Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Обновление закона о госуслугах: Сведения об образовании перейдут в электронный вид

В соответствии с законопроектом Минэкономразвития с 2015 г. для получения госуслуг гражданам больше не понадобятся подлинники документов из ЗАГСов, а с 2016 г. — из образовательных учреждений. Они будут исключены из списка документов личного хранения. Чиновники станут запрашивать их друг у друга через СМЭВ.

Минэкономразвития подготовило изменения в федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, регулирующий организацию предоставления госуслуг. Из текста закона предлагается последовательно удалить два пункта, касающиеся двух категорий документов личного хранения. В результате для обращения за соответствующими услугами гражданам с 1 января 2015 г. не придется предъявлять чиновникам свидетельства о госрегистрации актов гражданского состояния, а с 1 января 2016 г. документы об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что он был разработан в рамках осуществления плана мероприятий («дорожной карты») по реализации концепции развития механизмов предоставления госуслуг в электронном виде. Авторы документа считают, что его принятие существенно облегчит гражданам процедуру обращения к чиновникам и в то же время не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

В соответствии с 210-ФЗ чиновникам при предоставлении госуслуг запрещено требовать от граждан какие-либо документы, имеющиеся в наличии других ведомств. Для обмена сведениями между госорганами создана система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Исключением являются документы личного хранения. В настоящий момент их перечень состоит из двух десятков пунктов и описывает документы, удостоверяющие личность, а также воинского учета, о регистрации по месту жительства или пребывания, о техосмотре транспортного средства, о трудовой деятельности и заработке, водительские права, следственные и судебные постановления, наградные свидетельства и пр.

Сведения ЗАГСов — о рождении, о смерти, о заключении и расторжении брака, об усыновлении, об установлении отцовства, о смене имени — часто требуются для оказания госуслуг. Их могут запрашивать более 20 различных органов власти, в частности, силовые ведомства и суды. Как ранее в беседе с CNews сообщал заместитель министра связи Алексей Козырев, курирующий развитие электронного правительства, в течение 2014 г. российские ЗАГСы должны завершить тотальную оцифровку своих архивов, чтобы они смогли стать доступны через СМЭВ.

Что касается документов об образовании, то, как сообщили CNews в пресс-службе Минэкономразвития, содержащиеся в них сведения с 2016 г. в СМЭВ станет предоставлять Минобранауки. Данное ведомство создает для этого соответствующую информационную систему.

Данные об образовании могут потребоваться центрам занятости населения при предоставлении услуг содействия в поиске работы. Также эти сведения необходимы для аттестации педагогических работников. Кроме того, существует услуга подтверждения подлинности самих документов.

На данный момент законопроект об исключении документов из перечня документов личного хранения проходит процедуру публичного обсуждения. Далее финальный вариант текста будет внесен в Госдуму для рассмотрения в трех чтениях, затем его направят на утверждение в Совет Федерации, после чего он попадет на подпись Президенту РФ.

Денис Воейков