Спецпроекты

«Почта банк» «первым в России» запустил подтверждение операций с помощью селфи

2965
Интернет Веб-сервисы Интеграция Внедрения ИТ в банках Техника
«Почта банк» добавил в свое мобильное приложение функцию подтверждения высокорисковых или нетипичных для клиента операций при помощи фотографии лица клиента. Данная возможность реализована на базе российской платформы Visionlabs LUNA, в основе которой лежит технология распознавания образов, удостоенная первого места в конкурсе алгоритмов распознавания лиц Национального института стандартов и технологий США.

Мобильный банк узнает по лицу

В мобильном приложении «Почта банка» появилась возможность подтверждения подозрительных или нетипичных для клиента операций при помощи селфи. Эта технология, основанная на анализе поведения клиента и биометрической фотоидентификации, обеспечивает безопасность дистанционных банковских операций и существенно снижает риски кибермошенничества, отмечают в банке.

По словам руководителя дирекции биометрических технологий «Почта банка» Андрея Шурыгина, ему «не известно о других банках, применяющих подобную технологию в дистанционном банковском обслуживании в массовом порядке», то есть данная функция стала доступной широкому кругу пользователей впервые, по крайней мере в России.

Некоторые операции, которые клиент совершает в мобильном приложении, могут показаться банковской системе мониторинга и предотвращения мошенничества (антифрод-система) подозрительными или нетипичными: например, переводы на чужие карты или физическому лицу в другой банк, нетипичные по суммам переводы, закрытие вклада раньше срока. В таких случаях в целях предотвращения мошенничества недостаточно обычного подтверждения операции с помощью одноразового кода из SMS или push-уведомления, и антифрод-система предложит клиенту подтвердить свою личность, сфотографировавшись прямо из мобильного приложения.

Один клиент может иметь несколько фотографий, сделанных в разное время при его обращении в банк. Это позволяет учесть возрастные или другие изменения внешности клиента для более точного распознавания. Всего в биометрической базе «Почта банка» хранится более 40 млн фотографических слепков клиентов.

Процесс подтверждения операции с помощью селфи в мобильном банке «Почта банка»

Сегодня в мобильном приложении «Почта банка», по словам представителей финансовой организации, каждый день осуществляется более 300 операций с подтверждением по фото.

Биометрические технологии в «Почта банке»

Подтверждение операций с помощью фотографии стало возможным благодаря внедрению в банке биометрических технологий, в частности на базе платформы LUNA, разработанной российской компанией Visionlabs, которая входит в экосистему Сбербанка.

Платформа включает в себя функции обнаружения и сопровождения лица, оценки качества, извлечения ключевых точек лица и кодирования их в виде уникального компактного ключа (дискриптора). Вследствие малого размера, получаемые дескрипторы очень эффективны – поддерживают сверхбыстрый поиск в базах данных с миллиардами фотографий лиц. Благодаря этому технология Visionlabs, по оценке ее разработчиков, работает до 200 раз быстрее аналогичных решений. Visionlabs одной из первых разработала и внедрила в коммерческие продукты систему идентификации и верификации лиц с использованием сверточных нейронных сетей.

В июне 2019 г. CNews писал о том, что эта технология распознававния второй раз подряд завоевала первое место в тестировании алгоритмов распознавания лиц Национального института стандартов и технологий США (NIST).

«Почта банк» с момента основания применяет внутреннюю биометрию для идентификации клиентов, пояснили CNews в банке. Фотографирование клиента происходит как при первом посещении банка, так и при последующем обращении за различными услугами, и всякий раз система сверяет соответствие и таким образом подтверждает личность.

Как утверждают представители банка, в отделениях эта технология дает почти стопроцентную защиту в случае, если мошенник использует поддельный или утерянный паспорт. Благодаря внутренней биометрической фотоидентификации клиентов, по данным банка, в 2018 г. удалось предотвратить порядка 5 тыс. потенциальных мошеннических попыток и спасти сотни миллионов рублей клиентов.

В конце июня 2019 г. «Почта банк» сообщил о планах по масштабированию системы внутренней биометрической идентификации на все точки обслуживания в стране до конца 2019 г. На сегодняшний день их насчитывается более 18 тыс.

Во всех флагманских клиентских центрах банка (более 400) и точках обслуживания в отделениях «Почты России», где работает сотрудник банка, эта технология уже применяется. Теперь ее собираются внедрить и в тех почтовых отделениях, где финансовые услуги предоставляет агент банка – сотрудник почты.

Общая сумма инвестиций во внедрение и масштабирование проекта, по оценке «Почта банка», составила около 100 млн руб. с учетом стоимости оборудования, технических работ, сопровождения и обеспечения кибербезопасности.

Проект по внедрению антифрод-системы

В начале июля 2019 г. «Почта банк» объявил о завершении первого этапа проекта по внедрению кросс-канальной системы противодействия мошенничеству с использованием методов социальной инженерии. Система реализуется на антифрод-платформе SAS при участии интегратора Glowbyte Consulting.

По заявлению представителей, финансовая организация первой среди российских банков интегрировала в свою ИТ-архитектуру подобное решение. На данном этапе реализован модуль по защите операций по платежным картам.

Система функционирует на основе так называемых фингерпринтов (fingerprint, «отпечаток пальца») – совокупности признаков, подтверждающих, что операцию совершает именно данный клиент. Это может быть номер телефона, с которого он совершает платежи, и характерное для него транзакционное поведение. Если эти данные не совпадают, то система дает сигнал сотруднику банка, что транзакция может быть подозрительной. При этом антифрод-платформа SAS работает по кросс-канальному принципу, защищая и карты, и мобильный банк, и интернет-банк, и другие каналы обслуживания, а также имеет модуль AML (Anti Money Laundering, «противодействие отмыванию денежных средств»).



Взгляд месяца

Идея внутренней разработки себя не оправдала

Наталия Оржевская

директор центра управления командами, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка