Разделы

Бизнес Цифровизация

Анна Радзиевская, Code Breakers: Благодаря no-code мне не нужен был даже начальный бюджет на разработчиков

Анна Радзиевская поработала в таких компаниях, как «Яндекс.Такси», Qlean, Blizkie.ru и др., и часто сталкивалась с тем, что кодинг вещь дорогая и долгая. Так она пришла к выводу, что перспективнее заняться новым направлением no-code. На основе своего опыта Анна разработала методику разработки продуктов на no-code и создала школу Code Breakers, которая заняла заметное место на рынке. На сегодняшний день ее школа выпустила более 3,5 тыс студентов. Как создать новый рынок и за короткий срок вырастить успешный бизнес Анна рассказала в интервью CNews.

CNews: Расскажите, как начинался ваш опыт в сфере продакт менеджмента и разработки ИТ- продуктов? Как вы пришли в no-code и разглядели его преимущества?

Анна Радзиевская: Сколько я себя помню, я с самого детства хотела иметь свой бизнес, поэтому выбирала компании и направления с целью получения наибольшего опыта в создании продуктов, маркетинге и финансах. Именно поэтому я стремилась поработать в топовых компаниях и с лучшими специалистами на российском рынке.

Мой путь в продакт-менеджмент начался с «Яндекс.Такси», где я сперва пришла работать как проджект-менеджер, но довольно быстро стала курировать проекты продуктовой разработки со стороны водительских приложений. Так я занималась проектами, связанными с качеством и безопасностью поездок, которые в тот момент были самыми приоритетными для компании.

Работая в такой крупной компании, как Яндекс, а тем более во время, когда происходила сделка с Uber, я очень отчетливо увидела проблемы разработки, которые тормозят задачи бизнес отделов: огромное количество задач в бэклоге, конкуренция между отделами за ресурсы, зависимость развития продуктовых команд от скорости разработчиков. Все это очень тормозило развитие компании, но другого выхода, как ждать разработку, не было.

Опыт работы в «Яндекс» дал мне глубокое понимание работы высокотехнологичных продуктов, выстраивания аналитики и работы с топовыми экспертами отрасли. Но, работая в корпорации, ты всегда занимаешься «частью» продукта/бизнеса, а не всем бизнесом в целом. А так как у меня была основная задача создать свой бизнес, то я решила получить опыт в стартапе, который даст мне возможность больше влиять на продукт, где у меня будет ответственность сразу за весь проект в целом или отдельный бизнес-юнит.

Так я перешла работать в Qlean в качестве ведущего разработчика продукта, где руководила проектами со стороны клинеров, а затем возглавила весь продукт в качестве CPO в Blizkie.ru. Blizkie.ru — это маркетплейс по уходу за пожилыми людьми. Наш проект помогал подобрать нужную сиделку с релевантным опытом и организовать весь процесс ухода. До появления «Близких» в России не было качественного решения для поиска помощника по уходу. Только устаревшие сервисы и дома престарелых. Поэтому мы решили при помощи ИТ-подхода преобразить этот рынок, сделать его более прозрачным и надежным.

Я, как директор по продукту, занималась позиционированием продукта, монетизацией, юнит-экономикой, менеджментом разработки и масштабированием. Также запустила вертикаль бизнеса в виде e-сommerce по специальному оборудованию для пожилых людей.

Анна Радзиевская, Code Breakers: Опыт работы в «Яндекс» дал мне глубокое понимание работы высокотехнологичных продуктов, выстраивания аналитики и работы с топовыми экспертами отрасли

Именно тогда я начала применять no-code инструменты, ведь как у любого стартапа, у нас были очень ограничены ресурсы, нужно уметь тестировать гипотезы и собирать продукты очень быстро, не привлекая разработку. Так я создала e-сommerce полностью на no-code и автоматизировала процессы. Но в те времена еще не было на российском рынке no-code-подхода как такового, поэтому приходилось разбираться и находить инструменты самостоятельно.

