Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Кризис спровоцировал рост рынка BPM

Одна из критических проблем российской экономики – низкая производительность труда. Период дорогой нефти и отсутствие конкуренции на ряде рынков приучили крупный бизнес, что проблемы можно решить вливанием дополнительных ресурсов, нимало не заботясь о повышении эффективности процессов и управления компаниями. Очередной кризис, спровоцированный в том числе падением мировой цены на нефть, поставил компании перед известным многим только по деловой литературе выбором: «трансформируйся или умри». Вопросы трансформации бизнеса с помощью решений ВРМ обсуждались на конференции «BPM: бизнес ждет результатов», организованной CNews Conferences и CNews Analytics 26 февраля 2015 г.

Мария Каменнова: Нельзя все делать в ERP

Мария Каменнова, генеральный директор компании «Логика ВРМ», оценила динамику роста российского рынка BPMs в 2014 г., дала свой прогноз на 2015 г., а также выделила основные проблемы, стоящие на пути развития данных систем.

CNews: Как вы оцениваете динамику российского рынка BPMs в 2014 году? Чего можно ожидать от 2015 года?

Мария Каменнова: На мой взгляд, этот рынок находится в стадии формирования. Его никто не оценивает, потому что в России очень мало проектов по внедрению BPMS – буквально несколько и в крупных организациях. Основная причина неразвитости отечественного сегмента, на мой взгляд, в том, что у корпоративных архитекторов, отвечающих за приложения, да и у многих управленцев отсутствует понимание процессной сути бизнеса, понимание того, что процессы, которые выполняет компания, – это и есть компания. Обычно вопрос ставится об автоматизации какой-то задачи, а не бизнес-процесса.

Но, подчеркну, рынок BPMs у нас все же формируется, растет осведомленность о BPMs как о специализированных решениях именно для автоматизации бизнес-процессов, о связанной с BPMs новой парадигмой автоматизации и программирования в целом. И в 2015 году развитие этого рынка будет положительным, поскольку BPMs – это мировой растущий тренд, а мы следуем основным трендам мирового ИТ-рынка.

Я бы выделила четыре точки роста этого рынка. Во-первых, архитекторы ИТ-приложений и бизнес-пользователи в компаниях все четче понимают, что автоматизировать сквозные бизнес-процессы нужно с помощью специализированных средств. Вторая точка роста – сценарий «либерализации ERP». Не все бизнес-процессы нужно автоматизировать с помощью ERP-системы – она хороша в качестве учетной системы, но подходит только для 20% процессов. Для автоматизации остальных 80% бизнес-процессов ERP не годится из-за слишком долгого и дорогого внесения изменений. В сценарии «либерализации ERP» фрагменты КИС, отвечающие не за транзакции и хранение данных, а за логику выполнения бизнес-процессов, перекладываются на гораздо более адаптивные и менее затратные системы класса BPMs.

Третья точка роста связана с интеграцией информационных систем в рамках сквозных бизнес-процессов. Для автоматизации сквозного процесса BPMs с помощью корпоративной сервисной шины ESB интегрирует все необходимые для выполнения процесса ИТ-системы: учетные системы, биллинг, CRM, ECM и т.д. BPMs заменяет ручную работу с электронными таблицами.

Четвертая точка роста связана с желанием фактических владельцев бизнес-процессов понимать, как на самом деле работает процесс. Это можно сделать с помощью инструментов класса PI (Process Intelligence), которые через контрольные точки «вытягивают» информацию из ИТ-систем, восстанавливают бизнес-процесс и анализируют ключевые показатели его результативности. В BPMs такой инструментарий есть, поэтому, автоматизируя бизнес-процесс с помощью BPMs, можно получать аналитику по показателям процесса.

CNews: Какие проблемы на российском рынке BPMs можно назвать ключевыми?

