Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Ведущие эксперты по ИТ и лидеры рынка подвели итоги года на CNews Forum 2014

В 2014 г. ИТ в России вступили в новую эпоху. Технологические, экономические и законодательные перемены следовали одна за другой: менялись условия рынка, его лидеры и его ключевые технологии. Возможность обсудить курс развития информатизации в России представилась участникам CNews Forum 2014, на котором собрались ведущие эксперты в области ИТ, крупнейшие участники ИТ-рынка России и представители бизнеса и госструктур.

Юрий Орлов: ИТ становятся частью бизнес-моделей

Юрий Орлов, генеральный директор Smart Architects, рассказал о текущем положении на рынке ИТ- и бизнес-консалтинга, а также о том, как изменилось отношение российского бизнеса к ИТ в последнее время.

CNews: Как текущая политическая и экономическая ситуация влияет на рынок ИТ- и бизнес-консалтинга?

Юрий Орлов: Уже сейчас видно, что в ряде отраслей экономики наблюдается переход к стратегии снижения затрат, и консультационные услуги, как правило, одними из первых переходят в разряд второстепенных. Однако, на мой взгляд, это не всегда оправдано – ведь в консалтинге существуют различные бизнес-модели, и, например, модель зависимости вознаграждения от полученных результатов помогает создать условия, когда заказчик и исполнитель в равной степени заинтересованы в достижении результата.

С другой стороны, решение о необходимости тех или иных консультационных услуг зачастую принимается, исходя из затрагиваемых консалтингом бизнес-компетенций организации. Давайте рассмотрим организацию с точки зрения ее бизнес-модели, где часть бизнес-компетенций слабее, чем у конкурентов, другая часть – такая же, как у конкурентов, а третья, пусть небольшая, – принципиально дифференцирует организацию на рынке. Осуществляя изменения, затрагивающие первый и второй тип бизнес-компетенций, организация повышает или удерживает свой уровень зрелости бизнес-модели на средних по рынку значениях. Напротив, уделяя внимание (в том числе посредством консультационных услуг) дифференцирующим бизнес-компетенциям, организация значительно повышает шансы противостоять неблагоприятной внешней ситуации и выйти из нее, преобразившись, окрепнув, став лидером отрасли. В условиях удержания фокуса именно на таких бизнес-компетенциях в компаниях зарождаются принципиально новые бизнес-модели, основанные на прорывных инновациях и ноу-хау, возникают новые направления деятельности, новые рынки.

Если же говорить о консалтинге, как индустрии, текущая ситуация – это время задуматься над изменением своей бизнес-модели, сфокусироваться на ключевых направлениях и развивать компетенции своих сотрудников.

CNews: Как меняется отношение российского бизнеса к ИТ в последнее время? Реализуя проекты, с кем вы чаще общаетесь – бизнесом или ИТ? Как меняется ситуация?

Юрий Орлов: Проникая вглубь деятельности организаций, ИТ становятся все более неотделимыми от бизнес-моделей компаний, что влечет серьезное отношение бизнеса. Все чаще ИТ воспринимаются, как партнер, способный повлиять на бизнес- и операционную модели, а также скорость и качество принятия решений. Вследствие этого повышенного интереса не редки ситуации, когда бизнес-подразделения сами начинают заниматься ИТ: внедрять собственные системы, осуществлять их поддержку. Это позитивный момент. С другой стороны, если в соседнем департаменте организация получает еще одну систему с таким же функционалом, это однозначно скажется на стоимости владения или качестве сопровождения. Поэтому, если рассматривать организацию, как единое целое, с общими принципами, правилами и целями, то методически ИТ должны быть централизованными, чтобы быть партнером всей организации, а не только ее отдельных бизнес-направлений. При этом различные бизнес-направления будут пользоваться собственной информацией, необходимым им функционалом систем и технологиями. В связи с этим все чаще уже на стадии выбора подрядчика бизнес-подразделения активно высказывают свою позицию, все глубже вовлекаются во все стадии проекта, проявляют заинтересованность в результатах.

CNews: Каковы современные тенденции в построении бизнес- и ИТ-архитектур?

Юрий Орлов: Мы активно следим как за последними тенденциями в области корпоративной архитектуры в мире, так и за развивающейся российской практикой. Все больше корпоративная архитектура воспринимается не просто как модная теоретическая тенденция (комментарии типа «А, это Zachman и TOGAF?» уходят в прошлое), а как практический механизм управления изменениями в организации, включающий не только бизнес- и ИТ-составляющую, но и такие сущности, как финансы, рынок, ценность. Ведущие университеты уже мыслят, а передовые компании применяют на практике управления такие понятия, как финансовая архитектура, ценностная архитектура, рыночная архитектура. В свою очередь бизнес-архитектура разделяется на архитектуру процессов (определяет операционную модель компании) и архитектуру бизнес-компетенций (является способом описания бизнес-модели компании), а в рамках ИТ-архитектуры четко выделяют информационную, прикладную и технологическую архитектуру. Ярким примером организации, разрабатывающей наиболее передовые стандарты в области бизнес- и ИТ-архитектуры, а также интегрирующей существующие подходы и практики менеджмента является LEAD.

CNews: Что бы вы назвали главным достижением вашей компании
в 2014 г.?

Юрий Орлов: В 2014 г. мы завершили двухлетний проект по построению практики управления корпоративной ИТ-архитектурой в ведущей нефтегазовой компании. Причем под построением практики я имею в виду и разработку методических документов, и внедрение системы управления архитектурой, и обучение, но самое главное – формирование самой культуры управления архитектурой через постоянное вовлечение, обратную связь и совместную работу бок о бок с более чем тридцатью архитекторами. Такая практика стала основой управления территориально и функционально распределенным ИТ-ландшафтом компании, снижения стоимости владения ИТ-активами и более глубокого целостного понимания взаимосвязей между бизнесом и ИТ.

В перспективе результаты данного проекта должны лечь в основу:

  • повышения качества и скорости принятия управленческих решений;
  • развития сценарного планирования в организации;
  • описания архитектурных сегментов с целью формирования системного подхода к вопросам импортозамещения в информационных технологиях;
  • повышения эффективности снижения стоимости владения ИТ-активами;
  • постепенного перехода к сервисно-ориентированной модели управления ИТ и компании в целом.