком», у ФОИВ – другой подрядчик), найти, на чьей стороне возникла техническая проблема, и устранить ее бывает сложно. Каждый говорит: «На моей стороне все хорошо, это у вас проблемы».


Алексей Козырев: Очень важный проект – это создание ситуационного центра для электронного правительства

Для того чтобы обеспечить координацию работы служб техподдержки, мы в 2013 году реализовали информационную систему Ситуационного центра, которая обеспечивает возможность мониторинга доступности информационных ресурсов инфраструктур. Плюс это такой helpdesk, который является службой одного окна по инцидентам. Неважно, на чьей стороне возник инцидент – на стороне потребителя сведений, на стороне СМЭВа, на стороне поставщика сведений, – он создается в инфраструктуре одним сигналом, и затем существует единый регламент с общим SLA, по которому службы техподдержки между собой взаимодействуют.

CNews: Когда заработает ситуационный центр?

Алексей Козырев: Технология создана, но организационная работа по тому, чтобы эти регламенты были приняты всеми участниками взаимодействия, и обеспечение этих взаимодействий с информационным центром – это то, что нам предстоит сделать в 2014 году.

CNews: Расскажите о доработках Единого портала госуслуг, которые были сделаны в 2013 году. Когда они станут доступны гражданам?

Алексей Козырев: Сейчас процедура регистрации на Едином портале госуслуг выглядит так, что человек должен обязательно указать о себе СНИЛС, заполнить профиль. После этого, в случае, если проходит успешная проверка СНИЛС через сервис Пенсионного фонда, человек выбирает один из двух вариантов подтверждения своей личности. Вариант первый: через отправку заказного письма с уведомлением о вручении, где содержится код активации. Для того чтобы это письмо получить, гражданин предъявляет паспорт. Соответственно, предъявление паспорта подтверждает его личность. Когда он вводит код, он, таким образом, дает в ЕСИА информацию о том, что он – это тот, за кого он себя выдает. Второй вариант – личный визит в отделение «Ростелекома». Таких отделений мало по стране. Заказные письма – достаточно медленный канал, потому что с момента регистрации до момента получения заказного письма проходит время. И для того чтобы упростить доступ к электронным услугам, мы, во-первых, корректировали нормативку (постановление о простой электронной подписи), во-вторых, реализовали технологию, которая позволяет человеку вместо СНИЛС указать при регистрации мобильный телефон, получить код активации на мобильный телефон с помощью смс. Затем уже по такой вот простой регистрации ему открывается большая часть услуг на портале, потому что они не требуют такого подтверждения паспортом.

Для тех услуг, которые требуют подтверждения по паспорту, мы создали технологию, которая позволяет при помощи тонкого клиента уполномоченным органам власти, тем же Почте России или «Ростелекому», подтверждать гражданина по предъявлению паспорта. Поскольку это тонкий клиент, не требующий фактически такого серьезного внедрения, за 2014 год мы предоставим доступ для активации через 5000 отделений Почты России по всей стране. Фактически у человека останется возможность заказать код активации по почте. Но если ему не требуются отдельные специфические услуги, например, он не хочет размещать инициативу или голосовать на РОИ, где требуется обязательное подтверждение по паспорту, а он просто хочет смотреть на штрафы ГИБДД и их оплачивать на портале, тогда ему активация по паспорту не потребуется. Он будет пользоваться простой электронной подписью, которая создана по мобильному телефону и смс-подтверждению.

Эта технология сейчас опять-таки доработана, и мы приступаем к ее внедрению. На ближайшем заседании подкомиссии мы будем утверждать план внедрения. Все совместно с Почтой России, совместно с Минэкономразвития, потому что один из каналов регистрации граждан – это МФЦ. Система имеет специальный интерфейс для интеграции с АИС МФЦ, и ,соответственно, совместно с Минэкономразвития мы реализуем проект по подключению МФЦ в субъектах к ЕСИА для того, чтобы они также могли регистрировать граждан на портале.

CNews: Когда вы ожидаете, что в МФЦ появится такая возможность?

Алексей Козырев: Мы рассчитываем, что в течение первого квартала 2014 года мы определим технические требования и всю нормативку для того, чтобы МФЦ подключались, и с Минэкономразвития сформируем план-график по подключению МФЦ в разрезе по субъектам. Так же, как и в любом проекте, где участвует субъект, у нас есть первая волна более подготовленных регионов. Затем массовый сегмент, когда будет подключена большая часть. И третья волна субъектов, у которых есть какие-то сложности. Я думаю, что в течение 2014 года все субъекты должны будут обеспечить подключение МФЦ к системе упрощенной регистрации граждан.

CNews: Ну, их не так много по сравнению с отделениями почты…

Алексей Козырев: Да, но в отделениях Почты России мы будем использовать технологию тонкого клиента, которая не позволяет создавать новые учетные записи. То есть на почту можно приходить, только когда ты на Едином портале зарегистрировался сам, а там нужно только предъявить паспорт. А в МФЦ технологии предполагают, что человек сможет зайти с улицы, ему скажут: «Хотите зарегистрироваться?», он ответит: «Да», и они его зарегистрируют. Это более расширенная функциональность.

CNews: Какие еще проекты электронного правительства будут заметны снаружи?

Алексей Козырев: В 2013 году мы запустили федеральный телефонный центр, который собирает мнения граждан о качестве оказания услуг. Там технология такова, что каждый раз, когда человек получает услугу, ему предлагается на мобильный телефон получить вопрос относительно того, понравилось или не понравилось, и поставить оценку от 1 до 5 баллов. Если он в ответной смс (она является бесплатной) ставит негативную оценку – «1», «2» или «3», то ему из центра перезванивают, спрашивают, что конкретно не так, задавая вопросы по анкете. И эта обратная связь собирается, обрабатывается в системе мониторинга качества госуслуг. Отчеты из этой системы являются техническим основанием для того, чтобы ведомства проводили оптимизационную работу, делали оргвыводы относительно конкретных чиновников, которые оказывают эти услуги. В 2013 году эта система работала в пилотном режиме с Росреестром. В 2014 году мы начинаем ее внедрять на федеральные органы, услуги которых являются наиболее востребованными.

Плюс на Едином портале мы сделали кнопку. По результатам оказания услуги можно нажать на нее и заполнить форму обратной связи – что понравилось, что не понравилось. Кроме этого, целый ряд доработок был сделан для того, чтобы облегчить поиск нужной услуги.

CNews: О чем конкретно идет речь?

Алексей Козырев: Изначально Единый портал был сделан таким образом, что поисковые системы, которые индексирует контент в интернете, не видели его содержимое. И это является большой проблемой, потому что по прямым ссылкам на сайт госуслуг заходят только те люди, которые уже зарегистрировались, которые знают, что там есть услуги. А люди, которые ищут услугу в интернете, например, оформление загранпаспорта, получают массу коммерческих предложений от посредников. Но сайт госуслуг не поднимается в рейтинге, потому что Яндекс просто не видит текстов, посвященных услуге по получению загранпаспорта.