Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Подробная детализация процессов обеспечит успешный BPM-проект

Управление бизнес-процессами, исходя из определения и понимания этой концепции бизнесом, – нужная вещь, однако в реальной жизни специализированные BPM-решения применяются далеко не всегда и не везде. На этот счет даже шутят: что бы ни говорили теоретики, практики не воспользуются их трудами, и что бы ни делали практики, теоретики не признают законным. Почему так происходит, как этого избежать, как правильно внедрить BPM, стало темой десятой юбилейной конференции «BPM: основные тренды», проведенной 24 сентября 2013 г. CNews Conferences и CNews Analytics.

Мария Каменнова: Скорость при внедрении инноваций – главный фактор успеха

Мария Каменнова, генеральный директор компании «Логика ВРМ» рассказала о новых управленческих методах, воплощенных в продуктах BPM, а также об отличительных признаках BPM 2.0 и продукта Metasonic.

CNews: Появились ли за последнее время какие-либо новые управленческие методы и подходы, которые ожидают своего воплощения в новых продуктах BPM?

Мария Каменнова: Коренных изменений в управление бизнес-процессами не произошло, хорошо структурированные бизнес-процессы управляются по классическому циклу «планируй – делай – контролируй». Однако в эко-среду, называемую «бизнес-процесс», добавились новые акценты: большую роль в организации и исполнении бизнес-процесса стали играть социальные взаимодействия, коллективная работа, потребовалась расширенная аналитика для более оперативного анализа. Выросло внимание к другим типам процессов, т.к. увеличилась их значимость в управлении бизнесом, а именно – к динамическим процессам (они также называются «процессы по цели»), теневым и неструктурированным процессам.

Динамические процессы – это процессы, ориентированные на выполнение конкретных целей, ход которых зависит от наступления тех или иных событий и/или выполнения/ невыполнения бизнес-правил, чтобы, перестраиваясь динамически, оптимальным образом достигать поставленные цели.

«Теневые» процессы» — это как бы спрятанные работы, которые неявным образом склеивают и интегрируют отдельные функции, операции, процедуры в рамках процесса. Они редко описываются и регламентируются, но играют немаловажную роль в бизнесе.

И, наконец, неструктурированные процессы – это процессы, в которых последовательность контактов и взаимодействия меняется всякий раз при выполнении процесса, при этом они часто включают коллективные работы в стиле ad hoc, принятие решений в том же стиле и т.д. Ведь такая неструктурированная, коллективная работа в стиле ad hoc может рождать инновационные идеи, и это ключевой момент и основа для многих критически важных начинаний в бизнесе. Неструктурированными процессами, как правило, никто не занимается, но это кладезь неиспользованных возможностей для повышения результативности бизнеса. Слишком высокая застандартизованность может вызвать стагнацию в компании, а слишком низкая – спровоцировать хаос.

На все эти вызовы бизнеса системы класса BPMS должны отвечать соответствующим образом – иметь средства для описания и автоматизации процессов различных типов, собирать расширенную аналитику по процессам, позволять перестраивать приложения «на лету», причем не силами ИТ-специалистов, а силами бизнес-пользователей.

CNews: Какова роль приложений BPMS в методологии Pace-Layered Application Strategy от Gartner? Каким образом BPM могут повлиять на скорость внедрения инноваций в организациях?

Мария Каменнова: В 3-х уровневой архитектуре от Gartner приложения BPMS могут играть несколько ролей. С помощью них можно автоматизировать те или иные процессы на уровне систем-дифференциаторов и на уровне инновационных систем. Однако, их основное предназначение – выполнять функцию connective tissues, т.е. «соединительных тканей», которые связывают приложения, находящиеся на разных уровнях архитектуры, в единое решение, автоматизирующее сквозной бизнес-процесс.

По инновациям: скорость при внедрении инноваций – главный фактор успеха. Поэтому для автоматизации процессов, связанных с реализацией инновационных идей и выводом их на рынок, необходимо использовать средства, позволяющие делать это быстро, и не только создавать приложения, но также оперативно менять их. Ведь не всегда процесс, связанный с реализацией инновационной идеи, складывается сразу – это же что-то новое, не существовавшее до этого времени. Поэтому первые варианты его реализации будут меняться, совершенствоваться, и система BPMS должна позволять это легко делать.

CNews: В чем вы видите отличительные признаки BPM 2.0, и как эта концепция реализуется в продукте Metasonic?

Мария Каменнова: ВРМ 1.0 – классический подход к управлению и совершенствованию бизнес-процессами и их автоматизации. Мы сначала должны осознать наши процессы, как они работают. Для этого мы создаем модели процессов «как есть» в нотациях класса BPMN, потом анализируем их, затем, по результатам анализа и наших стратегических приоритетов, создаем (строим модели) процессы «как должно быть». В соответствии с измененными процессами формируются требования для разработки новых ИТ-решений или модификацию уже существующих. Затем внедряем эти решения, настраиваем процедуры контроллинга процессов на основании данных из ИТ-систем и получаем значения KPI-процесса. Далее идет анализ этой информации и, если необходимо, корректировка самих процессов и систем. Цикл начинается снова. Этот цикл может занимать довольно продолжительное время (от 6 месяцев), причем разработка и внедрение систем автоматизации бизнес-процесса «съедает» его значительную часть.

В ВРМ 2.0 процесс или его часть берется «как есть» и сразу же автоматизируется, но средствами, позволяющими сделать это быстро и довольно легко. Нотации для моделирования процессов гораздо проще и могут быть использованы бизнес-пользователями (не только профессиональными аналитиками или ИТ-специалистами). В таких системах реализовано прямое выполнение моделей, т.е. графическая модель является кодом, приложение создается немедленно после завершения создания модели. Далее идет уже работа с приложением. И если в процессе работы пользователи понимают, что процесс может выполняться более эффективно (быстрее, дешевле и т.д.), то и процесс, и приложение меняются в течение нескольких часов, максимум – дней, т.к. инструмент позволяет это сделать. Т.е. совершенствование бизнес-процесса происходит в процессе работы, сразу, как возникает необходимость, и сразу же перенастраивается соответствующее приложение.

ВРМ 2.0 не отменяет ВРМ 1.0, оба подхода не противоречат друг другу. Я считаю, что каждая компания должна хотя бы раз пройти через весь цикл ВРМ 1.0 – «моделирование-анализ-совершенствование-внедрение-контроллинг», чтобы иметь верхнеуровневую картинку своей процессной архитектуры и ключевых процессов, составляющих суть бизнеса, их взаимодействия между собой. При автоматизации на уровне рабочих мест можно использовать уже подход ВРМ 2.0.

В продукте «Метасоник» эта концепция реализуется в полный рост. Есть очень простой и гибкий язык описания процессов (всего 5 символов вместо обычных 100 в нотациях класса BPMN). Это язык легко понимаем бизнес-пользователями. На нем создаются модели процессов, которые затем проходят проверку на логическую целостность и непротиворечивость, а затем буквально одним нажатием кнопки превращаются в исполняемые приложения, с которыми можно немедленно работать. Разумеется, есть еще работы по интеграции «Метасоника» с системами, которые могут уже работать в рамках автоматизируемого бизнес-процесса, и это задача для ИТ-специалистов, выполняемая уже по стандартным процедурам.