«Благодаря no-code, я понимала, что мне не нужен даже начальный бюджет на разработчиков»

CNews: Как ваш опыт в разработке продуктов помог в предпринимательстве?

Анна Радзиевская: Благодаря работе в таких мощных проектах, как «Яндекс», Qlean, Blizkie, я приобрела опыт в разработке довольно сложных и комплексных ИТ-продуктов, как маркетплейсы, e-commerce, научилась выстраиванию команды, работы с бизнес-метриками, аналитикой, т.е. я получила все навыки, чтобы начать предпринимательскую деятельность. Также, благодаря no-code, я понимала, что мне не нужен даже начальный бюджет на разработчиков, ведь свои проекты я могу создать сама без кода. Так начался мой стартаперский путь.

Я делала проекты в сфере HR и лидогенерации массового персонала. Тогда я была CPO и CTO проекта, где разработала на no-code серьезные маркетплейсы, с множеством ролей, личными кабинетами, что в разработке стоило бы несколько миллионов рублей. Мы работали тогда с такими компаниями, как Delivery Club, Dostavista, Qlean и др. Было более 30 рекрутеров и заказчиков, все было выстроено на ноукоде.

Также я делала проект по изучению английского на разговорные темы HeyAlex, где я разрабатывала на ноукоде платформу для митапов по английскому языку.

Тогда я вовсю задействовала no-code-инструменты, но при этом замечала, что почти все продакт-менеджеры, которых я знала, даже близко не использовали такие возможности, а опирались по-старинке только на разработку. Так я осознала свою «суперсилу» – умение собирать MVP-продукты, автоматизировать процессы, проверять гипотезы очень дешево, используя no-code.

Я начала качать движение ноукод в России и со временем создала свое агентство по разработке ноукод проектов, Мы работали с крупными компаниями, как Chatform, проект по налоговым консультациям в Дубае, делала консалтинг «Самокату».

Но так как тема ноукод была новая, не было специалистов, кто делал бы разработку, то я поняла, что нужно заняться обучением. Так мы сделали «пивот» в Code Breakers и стали no-code онлайн-школой.

«Каждый человек может решить свои задачи и автоматизировать бизнес-процессы без траты огромных временных и финансовых ресурсов на разработчиков»

CNews: Опишите подробнее, что такое ноукод, его преимущества и какие продукты может разработать на нем?

Анна Радзиевская: no-code разработка –- это способ созданияИТ-продуктов без написания кода при помощи специальных no-code платформ. Принцип их работы, как у визуальных конструкторов, в которых пользователь взаимодействует с элементами интерфейса, а в это время за него пишется код, но он его не видит и не работает с ним. Такой способ разработки продуктов стоит в 5-20 раз дешевле и в 3-10 раз быстрее классической разработки, что является неоспоримым преимуществом для любого бизнеса.

На no-code можно создавать продукты разной сложности и вариабельности: сайты и лендинги, веб-приложения, мобильные приложения, чат-боты, автоматизации и интеграции и даже AI. При этом сложность продуктов, разработанных на no-code, намного превышает прототипы и MVP, на них можно создавать многофункциональные сервисы, например аналоги AirBnB, Booking.com, «Яндекс.Лавку», «Достависту» и др., и бизнес может оперировать на таких продуктах без надобности перехода на классическую разработку.

Применимость ноукода не ограничивается только технологическими бизнесами и ИТ-отделами, эта технология как раз становится более популярной среди маркетологов, HR, в операционных отделах, среди продактов, менеджеров проектов и т.д. Таким образом, каждый человек может решить свои задачи и автоматизировать бизнес-процессы без траты огромных временных и финансовых ресурсов на разработчиков.

CNews: Как вам удалось за короткий срок сделать так много для отечественного ноукода?

Анна Радзиевская: Создать рынок – это действительно очень непростая задача, многие думают, что быть в «голубом океане» – это поймать удачу. Но на самом деле сложность в том, что никто не знает о таком способе решения проблемы как ноукод и, соответственно, не готов покупать.

