Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

«АйДесайд»: Кризис — отличная возможность для перезагрузки

Как кризис может стимулировать рост российских ИТ-компаний и почему нельзя заставить «топов» пользоваться неудобным продуктом, рассказал CNews президент группы компаний «Флексис» Артемий Малков. Разработанное под его руководством мобильное приложение для первых лиц организаций в 2014 г. было удостоено награды CNews AWARDS.

CNews: Насколько вы ощущаете сейчас режим экономии со стороны заказчиков ИТ-решений?

Артемий Малков: Режим экономии, безусловно, есть. Он связан и с объективным сокращением ресурсов на рынке, и с осторожностью тех, кто принимает решения. Сейчас все думают, как экономить, и ИТ – это такая область затрат, которая проходит на ум одной из первых. Можно рассуждать так: если говорить про железо, то вроде как железо закупалось и постоит еще пару лет; если говорить про софт, то софт не всегда воспринимается как средство повышения эффективности и зачастую внедряется как статья не очень прозрачная и понятная для руководства. Поэтому на ИТ экономят и, если говорить про госсектор, мы получаем очень отчетливые сигналы о том, что в следующем году расходы сократят на 15–20% и более, и в 2016 году предстоит сокращение еще на 15–20%.

В условиях кризиса вся отрасль должна находить новые способы работы с клиентами. То есть, если раньше ИТ-инструменты зачастую были модными, интересными, высокотехнологичными игрушками, то сейчас требуется трезвый взгляд на эти инструменты. И, тем не менее, мы рассматриваем это как большую возможность: для нас эта ситуация, скорее, положительная, чем отрицательная. В первой половине года мы чувствовали сильное снижение спроса. Рынок ждал и смотрел, как будет развиваться ситуация. А вот в последние месяцы к нам стали приходить клиенты, причем, клиенты не совсем те, на которых мы ориентировались изначально.

Наши продукты – это система поддержки деятельности руководителей, которая встраивается поверх существующей ИТ-инфраструктуры организации, и обеспечивает взаимодействие руководителя со своим ближайшим окружением. С iDecide, планшетным решением для руководителей, мы вышли на рынок весной 2010 года, буквально через несколько месяцев после выхода планшета iPad в США. Тогда это было решение для документооборота на планшете, а позже стало полноценным рабочим местом, пультом управления организацией. В предыдущие годы мы видели в основном спрос со стороны крупных компаний и государственных структур, где планшет руководителя был, пожалуй, элементом престижа, современности, данью высокотехнологичной моде.

Артемий Малков: В условиях кризиса вся отрасль должна находить новые способы работы с клиентами

Мы выигрывали за счет того, что наш продукт сочетал в себе простой понятный интерфейс, очень хорошо выверенный для руководителей первого и высшего звена – другим бы они пользоваться не стали. Невозможно заставить президента крупной корпорации, министра или губернатора пользоваться чем-то: это люди «избалованные» продуктами мировых ИТ-лидеров. Для них важно удобство использования, прозрачность, понятность. Раньше наш продукт покупали отдельные инноваторы, которые были заинтересованы в современном управлении организацией. А в конце года мы увидели, что к нам приходят не те, кто гонится за модой, а те, кто понимает, что в условиях кризиса необходимо повысить качество управления.

Качество управления и прозрачность, состояние организации, активов организации для руководителя – это та ценность, которая наконец-то стала востребована. Новая волна клиентов – это прагматики, люди, которые не просто хотят на планшете видеть красивые графики, таблицы и портреты своих сотрудников. Это люди, которые понимают, что в кризис руководитель должен быть в постоянном контакте со своей командой, должен постоянно отслеживать ситуацию в режиме реального времени. И это уже не отдельные первые лица, это целые управленческие команды. Это тот сегмент, на который, мы изначально ориентировались, а подтолкнул этих клиентов к работе с нами именно кризис.

CNews: На каком этапе сейчас находится разработка вашего приложения для Android?

Артемий Малков: Мы видим всплеск спроса на импортозамещение, на российские разработки. На этом фоне число запросов на Android-версии продуктов почти сравнялось с числом запросов на Apple. Мы вовремя почувствовали этот тренд, и сейчас мы выпускаем решения, которые ориентированы на Android и на другие платформы и предназначены не только для госсектора, но и для коммерческих структур.

Мы видим тектонические сдвиги, которые происходят на рынке: кризис имеет определенный оздоровляющий эффект на экономику, потому что многие компании, особенно в традициях российского метода управления, держали на балансе неэффективные активы и проекты.

