Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Интервью замруководителя ДИТ Москвы В.Макарова: Задача ИТ в здравоохранении – сократить издержки

Сегодня в Москве реализуется один из крупнейших ИТ-проектов – разработка и внедрение Единой медицинской информационно-аналитической системы. Департамент информационных технологий по заказу Департамента здравоохранения города запустил проект в 2011 году. О достигнутых успехах, рисках, о том, как склонность граждан к самолечению мешает ИТ-развитию, концептуальных идеях и гаджетах в медицине рассказывает заместитель руководителя Департамента информационных технологий Владимир Макаров.

CNews: Каковы этапы подключения поликлиник к электронной медицинской карте (ЭМК)?

Владимир Макаров: Сегодня в пилотировании участвует 4 поликлиники города Москвы. Работу по 100% внедрению ЭМК в Москве планируется завершить в течение 3 лет. Реалистичный срок – конец 2018 года. По этапам внедрения могу сказать, что ЭМК будет развернута прежде всего в поликлиниках с сильным менеджментом, которых в Москве более чем достаточно. Предполагается, что это затронет все округа города Москвы.

CNews: Продукт к тиражированию полностью готов?

Владимир Макаров: У медицинских систем нет точки насыщения, им всегда есть куда развиваться. Причем, в отличие от электронных рецептов, талонов амбулаторного приема, направлений и прочих околомедицинских документов, электронная карта не облегчает жизнь врачу – она ее, очевидно, на первых порах усложняет. Но для околомедицинских документов перевод в электронный вид – это значительное упрощение, и данный баланс позволяет нам говорить о том, что усложнения работы для медицинских работников в целом не произошло. Изначально же мы добивались двух вещей: разработать удобный пользовательский интерфейс и развить навыки медицинских работников. В том числе, мы предложили врачам обучение десятипальцевому слепому набору текстов. Около 10 тыс. человек его успешно прошли за последние два года.

CNews: В связи с экономической ситуацией изменились планы по финансированию проекта ЕМИАС и будут ли корректироваться задачи по внедрению?

Владимир Макаров: Вне зависимости от кризиса, мы находимся на той стадии зрелости проекта, когда стараемся предельно оптимизировать работу. В 2011–2012 годах, когда мы находились на старте, мы создавали резерв, включая и финансовые вложения в решение.

Вот, к примеру, в поликлиниках Москвы работает порядка 20 000 точек печати (рабочие места, где установлены принтеры). Мы не покупали принтеры, их нет на балансе поликлиник, мы покупали сервис печати как внешнюю услугу. Теперь мы имеем возможность гибко перекидывать «точки», в случае если поликлиника или отдельный этаж закрываются на ремонт. В классическом виде эта техника ушла бы на склад, а мы же их просто переводим в другие места, включаем услугу там, где это востребовано.

С точки зрения развития ЕМИАС, здравоохранение настолько приоритетно в городе, что объем финансирования, которое было в данной отрасли по информатизации, превышал наши потребности. У нас не было задачи освоить бюджет, и «касса» у нас всегда была ниже на несколько сот миллионов рублей, чем заявленные возможности. Этот год – дефицитный, но не из-за кризиса. Дело в том, что наш заказчик – Департамент здравоохранения Москвы – с 3 квартала прошлого года стал принимать очень активное участие в генерации идей.

Владимир Макаров: Дело не только в применении технологий, нужно изменить сознание и врачей и пациентов для того, чтоб они научились жить и работать по новым принципам

На экономике это отражается так, что объем задач, который сформулирован на этот и последующие годы, существенно превышает в итоге наши возможности не только профинансировать, но и выполнить намеченные мероприятия. Когда Департамент здравоохранения интенсивно включился в работу, это в какой-то мере снизило степень комфорта реализации проекта. Объясню почему. Мы сделали план работ, сформулировали цели, рассчитали ресурсы и финансовые перспективы, согласовали все это с медиками. По сути, драйвером планирования выступали мы сами.

