Статья

АРМ-решения прижились в России всего за год

Интеграция Внедрения
мобильная версия

Рынок решений Application Performance Management показывает уверенный рост вместе с мировым. По данным Gartner, в 2014 г. обороты рынка APM увеличились до 15,8% против 13,8% в 2013 г., а его объем достиг $2,6 млрд. Вопросы практического применения мониторинга производительности приложений были в центре внимания участников конференции, проведенной компанией Dynatrace совместно с CNews Conferences и CNews Analytics 20 октября.

Компании, владеющие большим числом высоконагруженных информационных систем, должны особое внимание уделять их надежности и доступности. Особенно это касается бизнесов построенных на информационных технологиях, например, электронной коммерции.

Традиционно задачи мониторинга производительности систем решались инструментами, контролирующими отдельные приложения. Но ситуации, когда каждая система рапортует о том, что она в порядке, а бизнес-процесс все равно не работает из-за непонятного сбоя в ИТ, возникают все чаще и затрагивают даже крупные компании.

Поэтому бизнес все активнее обращается к решениям, предназначенным для сквозного мониторинга всей цепочки, в которой задействованы ИТ – от пользователя до приложений и баз данных. Эти задачи решают системы класса Application Performance Management (APM).

Подход Dynatrace

«Компании сейчас переходят в сектор Digital, многие развивают онлайн-сервисы, продажи через интернет и так далее. Поэтому актуальность АРМ быстро возрастает, в том числе и в России. Еще год назад, на прошлой конференции CNews, мы говорили, что рынок АРМ только формируется в России, а сейчас мы уже видим его бурное развитие, – отметил глава представительства поставщика АРМ-решений, компании Dynatrace в России, Беларуси и Казахстане Игорь Хомков. – Год назад мы рассказывали, что такое управление производительностью приложений, а сегодня видим, что рынок понял и воспринял эти идеи».

По словам представителей Dynatrace, хотя АРМ уже популярно в сегменте enterprise, все еще недостаточно высока зрелость других компаний, к которым обращены эти технологии – но это временное явление. Региональный вице-президент Dynatrace Луиш Порем отмечает: «АРМ – это технология, которая нацелена не на одну вертикаль, а на все. Все компании во всех областях так или иначе стремятся к более эффективному взаимодействию с клиентами. В банковской отрасли это норма жизни. Когда мы обращаемся в банк – физически или через интернет – мы ожидаем, что получим хороший сервис. Но аналогичный качественный сервис мы хотели бы получать и от компаний ЖКХ, и от государственных органов».

В России есть еще одна область, где могут пригодиться решения класса АРМ – это мониторинг систем компаний, принявших политику импортозамещения. Есть достаточно много специфических российских решений для управления предприятием, бухгалтерией, проектированием и проч., которыми пользуются участники рынка и где поставщики систем для мониторинга производительности могут получить уникальный опыт.

С обзором решений Application Performance Management выступил Роман Шпитцбарт, Sales Engineering Manager Dynatrace. «В основу нашего решения мы заложили два подхода: синтетический мониторинг и мониторинг активности реальных пользователей, - сказал он. – Синтетический мониторинг проводится в автоматическом режиме, он проактивный по своему характеру и позволяет круглосуточно собирать информацию о работе приложений до того, как трафик попадет на сайт. С другой стороны, мониторинг реального пользователя позволяет отслеживать все действия со стороны людей, работающих с системами».

Масштабные примеры

В России активно проходят процессы слияний и поглощений, в результате чего компании обзаводятся парками разнообразных унаследованных систем, и здесь также остро стоит проблема мониторинга. Одна из таких компаний – «Ростелеком». Руководитель центра поддержки внутренних пользователей и контроля уровня сервисов Андрей Астафьев рассказал, что одна из особенностей «Ростелекома» состоит в распределенной структуре и в использовании аутсорсинга для сопровождения критичных сервисов, и концентрация только на мониторинге ИТ инфраструктуры – это тупиковый путь. «Удовлетворенность пользователей – критерий, по которому оценивается эффективность компании, – пояснил докладчик. – Поэтому в основу нашего подхода к мониторингу заложены формирование бизнес–ориентированных KPI и мониторинг качества сервиса с точки зрения конечного пользователя. Единая система управления качеством сервисов стала для нас своеобразным скальпелем, позволяющим быстро провести операцию по устранению возникающих проблем».

Оценка вложений в ИТ

Источник: «Ростелеком», 2015

С мая 2015 г. «Российские железные дороги» внедряют АРМ-платформу, и уже сегодня она успешно решает задачи диагностики ИТ-сервисов, может выявить причины сбоев и отказов, например, при онлайн-продаже билетов. Также она стала инструментом для оценки качества работы сложных распределенных автоматизированных систем, а также для оценки уровня сервиса, предоставляемого пользователям. Об этом участникам конференции рассказал Роман Лыков, директор ГВЦ «Российские железные дороги». Следующий этап внедрения – переход к автоматизированным системам управления производительностью приложений, которые позволят либо в автоматическом режиме выводить ИТ из состояния сбоя, либо предоставлять специалистам несколько возможных путей выхода.

Платежные системы полностью зависят от эффективности ИТ, причем, как правило, их системы, обеспечивающие сервис пользователям, высоко нагружены. Следовательно, для них вопросы мониторинга и повышения производительности приложений крайне актуальны. Кирилл Зеленин, старший дежурный администратор дирекции ИТ компании Qiwi, рассказал о внедрении системы мониторинга. По его словам, бизнес требовал решения трех задач: повышения качества предоставления сервиса, возможности контроля SLA на всех этапах доставки платежей и понимания зависимости влияния производительности приложений на задачи бизнеса.

Анализ производительности сервиса на основе мониторинга трафика

Источник: Qiwi, 2015

Пилотное решение Dynatraceбыло установлено своими силами, и оно оказалось настолько удобным и эффективным, что практически сразу система была приобретена. В честности, АРМ-система решает задачи мониторинга совместного «кошелька» QIWI и «МегаФона», мониторинга процессинга, а также мониторинга отправки и доставки СМС, которые используются для подтверждения транзакций. «В целом АРМ-решение позволило сократить время поиска проблемы, у нас появился инструмент для глубокой диагностики сервиса, а также появилась возможность мониторинга на всех уровнях доставки платежей пользователей» – сказал докладчик.

Важность стратегии

Заместитель директора по консалтингу компании «Телеком-Защита» Андрей Шуравин обратил внимание участников конференции на важный аспект управления производительностью приложений: «Всем известно, что строительство больших инфраструктурных проектов очень часто ведется без планирования производительности, и что системы мониторинга позволяют увидеть инфраструктуру сервиса целиком. Как правило, компании не учитывают, что при отсутствии общей стратегии и процессного подхода не удастся достичь значимого результата». Он проиллюстрировал свои слова примером, понятным представителям любой отрасли: в известной детской книге Винни-Пух пытался «получить сервис» – добыть мед. Но его постигла неудача как раз из-за невыстроенных процессов и отсутствия мониторинга. Поэтому не следует забывать «правило 4Р», которое в применении к АРМ говорит о том, что эффект будет достигнут только при балансе четырех составляющих: People (персонал, или пользователи), Process (процессы ITSM), Products (технологии) и Partners (поставщики).