Когда деньги были, можно было себе позволить неэффективность, а сейчас, когда необходимо здраво и взвешено подходить к инвестициям и затратам, именно освобождение от этих проектов и активов может дать серьезный импульс для развития, несмотря на кризис. И здесь возникает проблема, что «отрезать», как реструктурировать бизнес так, чтобы это компанию не уничтожило, а наоборот, очистило от неэффективности, от тех проектов, которые изначально плохо управлялись, которые были нацелены на неэффективные рынки, не обладающие достаточным спросом.

Первый импульс роста для компании в условиях кризиса – высокая степень прозрачности всех процессов. С точки зрения и финансовой отчетности, и с точки зрения KPI, организации становятся более прозрачными для первых лиц, и они могут принимать решения уже о том, что отрезать. Второй импульс – это импортозамещение. Рынок перестраивается, иностранные компании уходят или продают свои активы дешевле их объективной стоимости. Третий – ослабление сильных конкурентов, которые раньше удерживали свои рынки. Это отличная возможность для тех, кто наладил внутреннюю систему управления, сделать качественный рывок вперед.

CNews: В чем состоят преимущества вашего решения?

Артемий Малков: Мы предлагаем упорядочить и контролировать управленческие циклы. Большинство софта, например, ERP-системы, автоматизируют процессы исполнения. Мы идем дальше и предлагаем продукт, который помогает систематизировать анализ, оценку ситуации, целеполагание, планирование, исполнение и контроль – то есть процессы управления. В отличие от процессов исполнения, процессы управления автоматизированы плохо, нет достаточной культуры. Когда около 10 лет назад начали заниматься этим, то поняли, что стратегические вопросы крайне далеки от реалий российского руководителя той эпохи. На рынке были востребованы очень простые вещи, например, документооборот. За это клиенты были готовы платить, а вот за систему управления организацией, систему стратегического планирования – нет. Никто толком и не понимал, что это такое.

Артемий Малков: Мы видим всплеск спроса на импортозамещение, на российские разработки

Мы увидели, что российские организации – и корпорации, и госсектор – находятся на разных стадиях, и выделили для себя шесть этапов зрелости. Сначала организация пытается внедрить хоть какие-то процессы, в основном «бумажные». На втором этапе внедряется электронный документооборот, начинается автоматизация процессов. Следующий уровень зрелости – это внедрение элементов проектного управления. После внедрения документооборота компания начинает, как правило, собирать данные, внедрять систему KPI; на смену процессному управлению приходит проектное управление. Появляются метрики, в организации начинают собирать цифры, KPI, вводят контрольную часть и проектное планирование, создают календари целей, календари проектов. В управлении возникает программно-целевой принцип – это следующий уровень. И уже после того, как отлажена работа с данными, компания дозревает до стратегического управления, то есть, управления не текущей ситуацией, не ситуацией, которая произойдет завтра, но тем, что произойдет послезавтра, тем самым расширяя горизонт своего планирования.

Как ни парадоксально, для нас кризис – очень полезное время. Да, с одной стороны, это тяжело: текущие проекты приходится оптимизировать. А с другой стороны, повысилась зрелость компаний, с которыми мы работаем: им больше не нужно прикольное решение для планшета и красивые картинки, им интересно то, во что мы вложили десятки лет работы – оптимизация управленческих процессов в компаниях всех уровней зрелости.

CNews: С кем вы традиционно сотрудничаете?

Артемий Малков: Нашими продуктами пользуются губернаторы, министры, члены правительства, руководители корпораций. При внедрениях мы взаимодействуем и с международными компаниями, и с крупнейшими российскими. Предоставляя ИТ-продукт, «АйДесайд» часто работает вместе с крупными федеральными интеграторами, наша партнерская сеть за последний год неплохо выросла, и сейчас насчитывает около 50 ИТ-компаний. Среди партнеров есть и региональные интеграторы, консалтинговые фирмы.

CNews: Кто преобладает в команде разработчиков решения: отечественные или зарубежные эксперты?

Артемий Малков: Основные методики и алгоритмы разработаны коллективом ученых МГУ им. М.В. Ломоносова, а среди наших партнеров есть как российские, так и зарубежные эксперты, компании, которые осуществляют управленческий и стратегический консалтинг. Мы участвуем в поддержке стратегического управления в ряде регионов РФ на уровне администраций субъектов, участвуем в различных рабочих группах, в частности, по реализации Федерального закона №172 «О стратегическом планировании в РФ». Совместно с центром стратегического планирования и долгосрочного прогнозирования в МГУ помогаем внедрять эффективное управление в российских компаниях и государственных организациях.

CNews: Создает ли сложившаяся с импортозамещением ситуация дополнительные возможности для российских компаний? Используете ли вы их для себя, если видите в этом шанс?