Мария Каменнова: Я уже говорила о причинах неразвитости у нас рынка BPMs. ИТ-директора и архитекторы ИТ-решений в массе своей не видят место BPMs в ИТ-архитектуре организации, потому что не мыслят о деятельности организации процессно. Самый популярный разговор с потенциальными клиентами у нас выглядит так: мы показываем BPMs-систему Metasonic, все ее преимущества, а нам говорят – «да, здорово, но только мы все делаем в SAP». Но этого не может быть! Нельзя все делать в ERP.

Возьмем, например, процесс закупок. Помимо учета в нем есть множество «неструктурированных» процедур, например объявление о тендере на закупку, сбор заявок, их обработка и согласование, рассылка изменений, которые точно никак не прописаны в ERP. Зачастую они присутствуют только на бумаге. В большой компании картридж для принтера покупается в течение полугода не потому, что плохо работает программа для публикации условий тендера на электронной площадке, а из-за очень долгих процедур согласования этих заявок внутри организации, затем таких же долгих согласований изменений. Эти процедуры оптимизируются и автоматизируются как раз с помощью BPMs, которая интегрирует все необходимые учетные и СЭД-системы, участвующие в сквозном процессе «закупка картриджей». В ERP и СЭД такой функционал реализовать можно, но это будет долго и дорого.

CNews: Способна ли методология BPMs стать «панацеей» для бизнеса в непростых экономических условиях?

Мария Каменнова: В трудных экономических условиях панацеей служит повышение эффективности деятельности организации. За счет процессного управления эффективность можно повысить в разы. Благодаря внедрению процессного управления можно устранить в корпоративном ландшафте «белые пятна», внутри которых никто не отвечает за результат и где происходят основные потери. Здесь основной потенциал для повышения эффективности работы каждого субъекта российской экономики и всей экономики в целом. Эффективность и результативность – вот то, за что нам надо сражаться. И BPMs весьма подходящий для этого инструмент. Если в известном анекдоте на вопрос: «Как долго длится проект по внедрению ERP?» дается ответ: «Два с половиной CIO», то проекты по внедрению BPMs – это максимум несколько месяцев для автоматизации комплексного бизнес-процесса c большим количеством сценариев в крупной организации.

Использование BPMs дает те самые quick wins, на которые мы все нацелены и которых ждет бизнес от ИТ. Не планировать что-то на несколько лет вперед, а получать результат сегодня. Вы автоматизируете процесс, как он есть, а дальше в BPMs быстро и незатратно изменяете его, если видите необходимость. Современные BPMs-системы позволяют это делать буквально «на лету». Это новый подход. Раньше парадигма была такова, что процессы сначала проектировались, оптимизировались и только потом внедрялись и автоматизировались (Gartner это называет «work by design»), сегодня же оптимизация происходит в процессе эксплуатации уже внедренной BPMs-системы – по принципу «design by work».

Такие быстрые внедрения приучают сотрудников к процессному мышлению, что ведет к улучшению координации, взаимодействия и в итоге – к повышению эффективности. Так что BPMs, конечно, не панацея, я бы не стала оперировать таким словом, но это точно один из способов повысить эффективность и в бизнесе, и в госсекторе. А это самое главное, к чему мы должны сегодня стремиться.

CNews: Какие бизнес-направления российского рынка предъявляют наибольший спрос на BPMs?

Мария Каменнова: В первую очередь это организации b2c- и g2c-рынка, работающие с конечными потребителями и гражданами: телеком, банки, страховые компании, ритейл, медицина, госорганизации. Здесь высока динамика изменений, поэтому скорость реакции на изменения оказывается критичной. Таким организациям BPMs особенно показана.

Но отнюдь не лишней BPMs будет и для нефтянки или предприятий ВПК, где идет творческая коллективная работа над разработкой сложных изделий. BPMs позволяет не только усилить творческую компоненту, но и наладить управление всеми процессами, окружающими разработку изделия: продажи, постпродажное обслуживание, коммуникации с клиентами, координация работ со смежниками и поставщиками, размещение госзаказа. Эти процессы исторически представляют собой слабое место предприятий ВПК. BPMs не только покажет все нестыковки, разрывы в коммуникациях, в координации действий, но и позволит быстро автоматизировать – и при необходимости перенастраивать – все эти бизнес-процессы.