Разделы

Цифровизация Внедрения

Александр Белов: Передовые технологии меняют подход к внедрению "1С"

На рынке сопровождения "1С" в России существует множество предприятий, с разной степенью успеха продающих свои услуги. Как превратить проект из вялотекущего в результативный, что нужно знать заказчику при выборе подрядчика, как соединить в одном решении все плюсы существующих способов оказания внедренческих услуг, сохранив конкурентные цены, CNews рассказал создатель новой технологии оказания внедренческих услуг на платформе "1С:Предприятие" - системы RMS - Александр Белов.

CNews: Как организована работа сотрудников, решающих поставленные задачи?

Александр Белов: Задачи в RMS подразделяются на несколько типов: анализ, разработка, тестирование, документирование, внедрение. Анализом и внедрением, как правило, занимаются наши штатные консультанты и внедренцы. Распределение задач по разработке, тестированию и документированию производится в конкурсе концепций, сроков и времени. После получения задания для выполнения, сотрудник работает относительно самостоятельно, решение сдает в RMS, при сдаче оформляет его, исходя из требований внутренней системы управления качеством. В момент сдачи, его решение сразу становится доступным всем участникам, работающим над проектом, в том числе, представителям заказчика. Многие заказчики этим пользуются, тестируя решение самостоятельно, другие предпочитают оплачивать выделенное тестирование нашими силами.

CNews: Сколько клиентов пользуется сейчас этой системой? Были ли предложения что-то доработать в самой RMS?

Александр Белов: На момент публикации в RMS обслуживается 38 клиентов, ведется параллельная работа над 71 проектом. RMS постоянно совершенствуется. Во время эксплуатации системы, бывает, обнаруживаются "узкие" места. Совершенствование направлено на устранение обнаруженных "узких" или потенциально "узких" мест. Например, одним из наиболее важных принципов работоспособности системы является тесная обратная связь с заказчиком. Неважно, как именно сформулировано отклонение от ожиданий заказчика, главное, чтобы оно, как можно быстрее попало в RMS. До сих пор, представитель заказчика мог разместить требование одним из четырех способов – web, e-mail, телефон или лично через консультанта, в ближайшие дни для заказчиков, использующих платформу "1С:Предприятие 8.1", появится дополнительная возможность – задать вопрос в RMS и получить ответ непосредственно из программы.

CNews: Вы считали экономический эффект от применения нового подхода? Может ли ваш опыт быть полезным для других компаний, осуществляющих внедрение и поддержку "1С"?

Александр Белов: Достаточно сложно посчитать экономический эффект от применения нового подхода . Наверное, так же непросто, как посчитать экономический эффект от работающей, как часы, бухгалтерии или, например, службы персонала. RMS для заказчика является, по сути, обслуживающим подразделением, подключаемым в требуемое время, предоставляющим услуги в нужном объеме, требуемого качества. Думаю, можно провести параллели с транспортом, например, автомобильным. Предположим, нам необходимо один раз в неделю, добраться из пункта А в пункт Б не более, чем за один час. Варианты решения: первое, выйти на улицу, остановить "частника", договориться с ним о цене, доехать из А в Б, расплатиться. Это аналог "фри". При наличии относительной свободы выбора, здесь высоки риски при получения результата, так как мы зависим от личности "частника", его навыков вождения и т.п. Второй вариант, купить собственный автомобиль, пользоваться им 1 раз в неделю самостоятельно или нанять водителя. Это аналог "фикси" - из плюсов – постоянная доступность, из минусов – износ, амортизация, зарплата водителю идет даже в дни простоя. Третий вариант - договориться об оказании услуги с таксопарком – аналог "фра". Плюсы – значительный штат опытных водителей, транспортные средства, проходящие регулярный контроль. Минусы – парк машин в таксопарке ограничен, и в день, когда может потребоваться две машины, второй свободной может не оказаться. Система RMS — это четвертый вариант, в приведенном примере ее можно сравнить с таксомоторным парком по гарантии получения услуги, по стоимости с уровнем оплаты штатного водителя минус цена износа и амортизации автомобиля. Но в отличие от таксомоторного парка, отсутствует ограничение на необходимое количество автомобилей для проезда. Потребовалось два автомобиля, оплатили вдвое больше, поехали. Возникло отклонение от ожидания, "хотим ехать вместе", получили вместо двух автомобилей 1 микроавтобус за сравнимые деньги.

