Разделы

Цифровизация Внедрения

Алексей Карпинский: Здравоохранение «умирает» с точки зрения интегратора. Время «умной» медицины

Почему здравоохранение «умирает» по мнению интегратора, где существуют проблемы информатизации отрасли и как их можно решить, рассказывает заместитель генерального директора компании iCore Алексей Карпинский.

CNews: Как вы оцениваете состояние дел в здравоохранении с точки зрения развития информационных технологий?

Алексей Карпинский: Для ответа на этот вопрос нужно сначала описать состояние дел в отрасли в целом, поскольку в последнее время произошел ряд негативных событий. Главное – это программа сокращения вдвое медицинских учреждений в столице. У нас действительно много медучреждений и врачей по сравнению с Европой и США, но это было наследство советской системы здравоохранения, которую сейчас начали очень жестко переделывать в условиях кризиса.

Есть шанс, что этих экспериментов медицина может не выдержать, поэтому я называю отрасль умирающей: в ближайшие 3–5 лет мы можем лишиться работающей государственной системы, а новая коммерческая не успеет развиться. Этот временной разрыв меня очень беспокоит, как и методы реформирования. Майские указы президента в части повышения зарплат врачам вдвое почему-то решаются простейшим способом – сокращением численности медперсонала в два раза. Причем, насколько я знаю от врачей, нет даже аттестации, которая помогла бы определить, кто должен остаться работать, а кому нужно уйти. Сокращают целыми отделениями, вместе с грамотными работниками.

Отсюда мы делаем вывод, что какие-то ИТ-проекты отраслью окажутся не востребованы. Мы не можем повлиять на этот процесс, можем только наблюдать и делать свои выводы. К счастью, наша компания изначально ориентировалась не на государственную, а на коммерческую медицину. Наши заказчики никуда не денутся, они, наоборот, развиваются. Хотя мы наблюдаем снижение стоимости проектов, из чего делаем вывод, что нужно оптимизировать свои решения под беднеющего заказчика.

CNews: В каком состоянии сейчас информатизация отрасли?

Алексей Карпинский: За последние два года здравоохранение сделало серьезные шаги в направлении информатизации. Прежде всего, в области внедрения МИС (медицинских информационных систем – Прим. CNews) и систем хранения медицинских изображений. Большие изменения произошли во многом благодаря масштабным государственным инвестициям. Параллельно с разработкой единой государственной системы здравоохранения – ЕГИСЗ – появилась масса компаний, которые стали специализироваться на этой отрасли, заниматься разработкой МИС, интеграцией.

Источник: iCore, 2014

Благодаря государственным инвестициям у нас сложилась парадоксальная ситуация по сравнению с остальным цивилизованным миром: при том, что число внедрений не так уж велико, в стране существует порядка 160 МИС. 90% из них не вышли за стены своих компаний-разработчиков или пережили 1–2 локальных внедрения. Поэтому я думаю, что в течение трех лет большинство этих разработчиков уйдет c рынка, и останется не более 10 самых сильных компаний, как это и должно быть, в принципе.

Несмотря на то, что есть серьезные отечественные системы, разработчики, с которыми мы общаемся, отмечают, что число внедрений не просто не растет – оно даже снижается. Все «сливки» с поверхности собраны, дальше будет тяжелее. Нужно будет учить клиентов, мотивировать их находить деньги на ИТ, и я не уверен, что все захотят этим заниматься, особенно в период кризиса.

CNews: Как дальше будет развиваться информатизация здравоохранения, по вашему мнению?

Алексей Карпинский: После разработчиков, которые сделали свое дело, наступает время интеграторов, то есть наше. Внедрение информационной системы, как мы знаем, – это только первая часть работы. А дальше организация сталкивается с не всегда положительным опытом ее использования, выявлением ошибок, недостаточной стабильностью, сопровождением, доработкой.

Здесь нельзя обойтись без глубокого знания специфики медицинских технологий и без общения с врачами. Большинство наших коллег – это разработчики, программисты. В начале разработки продукта им кто-то из медиков написал, к примеру, структуру процесса. Они это превратили в хорошее программное обеспечение. После этого ПО накатывается как есть, «из коробки». Никто толком не анализирует процесс: как информация вводится, как она должна попадать с поста медсестры к врачу или что-либо подобное.

На нашем рынке нет компаний, которые могут прийти в большое ЛПУ (Лечебно-профилактическое учреждение – Прим. CNews), просмотреть все информационные потоки, правильно их выстроить, оптимизировать процессы. Вот потому, что МИС накатывается на существующие, далеко не эффективные процессы, и получается, что врач, который раньше тратил на заполнение карточки пациента 13 минут в час, сейчас тратит по 30 минут – это достоверные данные из конкретных ЛПУ. И при этом врач очень недоволен и теми, кто разрабатывал систему, и теми, кто внедрял – он ведь ждал, что станет легче работать, а получилось наоборот. Главное сейчас пройти этот процесс, когда врачи все-таки поймут, что ИТ им нужны, полезны, и что они оптимизируют их работу. Но если это внедрять так, как сейчас внедряется, то мы просто на корню убьем информатизацию.

Алексей Карпинский: В ближайшие 3–5 лет мы можем лишиться работающей государственной системы, а новая коммерческая не успеет развиться

Одна из проблем, которую надо решать на этом этапе – обучение пользователей. Не все медработники в должной степени знают компьютер, имеют опыт работы с системами. Безусловно, они образованные люди, работают с компьютерами, но существует специфический опыт работы с корпоративными информационными системами. Тот, кто работает с документооборотом, веб-порталами, сможет и в МИС понять, где что может располагаться. А врачам сложнее. И внедренцы их подвергают «ковровому обучению»: собирают всех в зале, на экране показывают, как завести карточку, сделать другие действия, и все. Вдобавок ИТ-персонал в медучреждениях не настолько хорошо подготовлен, чтобы потом сопровождать эти системы.

CNews: Как решать эти проблемы?

Алексей Карпинский: Сейчас не учитываются процессы, на это нет времени, все настолько заняты первоочередной информатизацией, что пытаются просто поставить галочку «у нас тоже есть МИС». Но я не видел ни одного конкурса на консалтинг для государственных медучреждений.

В то же время коммерческие структуры понимают, что недостаточно внедрить МИС – сначала нужно рассмотреть процессы, как движется информация, кто что должен заполнять, кто что контролирует. Ведь в любых информационных системах важно не только наличие данных, но еще и контроль их качества.

CNews: Какой вы видите роль государства в том, чтобы информатизация здравоохранения была успешно завершена?

Алексей Карпинский: Государство является главным выгодоприобретателем от информатизации здравоохранения. Оно будет обладать точной статистической информацией о состоянии своего населения, работоспособности, старении. То есть руководству страны можно будет делать какие-то макроэкономические прогнозы. Более того, в информатизацию нужны настолько глобальные инвестиции, что ни одна коммерческая или государственная клиника не в состоянии справиться с этим.