Артемий Малков: Российскому бизнесу нужна, пусть и неформальная, национальная программа: движение российских управленцев к повышению эффективности и к созданию некой собственной культуры менеджмента, которая использует, с одной стороны, наш исторический советский опыт, а с другой – опыт глобальных компаний.

Санкции и некоторая изоляция экономики дают российским компаниям передышку в конкурентной борьбе, и они или используют эту «передышку» для того, чтобы усилиться, или, наоборот, расслабятся. Рано или поздно, запустится обратный процесс, когда экономика будет открываться. И это «открытие» будет связано или с экспансией сильных российских компаний на международный рынок, или, наоборот, с «эффектом 90-х», когда очень слабый, неконкурентоспособный рынок открылся, и нас захлестнул эффективный и хорошо управляемый импорт. Мне кажется, что следующие 3–5 лет те управленцы, которые понимают такую постановку вопроса, могут использовать для того, чтобы через пять лет реализовать мощную экспансию своих несырьевых компаний на международный рынок. А для этого нужно сейчас, в эпоху кризиса, сфокусироваться на эффективности управления.

CNews: Повлияет ли на ваш бизнес обновление кадрового состава госорганов?

Артемий Малков: Кризис всегда перетряхивает колоду, приходят новые люди. Во время кризиса всегда рождается новая экономическая волна, которая поднимает предпринимателей и выводит их в глобальные лидеры. Те, кто это понимает, играет вдолгую. Именно поэтому я говорю, что важно иметь стратегическое мышление, стратегическое видение. Те, кто работает давно, понимают, что, во-первых, кризис рано или поздно закончится. А во-вторых, он имеет как негативные, так и положительные стороны. Кризис обнажает те болевые точки, от которых надо было избавиться еще 2–3 года назад. То есть, эти проблемы были в организациях, но в спокойные годы они не настолько остры, и они прощаются. А в кризис есть возможность их ликвидировать, вылечить, модернизировать системы. Я думаю, мы увидим и истории краха компаний, которые считались незыблемыми, и истории взлета, когда те, кто строит долгосрочные планы, используют кризис как трамплин. Что касается рынка труда, то кадры стали дешевле, доступнее. Квалифицированные кадры, которые раньше сидели на больших зарплатах, сейчас с большей вероятностью присоединятся к коллективам, имеющим потенциал, нежели к организациям, готовым много платить. Те, у кого есть видение и стратегия, будут иметь преимущество в ближайшие годы, и мы стараемся помочь таким людям реализовать их видение.

CNews: Приведите, пожалуйста, несколько примеров, когда ваше решение помогало повысить эффективность?

Артемий Малков: Есть много успешных кейсов – например, в некоторых федеральных органах власти, Трубной металлургической компании, «Татнефти», нескольких крупных банках и др. Буквально на днях мы получили очередное благодарственное письмо – от руководства Ярославской области. Заказчик отмечает, что в результате внедрения платформы ускорились процессы принятия решений и обработки документов, и повысился уровень исполнительской дисциплины. По отзывам других топ-менеджеров, воспользовавшихся решением, iDecide позволяет им экономить до двух часов рабочего времени ежедневно.

Мы часто поставляем наши решения через партнеров, поэтому проекты, которые мы реализуем, являются для клиента результатом как нашей работы, так и интегратора. Мы предоставляем технологию, а внедрение обеспечивает партнер, часто совместно с нами. Без большой работы ИТ-департаментов организаций, внедряющего партнера и компании-консультанта нельзя обеспечить желаемого преобразования.

CNews: Связано ли это с тем, что надо оптимизировать всю ИТ-инфраструктуру организации, чтобы информация для руководителя «поднималась» снизу вверх?

Артемий Малков: Да, конечно. И хотя у нас большая миссия и большие задачи, мы понимаем, что нельзя успех приписывать только самим себе. Это большая работа, а мы являемся в каком-то смысле катализатором, потому что, когда первое лицо с планшетом на нашем продукте начинает участвовать в процессах управления, это стоит многого.

Артемий Малков: Во время кризиса всегда рождается новая экономическая волна, которая поднимает предпринимателей и выводит их в глобальные лидеры

Часто бывает так, что при внедрении крупной ERP-системы высший уровень руководства ей не пользуется, а пользуется средний менеджмент и исполнители. Мы помогаем сделать сцепку между верхним уровнем управления и следующим звеном. То есть планшет, используемый министром или президентом госкорпорации, дает возможность первому лицу участвовать в процессах, которые на более низких уровнях уже автоматизируются документооборотом, ERP, BI-системами. Мы позволяем вовлечь первых лиц в эти циклы и обеспечить тот самый регулярный менеджмент, которого часто не хватает.

