Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Инвестиции и M&A

Алексей Комков: SaaS пригоден для организаций любого масштаба

На первый взгляд, возможные выгоды SaaS для бизнеса очевидны - популярность модели "ПО как сервис" в России продолжает набирать обороты. Тем не менее, как показывает практика, не все функции стоит переводить в SaaS. О том, какие системы и почему организации лучше приобрести самой, а также о возможностях и сложностях использования данного подхода CNews рассказал Алексей Комков, советник президента страховой группы МСК.

CNews: По каким критериям ваша компания разделяет те функции, которая она готова и не готова перевести в SaaS?

Алексей Комков: Критически важными функциями мы называем те, где у нас уже есть конкурентное преимущество, либо где мы можем получить такое преимущество и долго его удерживать. Речь идет о таких преимуществах, которые не могут быть с легкостью скопированы конкурентами. К примеру, бизнес-процесс по урегулированию убытков мы считаем своим конкурентным преимуществом, более того – мы считаем его стратегически важным, поэтому в данной области деятельности мы не планируем использовать SaaS.

Вторым критерием является конфиденциальность информации. Именно в связи с соображениями конфиденциальности, а также по причине наличия у нас определенных новаций в части связки финансовой и страховой системы, мы приняли решение не использовать SaaS для финансовой системы. Для этих целей мы используем SAP.


Алексей Комков: SaaS, как и аутсорсинг, пригоден для организаций любого масштаба

Третьим критерием служит TCO — Total Cost of Ownership. Мы просчитываем стоимость владения на 5 лет и сравниваем, что более выгодно: SaaS или покупка с внедрением. Отмечу, что наша компания ориентирована на готовые решения: когда мы разрабатывали ИТ-стратегию в 2009 году, то на основе анализа истории страхового рынка и современных тенденций в России и на Западе мы приняли решение, что собственные (in-house) разработки являются – в целом, а не только в части потраченных денег – менее выгодными, чем “покупные” COTS — Commercial Off-the-shelf. Лишь только в одной области мы не нашли готового решения, поэтому были вынуждены заняться разработкой. Я подчеркиваю – вынуждены.

Четверым критерием является уровень кастомизации (адаптации) COTS к компании. К примеру, я плохо себе представляю, как сделать Корпоративное Хранилище Данных в рамках SaaS, так как в данной области есть только «платформы» типа Business Objects, SAP DW и тому подобное, но нет «готовых» решений, да еще и интегрированных с той страховой (TIA) и финансовой (SAP) системами, которые мы используем.

В силу этих причин, большое количество систем и областей «выпадает» из рассмотрения в качестве объектов для использования SaaS.

CNews: Можете ли вы кратко описать экономические результаты, которых вашей компании удалось достигнуть благодаря использованию SaaS?

Алексей Комков: Мы просчитали экономический эффект по некоторым системам, которые у нас уже находились в эксплуатации, и мы приняли решение переводить их на SaaS. Это антиспам, система фильтрации веб-контента, основанное на веб-интерфейсе рабочее место сотрудника, занимающегося продажами. Экономия по этим направлениям в год составляет более миллиона рублей. Это существенная экономия для нашего операционного ИТ-бюджета.

Что касается оптимизации штата ИТ, то, возможно, за счет SaaS мы смогли интегрально сократить нагрузку, эквивалентную одному полностью оплачиваемому сотруднику. В части повышения надежности и доступности сервисов мы достигли очень хороших результатов, сократив количество сбоев, к примеру, по антиспаму (до этого у нас был «Касперский») с нескольких раз в день до практически нескольких случаев в год.

Что касается времени, то у нас есть яркий пример, когда автоматизация работы с автодилерами была сделана не за год, как обещали поставщики заказных разработок, а буквально за пару недель, благодаря использованию имеющегося сервиса SaaS.

CNews: Согласны ли вы с тем, что решения SaaS пригодны только для ограниченного числа организаций?

Алексей Комков: SaaS, как и аутсорсинг, пригоден для организаций любого масштаба, хотя, возможно, эта модель должна быть наиболее распространена как раз в малых организациях. Другое дело, что мало кто в ИТ-отделах или в руководстве компаний умеет показывать и сравнивать TCO. Когда есть цифры, которые наглядно и убедительно показывают, что SaaS более выгоден, чем поддержка собственного решения внутренними силами, тогда решение принимается мгновенно.

CNews: На какие этапы можно разделить внедрение SaaS в вашей компании?

Алексей Комков: Первый этап — мотив. Должен быть мотив: или неудовлетворенность уже имеющимися сервисами, или отсутствие сервиса, или стремление к оптимизации и сокращению расходов. Далее определяем, подходит ли данный сервис для SaaS в соответствии с теми критериями, о которых мы уже говорили. Следующим этапом идет анализ альтернатив и расчет для каждой альтернативы TCO и других факторов, к примеру, время выхода на рынок. Наконец, принимается решение в Управляющем комитете, после чего начинается непосредственно реализация. Сроки разных этапов сильно варьируются, да и не важны, как мне кажется.

CNews: Испытывает ли ваша компания потребность в каких-либо SaaS-решениях, которые поставщики пока не могут предложить?

Алексей Комков: Чтобы испытывать в чем-то потребность, надо знать характеристики предложения, которое закрывает эту потребность. К примеру, может быть, мы могли бы использовать систему калькуляции ущерба зданиям и сооружениям по модели SaaS, однако мы не знаем, кто такие решения предлагает и сколько они стоят.

На сегодняшний день мы закрыли все основные потребности в SaaS – те, которые лежали на поверхности. Что касается более сложных решений, то здесь надо считать, и тут нужна помощь поставщиков. Но никто пока не рвется прийти и посчитать для нас альтернативы. Может, потому что не умеют?

CNews: Насколько остро для вашей компании стоит отсутствие в России культуры SLA-соглашений? Часто ли вам приходится сталкиваться с проблемами недостаточного качества услуг?

Алексей Комков: Я бы поспорил с тезисом, что в России нет культуры SLA-соглашений. Она есть. Проблемы качества услуг всегда есть и будут, но они есть и в других странах. Качество услуг зависит от их востребованости рынком. Если у тебя два заказчика, то это одно, а если двадцать, то совсем другое, так как большее количество заказчиков позволяет больше вкладывать в отлаживание процессов, подготовку кадров и тому подобное, тем самым повышая качество предоставляемых услуг.