И, конечно, даже отдельные элементы нашей технологии могут быть полезными для других фирм, осуществляющих внедрение и поддержку "1С". Кто-то уже с пользой использует собственные "системы контроля задач", кто-то привлекает специалистов дистанционно, на временной или относительно постоянной основе. Но, считаю, сила нашей технологии в ее комплексности – это и программное обеспечение, и люди, и технология взаимодействия между людьми, и многоуровневая мотивация от результатов.

CNews: Как вы пришли к идее создания системы RMS, как давно вы работаете по этой системе и насколько удачным для вас стало это изобретение? Как вы оцениваете перспективы RMS?

Александр Белов: RMS, можно сказать, выросла из моего личного опыта управления программными проектами на платформе "1С:Предприятие". В 2002 году я работал руководителем внешних проектов по "1С" в одной из компаний системных интеграторов. Из-за недостатка штатных единиц для реализации проектов, возникла идея о привлечении удаленных специалистов. Сформулировав 5 задач, предполагаемым объемом, примерно 4 часа на решение каждой, я нашел на одном из форумов несколько специалистов. Но когда получил первую решенную задачу, руки опустились. В тот момент, люди мира для меня разделились на две категории – те, кому я еще не высылал задачи, и те, кому я уже никогда больше не пошлю. Попробовав понять причину такого непонимания со стороны человека, приславшего решение, я осознал, что специалист сделал все, в принципе, правильно, но то, что буквально отсутствовало в постановке, было им решено на свое усмотрение, а в условиях, когда надо что-то сделать быстро, он не стал вдаваться в детали, чтобы успеть сдать работу к оговоренному сроку. И это решение стало первым шагом к использованию итерационного подхода в будущей RMS. "Черновой" вариант решения, занявший основное время при разработке, обошелся в 4 часа, плюс 20 минут дополнительной платы потребовалось исполнителю, чтобы в "чистовом" варианте устранить обнаруженные мной отклонения от ожидания к результату.


Александр Белов: RMS выросла из моего личного опыта управления программными проектами на платформе "1С:Предприятие"

Следующий шаг произошел тогда, когда я получил пять готовых решений, и мне потребовалось их объединить в одно общее. Из-за технических особенностей решения, пришлось потратить лично несколько дней кропотливой работы, чтобы все вместе заработало без ошибок, потом еще два дня мы с напарником унифицировали интерфейс. К 20 часам работы удаленных сотрудников добавилось 56 часов для объединения результатов труда. Получилось, что лишь двадцать часов работы имели непосредственное отношение к решению, а в 2,5 раза большее количество времени пришлось на технологические трудности. Зачем они заказчику? Так появилась идея адаптировать к "1С:Предприятие" "Систему управления версиями", что позволило сократить время, требовавшееся ранее на объединение результатов труда нескольких специалистов, до нуля!

В конце 2004 года было принято решение заменить серверную часть интерфейса контроля выполнения задач собственной разработкой. С января 2005 года была запущена в действие система RMS. Она развивается и в настоящее время, но основные принципы, отсутствовавшие в ранее используемом программном обеспечении, были заложены уже тогда. Сейчас RMS продолжает развиваться и совершенствоваться.

Я оптимистично оцениваю ее перспективы. Вспомните, например, Жюля Верна "20000 лье под водой" и капитана Немо, проводившего множество успешных операций в разных частях света на своем корабле "Наутилус". В те времена написанная история была фантастикой, а сейчас подводные лодки годами несут дежурство в океане, находясь в автономном плавании. Сейчас RMS - скорее, "Наутилус" среди парусных кораблей, но в ближайшем будущем, думаю, многим удастся убедиться в эффективности системы и трудно будет понять, как же могли обходиться ранее без ее использования!?

Марина Мякишева / CNews