Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

"Умные офисы" в России: подсчет игроков

Словосочетание "умный офис" сегодня хоть и остается редкостью, но уже не вызывает былого удивления. Однако насколько сложно наделить офис "умом" в России и насколько оправдана его установка - пока вопрос для многих. Тем не менее, в отечественном секторе этого рынка уже давно сложился круг компаний, готовых взяться почти за любую задачу.

"Умные офисы" впервые появились в США около 20 лет назад и стали на Западе делом почти обыденным. Однако для сегодняшней России это достаточно новое понятие. Зачем нужна такая система? В быстро развивающихся компаниях возникает потребность в новом уровне организации труда сотрудников, снижении затрат на обслуживание офиса, повышении безопасности. С этими вопросами и помогает справиться "умный офис" – комплексное решение для автоматизации процессов жизнедеятельности в служебном помещении.


Среди дивидендов, полученных после обновления офиса, следует назвать экономию электроэнергии, комфортную работу и рост компании в глазах клиентов и партнеров

В США, Европе и особенно Японии одной из важнейших задач "умного офиса" является решение проблемы энергосбережения. Поскольку в России стоимость энергоресурсов значительно ниже, чем на Западе, то этот вопрос не является определяющим для принятия решения о снабжении офиса "интеллектом". Значительно более важными аргументами в пользу установки такой системы в нашей стране являются: поддержание имиджа компании, повышение производительности труда и удобства работы персонала, снижение затрат на эксплуатацию здания.

В силу ряда причин российский рынок "умных офисов" только начинает развиваться. Количество компаний, занимающихся комплексной автоматизацией служебных помещений, исчисляется несколькими десятками. Однако уже сам факт их наличия говорит о том, что "умные офисы" у нас имеют будущее.

Несмотря на некоторые различия, и у нас в стране, и на Западе "умный офис" подразумевает управление следующими системами и понятиями: климатом помещений; электроприборами, в том числе освещением; инженерными сетями (водопровод, газопровод, канализация и др.); системой безопасности; системами связи.

Как и в других нишах, на рынке "умных офисов" присутствуют как бюджетные, так и эксклюзивные варианты, поэтому и комплектация, и функции оборудования могут быть совершенно разными.

В идеале работа всех компонентов "умного офиса" должна контролироваться из единого центра. Разумеется, для взаимодействия устройств, входящих в состав подобной системы, нужны каналы связи. Организовывать такие каналы с помощью проводов было бы дорого, трудоемко и непрактично. Поэтому в настоящее время в качестве таких каналов используется либо уже существующая электропроводка (сигналы между устройствами передаются по тем же проводам, что и напряжение 220 вольт), либо радиоканалы. Такой подход удобен еще и тем, что в случае переезда компании в другое помещение все оборудование относительно легко демонтируется и устанавливается в новом офисе.

Кто построит "умный офис"

Есть два пути превращения офиса в "умный". Путь первый является наиболее экономичным. Если компания ограничена в средствах и в ее штате есть достаточно грамотные специалисты инженерных специальностей, то можно поручить им закупку необходимого оборудования и ее самостоятельный монтаж. В этом случае следует обратиться в фирмы, занимающиеся поставкой оборудования для "умных офисов". И хотя такой вариант наименее затратен, его нельзя назвать самым лучшим: возможны проблемы с совместимостью оборудования, сложности с монтажом, специалистам может не хватить нужного опыта.

Путь второй – обратиться в специализированную фирму, занимающуюся установкой "умных офисов" "под ключ". Обычно работники таких фирм знакомы со всеми подводными камнями установки соответствующего оборудования, обладают необходимыми знаниями и опытом, могут подсказать пути решения конкретных вопросов, возникающих в процессе проектирования и монтажа. Стоит подчеркнуть, что подобных фирм в России пока не так много.

Основные игроки российского рынка "умных офисов", 2007

Название компании Описание компании Услуги и реализованные проекты
IntelKey
www.intelkey.ru

Подразделение холдинга FosterGroup, образовано в 2001 году. Основное направление деятельности − разработка и внедрение систем интеллектуального здания.

Компания участвует в программах правительства Москвы и федеральных государственных структур, направленных на оптимизацию потребления ресурсов. Среди клиентов государственный ботанический сад, гостиница "Белград" и др.

"Армо-Инжиниринг"
www.armoengi
neering.ru

Входит в группу компаний "АРМО". Предприятие было образовано в 1997 году. Среди проектов интеллектуальные здания занимают основное место.

За последние годы компания реализовала более 60 проектов по проектированию и монтажу систем жизнеобеспечения знаний различного уровня. Среди клиентов компании Банк Москвы, RaiffeisenBank, Росбанк, Nycomed, Nestle, Mercury, IBM, Hewlett-Packard, "Российские железные дороги" и другие.

Группа компаний "Оптима"
www.optima.ru

Появилась на рынке в 1990 году, прошла путь от небольшой компании до крупного холдинга. Сегодня это один из ведущих российских поставщиков интеллектуальных решений.

Холдинг располагает возможностью предоставлять заказчикам полный комплекс услуг по созданию и разработке информационных систем любой сложности, а также их технической поддержке. Среди клиентов "Центр энергетики" РАО "ЕЭС России", Трубная металлургическая компания, группа ЧТПЗ и др.

"Саутер"
www.sauter-bc.ru

Представительство одноименной швейцарской компании в России. Год основания – 1910. Основные направления деятельности − производство систем регулирования и систем управления зданием для секторов отопления, вентиляции и кондиционирования.

Среди заказчиков фирмы – Министерство иностранных дел, Третьяковская галерея, Большой Кремлевский дворец, Сбербанк России и др.

"Солярис"
www.solyaris.ru

Основана в 1993 году, является одним из крупнейших игроков на рынке hi-tech помещений Москвы. Одним из направлений деятельности компании является проект "Умный дом", в рамках которого осуществляется комплексная автоматизация как жилых, так и служебных помещений.

Среди клиентов компании − представители многих отраслей бизнеса, государственные предприятия. Среди клиентов: группа компаний "Торговый Квартал", экспериментальное художественно-производственное обьединение "Вель", издательский дом "Рипол Классик".

"Союзинформ"
www.sojuz.info

Основана в 1996 году. Одним из важных активов "Союзинформа" является наличие лицензий ФСБ, МЧС и Службы внешней разведки. Сотрудники компании имеют допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Это дает компании полномочия на реализацию ИТ-проектов на специализированных и режимных объектах внутри страны и за рубежом.

Постоянными заказчиками компании являются Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, Министерство иностранных дел России, Федеральная служба государственной статистики, а также Внешэкономбанк, концерн "Росэнергоатом", "Ноябрьснефтегаз" и другие организации.

Источник: CNews Analytics, 2007

Стоит отметить, что при общении с представителями некоторых российских компаний, занимающихся "умными" помещениями, часто звучала мысль, что заказчики именно "умных офисов" нередко стремятся на всем сэкономить.