Мне очень помог опыт в работе с различными продуктами в совершенно отличающихся индустриях, так я увидела повторяющуюся проблему и неэффективность способов ее решения для нашего времени, а именно, дороговизна и низкая скорость разработки. Пандемия 2020 г. именно это и показала, мир как раз стал готов к такому новому продукту, как no-code в полной мере.

Именно поэтому, благодаря трендвотчингу, я смогла заметить тренд на быструю и доступную разработку и решила возглавить его развитие на рынке России.

Я лично провела огромное количество вебинаров, мероприятий, которые рассказывали про no-code и раскрывали его преимущества, также организовывала первую в России no-code конференцию, выступала спикером на крупнейших мероприятиях продакт менеджмента и разработки страны: Product Camp, Smart Dev от «Сбера» и др.

Анна Радзиевская, Code Breakers: На сегодняшний день у нас более 3,5 тыс студентов, которые разработали свои продукты, либо стали работать как no-code специалисты

Я разработала методику по созданию ИТ-продуктов на no-code, которая легла в основу моего курса обучения. По этой методике я обучала сотрудников из таких крупных компаний, как «Ростелеком», SkillFactory и обучала студентов из Product Star, Product University.

Все это позволило создать понимание и спрос у людей на применение no-code, создать новую профессию no-code-разработчик и поменять подходы к разработке продуктов сегодня даже в крупных компаниях.

CNews: Расскажите подробнее про вашу авторскую методику разработки ИТ-продуктов с нуля на no-code, в чем она заключается и чем отличается от классической разработки.

Анна Радзиевская: Эта методика появилась, когда на российском рынке не было ничего по технологии no-code и никто не понимал, как использовать такой подход для создания продуктов. Я, собрав весь свой технический, продуктовый и бизнес опыт, создала методологию, в которой описываются все этапы разработки продуктов с применением no-code, пройдя которые можно разработать грамотный полнофункциональный продукт и сделать это самостоятельно без команды.

Эта методика легла в основу нашего обучения по разработке ИТ-продуктов, а также на ее основе я сформулировала список требований и навыков для профессии “no-code разработчик”, которой ранее не было на рынке и мы запустили на этой базе обучение таких профессионалов. Эффективность моей методики подтверждается тысячами студентов, которые обучились у нас и создали свои проекты, а также получили новую профессию и зарабатывают на этом.

CNews: На первой в России no-code конференции, которую вы организовали, в числе спикеров были основатели топ no-code платформ, а партнеры – крупнейшие компании страны. Как вам удалось организовать мероприятие такого масштаба в условиях только зарождающегося рынка?

Анна Радзиевская: Да, в октября 2020 г. я организовала и провела первую в России no-code конференцию, чтобы дать масштабную огласку no-code в стране и стимулировать большее количество людей узнать о таком способе программирования. Это было масштабное двухдневное событие, нам удалось пригласить основателей самых топовых no-code площадок: Bubble, Glide, Adalo, Integromat, Directual, Albato и др, они с радостью согласились выступить и сделали анонсы на свою аудиторию, так как для них это было первое выступление на российском рынке.

У нас было около 20 тыс. регистраций, в основном предприниматели, продакт-менеджеры, маркетологи и дизайнеры, среди которых специалисты из топовых отечественных компаний в России: «Сбер», «Самокат», SkillFactory и другие.

Также среди спикеров были российские предприниматели, из числа тех, кто применял ноукод у себя в работе ранее.

Конференция очень сильно действительно повлияла на пересмотр многими компаниями подходов к созданию продуктов, некоторые даже обратились затем к нам в Code Breakers, чтобы обучить своих сотрудников.

CNews: Ваша школа «Код Брейкерс» по обучению разработки продуктов на no-code занимает заметное место на рынке, как вам удалось этого достичь?

Анна Радзиевская: Я всегда делала огромный фокус на продукт и сама лично участвую в создании и разработке продуктовой линейки и ее наполнения. Для меня это важно, так как я сама работала с огромным количеством продуктов, у меня хорошая насмотренность на стартапы и бизнес-задачи, поэтому я в нашем обучении всегда стараюсь внедрять только самые надежные no-code инструменты, брать в обучающие продукты и кейсы только то, с чем студенты столкнутся в реальной жизни. Также мне очень помогла моя команда. Собрать самых топовых ребят из индустрии и доверить им целые направления было большим челленджем для меня. В особенности это сложно, когда ты стартап, да еще с продуктом, который рынок не понимает. Но они поверили в меня, в компанию и сейчас мы крупнейшая школа по обучению no-code в России и СНГ.

CNews: Расскажите, каких результатов добились ваши студенты?

Анна Радзиевская: На сегодняшний день у нас более 3,5 тыс студентов, которые разработали свои продукты, либо стали работать как no-code специалисты. Например, наша студентка Наталья Линевская ранее никогда не занималась разработкой и работала графическим дизайнером, после обучения у нас на курсе веб разработки создала SaaS сервис по конструированию рациона питания –- Foodix, за который ранее в разработке ей выставляли чек более 5 млн руб. Другая наша студентка, Дина, которая ранее работала преподавателем НЛП, после нашего курса разработала LMS-платформу для обучения, а также стала ноукод-разработчиком в частной школе Рыбаков Playschool, а затем создала свою студию no-code разработки и стала предпринимателем. Интересна история другого студента, Павла, который работал инженером в «Метрополитене» и, пройдя обучение no-code, увидел возможность применения этой технологии в операционных процессах работы с жалобами пассажиров. Так он создал мобильное приложение на no-code, где осуществлялся трекинг всех обращений, отслеживание статусов по ним, ответственных лиц и т.д.. Это приложение помогло автоматизировать ручные процессы и сподвигло его на разработку других продуктов для «Метрополитена» на no-code.

Таких историй много, это действительно здорово, что после нашего обучения люди в любом возрасте получают навык, который позволяет им реализовать любую их идею, применить новые заниня в существующей работе или совсем поменять жизнь и приобрести новую профессию.

CNews: Как инвесторы относятся к продуктам no-code? Как было на старте и как сейчас?

Анна Радзиевская: Инвесторы очень приветствуют продукты, которые разрабатываются на ноукоде. Для них это показатель, что основатель умеет правильно управлять ресурсами и деньгами, находить наиболее эффективные и дешевые решения, при этом фокусироваться и тратить ресурсы на более важные задачи. Также сейчас очень много сделок в сами no-code платформы, например Bubble привлек $100 млн, Glide привлек $20 млн.

Я также состою во многих акселераторах, как ФРИИ, Startech, Startupbootcamp Russia и др и вижу, что среди их стартапов начинают активно появляться проекты, которые предлагают no-code и low-code разработку. Это очень радует, что на нашем рынке тоже есть сильные и амбициозные ребята.

3 совета от Анны продакт-менеджерам, которые хотят стать предпринимателями

  1. Обязательно обучитесь no-code разработке, это позволит вам создать ваш проект без бюджета и временных затрат. Также, если вы в первый раз не угадаете с бизнес-моделью, то делать pivot будет очень легко и не трудозатратно, как если бы вы сразу привлекали разработку.
  2. Многие предприниматели любят читать множество книг по предпринимательству, маркетингу, бизнесу, но я считаю, что это зачастую “отговорка” от того, чтобы делать. Реальные осознанные знания мы получаем, когда проходим путь сами, а не читаем чужую историю успеха.
  3. Если вы хотите стать предпринимателем, то нужно начать менять мышление: из послушного и удобного нужно становиться ярким и пробивным. Если в найме ценят сотрудников, которые “вписываются” в стандарты, то в предпринимательстве вы сами создаете эти стандарты.

Иван Петров