Теперь же врывается вихрь в лице Депздрава, в хорошем смысле слова, и пытается корректировать все в оперативном режиме. Иногда коллегам кажется, что некоторые задачи можно решить завтра. Вот, к примеру, по определенным параметрам проекта исполнение ожидалось к 1 мая на предложения, полученные только 23 апреля. В целом эта инициатива очень положительна и в конечном итоге активная совместная работа принесет большую пользу, но ДИТ не в полной мере оказался готов к этому и сейчас мы берем с рынка бизнес-аналитиков, аналитиков данных для того, чтоб удовлетворить нарастающие потребности.

CNews: А как же ресурсы интеграторов?

Владимир Макаров: Ну, мозг должен быть у себя, а то в какой-то момент мы окажемся в ситуации, когда не понимаем, как система работает. Хотя мы работаем со всем рынком интеграторов. Однако из года в год получаем ситуацию, когда рынок не в состоянии переварить тот объем задач, которые мы готовы поставить. Московского рынка для этого не хватает. Посмотрите кассовое исполнение ДИТа Москвы. Эти данные открыты на budjet.mos.ru.

CNews: Интеграторы не успевают выполнить те задачи, которые перед вами стоят?

Владимир Макаров: Конечно. Постоянные нарушения по срокам. Колоссальный дефицит ресурсов, кадров. Мы – один из крупнейших ИТ-заказчиков России. Учитывая, что последние 15 лет до прихода Сергея Семеновича Собянина вообще ничего не делалось или выполнялось точечно, то сейчас задач столько, что рынок оказался не в силах переварить это за короткие сроки. У нас не исполнялось более 80% бюджета.

CNews: А почему статистику врачи до сих пор заполняют вручную?

Владимир Макаров: Проблема не столько в статистике, сколько в расчетных системах ОМС. Традиционно в Фонде обязательного медицинского страхования используется система, созданная в 1994 г., которая не имеет соответствующих коннекторов для того, чтоб интегрироваться с ЕМИАС. Московским городским фондом обязательного медицинского страхования проводятся работы по развитию системы, которые предусматривают интеграцию с ЕМИАС, для того, чтобы 48 млн талонов амбулаторного приема не перебивались медицинскими регистраторами в кабинетах статистики в АИС ОМС вручную, а могли бы автоматически подгружаться из ЕМИАС.

Надо понимать, что городской ФОМС является финансово-кредитным учреждением, где за каждую бумагу идет расчет денег. Они стараются все тщательно выверять и все процедуры грамотно выстраивать. Поэтому до сих пор ведем совместную работу по выпуску приказа по учету прикрепленного контингента в одной системе.

Владимир Макаров: Нам необходимо удовлетворить базовые потребности, далее развиваться уже и в направлении поддержки экспертных решений

Во второй половине 2015 года, после реализации взаимодействия с системой АИС ОМС, планируется сократить 2/3 стенографисток в поликлиниках. В 83 амбулаторных центрах числятся 1440 человек, которые заняты практически только набиванием вручную талонов амбулаторных приемов в АИС ОМС, когда можно было бы автоматически подгружать эти данные из ЕМИАС. Сопоставьте цифры: в Москве числится 3000 участковых терапевтов, стенографисток примерно половина от этой цифры. И город несет совокупные расходы порядка i1,5 млрд на содержание машбюро при каждой поликлинике.

CNews: Как решается вопрос по взаимодействию с ЕГИСЗ?

Владимир Макаров: Как оператор информационной системы, ДИТ Москвы готов выгружать данные, как только появится норма закона, позволяющая передавать медицинскую информацию третьим лицам без согласия пациента. Сейчас это было бы грубым нарушением действующего Закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», потому что Минздрав в лечебном процессе не участвует и медицинскую помощь не оказывает, поэтому как третье лицо неправомочен на получение информации.