CNews: С наступлением кризиса появились новые требования к решению со стороны первых лиц?

Артемий Малков: Безусловно, тренд на импортозамещение принесет с собой спрос на стопроцентно российские системы управления. И это даст нам серьезный импульс для развития, потому что мы делаем то, что в России мало кто делает. Свои системы управления мы изначально создавали так, чтобы они могли быть конкурентоспособны с транснациональными ИТ-компаниями. Мы очень внимательно изучаем их опыт создания продуктов «с большой буквы». Это не какие-то заказные сборки, которые делаются один раз под конкретного большого начальника и потом «хоронятся».

Наша задача – чтобы продукты были такие же удобные, как продукты Microsoft, Facebook, Google, Twitter. Наши решения должны быть комфортны для использования. К сожалению, часто возникает ощущение, что российский софт делается не для людей. Можно заставить менеджера пользоваться ERP-системой, но первое лицо корпорации трудно заставить разбираться в сложном ИТ-продукте. Система должны быть удобной.

CNews: Вы сказали, что многие компании оптимизируют неэффективные проекты, в том числе и вы. От каких направлений работы пришлось отказаться в условиях кризиса?

Артемий Малков: Мы практически отказались от модели прямых продаж и выбрали для себя партнерскую модель распространения, потому что прямые продажи имеют долгий цикл. И еще нам очень важно видеть партнера. Да, конечно, с ним приходится делиться деньгами при внедрении, но зато партнер зачастую достаточно глубоко понимает внутренние процессы организации.

Мы отказались от модели, при которой мы сами заходим в компанию и пытаемся предлагать серьезную реорганизацию. Вместо этого мы фокусируемся на продукте и усиливаем наших партнеров. Если это партнеры консалтинговые, мы их усиливаем ИТ-экспертизой; если это ИТ-партнеры, мы их усиливаем консалтинговой экспертизой. Мы считаем, что эта модель более масштабируема и надеемся, что она позволит нашему продукту оказаться в итоге в сотнях и тысячах организаций, а не в десятках. Этот урок мы извлекли для себя в этом году.

CNews: Как меняется сейчас доля ваших проектов в госсекторе по отношению к проектам в корпоративном сегменте?

Артемий Малков: Доля наших проектов из корпоративного сегмента растет достаточно быстро, потому что именно корпоративный сектор рассматривает кризис как время, когда нужно повышать качество управления. Корпорации ощущают необходимость перемен быстрее, чем госсектор, который привык ждать сигнала из «центра». Если это сигнал, что нужно сокращать расходы, то они его воспринимают буквально. Если раньше пропорция составляла где-то 70% госпроектов к 30% корпоративных, то в 2015 году мы ожидаем, что эти доли сравняются, а может быть, доля корпоративных проектов будет даже больше.

CNews: Какие отрасли сегодня демонстрируют заинтересованность в ваших решениях?

Артемий Малков: Много запросов традиционно поступает от энергетического сектора и банков, то есть от тех, у кого есть деньги. Мы работаем и с телекомом, и с ритейлом, и с производством, с промышленностью. Наш продукт нацелен на повышение качества управления. Конечно, важно, чем управлять, но гораздо важнее, как. Для клиентов мы привлекательны тем, что помогаем строить взаимодействие между уровнями управления. А какими конкретно активами управляет компания, как конкретно построена система KPI, непринципиально. Везде есть целеполагание и планирование, исполнение, контроль и анализ, оптимизация. Этот цикл универсален и присутствует и в госуправлении, и в корпоративном управлении – в любой сфере.

CNews: В этом году ваше решение было удостоено награды CNews AWARDS. Как вы оцениваете это достижение?

Артемий Малков: Нам приятно, что наша многолетняя работа находит признание и интерес на рынке. Эта заслуженная награда налагает на нас обязательства продолжить путь, по которому мы идем больше 10 лет. Мы действительно хотим быть катализатором роста России – экономического чуда.

Мы пережили 2008 год, сейчас идет трудный 2014, и впереди тоже будут кризисы. Это объективные экономические циклы. Но при этом мы сами обладаем долгосрочной стратегией развития. У нас есть четкое видение следующих 10 лет, как мы хотим развиваться. Мы хотим помочь другим организациям выдерживать фокус своего стратегического развития, не забывая про текущую операционную эффективность. Это не гипотетические космические корабли, которые будут бороздить просторы. Это конкретные космические корабли. Мы как компания из города Королев как раз понимаем, что космические корабли – это очень даже прикладные системы, которые можно и проектировать, и разрабатывать, и в космос запускать.