Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Итоги трех лет информатизации медицины в России: дискуссия

Основные проблемы развития ИТ в здравоохранении заключаются в недостатке нормативной базы, влиянии географического и человеческого факторов, необходимости интеграции разрозненных данных и систем, а также поддержки мобильных устройств и облачного доступ к сервисам. К такому выводу пришли представители органов власти, руководители медучреждений и специалисты ИТ-компаний на конференции CNews Analytics и CNews Conferences «ИТ в здравоохранении: работа продолжается», которая прошла 23 апреля 2014 г. Впрочем, несмотря на заявленные сложности, было замечено, что i30 млрд, вложенные в информатизацию отрасли за последние три года, потрачены не напрасно: сегодня практически все регионы располагают достаточно развитой инфраструктурой, которая упрощает оказание медицинских услуг и повышает их качество.

За время проекта информации отрасли здравоохранения у медицинских учреждений, равно как и у разработчиков и поставщиков специализированных решений, накопилось множество вопросов по общим и частным аспектам использования ИТ в медицине. На конференции на них отвечал Роман Сафронов, заместитель директора Департамента информационных технологий и связи Минздрава РФ. Лейтмотивом этого открытого интервью стало утверждение, что приложенные за последние годы усилия по созданию ЕГИСЗ сформировали базу для дальнейшего развития отрасли.

В центре внимания

Развитие – это всегда преодоление препятствий. Чиновник признал острый дефицит квалифицированных ИТ-специалистов в здравоохранении и предложил медицинским организациям отдать на аутсорсинг все непрофильные направления деятельности, в том числе поддержку и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Исполнителями этих работ могут быть как государственные информационно-аналитические центры (МИАЦ), так и коммерческие компании.

Очевидный камень преткновения развития ИТ в медицине – финансирование проектов. По словам Романа Сафронова, практически у всех регионов и медицинских учреждений есть «скрытые резервы»: необходимые средства можно изыскать в рамках федеральных целевых программ, например по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, развитию сельских территорий и т.д. Зачастую проблемой становится не получение инвестиций, а их рациональное использование. При этом, как подчеркнул эксперт, руководители на местах – от главврача до губернатора – должны нести личную ответственность за информатизацию отрасли, а поддержку внедренных систем рассматривать такой же обязательной статьей расходов, как и оплату ЖКУ.

Еще одна горячая тема – слабая нормативная база (а по некоторым вопросам и полное ее отсутствие), регулирующая построение медицинской ИТ-инфраструктуры. В частности, это касается создания реестров нормативно-справочной информации (НСИ) и электронных медицинских карт (ЭМК). Сафронов напомнил, что практически во всех отраслях выработке четких правил и стандартов предшествовал этап проб и ошибок, и здравоохранению предстоит выбрать оптимальные технологии и решения после насыщения рынка.

Не обошлось и без вопроса о состоянии отрасли в новом субъекте России. Спикер признал, что в плане информатизации здравоохранения Крым отстает от других регионов на 4–5 лет, но уже к концу 2014 г. будет включен в общероссийскую инфраструктуру, а в течение 2015 г. в республике станут доступны большинство сервисов ЕГИСЗ.

Варианты интеграции

Важнейший аспект развития медицинских ИТ-систем – эффективное управление информацией. Хотя в мире порядка 35% хранимых данных относится к здравоохранению, проблема заключается даже не в объемах, а в обилии разнообразных форматов и разрозненности информационных систем. Кроме того, жизненный цикл информации намного превышает «время жизни» ИТ-инфраструктуры: данные о пациенте должны храниться на протяжении всей его жизни, а иногда и дольше.

Проблема №1 в здравоохранении – управление данными: инфраструктура и приложения «живут» несколько лет, а информация должна «жить» десятилетия

Источник: EMC IIG, 2014

Снизить стоимость хранения за счет унификации и дедупликации данных, а также обеспечить к ним единый доступ позволяют вендоронезависимые архивы. Решение представил Александр Цимоха, старший консультант EMC IIG, пояснив, что особое внимание в них уделяется оцифровке бумажных документов и хранению видеоматериалов, а средства интеграции и масштабирования обеспечивают построение централизованных систем регионального уровня.

Аналогичный подход развивают и другие компании. Руководитель направления ИT для здравоохранения Agfa Павел Захаров рассказал об ИТ-решении, которое позволяет избежать распространенной проблемы с хранением медицинских изображений в МИС. ICIS (Imaging Clinical Information System) – решение, способное обеспечить универсальное хранение и дистрибуцию изображений, наполняя МИС визуальными данными, доступными с помощью предоставляемых универсальных средств просмотра. Система уже опробована в США, Канаде, Европе. В России пилотный проект по ее внедрению охватывает около 40 клиник в Санкт-Петербурге

Об интеграционной платформе HealthShare, включающей инструменты мониторинга и аналитики, рассказал Владимир Островский, руководитель проектов по МИС InterSystems. Корпорация, чьи продукты обрабатывают данные более 100 млн пациентов по всему миру, успешно адаптировалась к отечественным требованиям: сейчас ее решения функционируют в Красноярском и Камчатском краях, Пензенской и Самарской областях, а также в Калмыкии.

Федор Кидалов, директор службы ИТ московской клиники «Медицина» продемонстрировал подход к реализации ИТ-проектов в медучреждении, когда интеграция систем может быть организована с помощью «подручных средств». В 2013 г. это ЛПУ обслужило более 60 тыс. пациентов, оказав им свыше 2,3 млн медицинских услуг. Сохранять высокое качество обслуживания учреждению помогают порядка 50 информационных систем, основной из которых является «ИнфоКлиника».

Схема интеграции 50 ИС московской клиники без применения интеграционной шины

Источник: «Медицина», 2014

Специализированное хранилище данных DWH с ETL-инструментарием составляет основу единого информационного пространства, а доступ к нему организован посредством веб-сервисов на основе XML: ИТ-специалисты клиники сочли данный способ более простым и удобным, чем внедрение интеграционной шины.

Фокус на пациентах

Участники модернизации здравоохранения не забывают и о том, что главная задача отрасли – забота о людях. «Пациентоориентированного» подхода придерживаются как производители аппаратно-программных комплексов, так и медицинские учреждения. Артем Аведьян, руководитель департамента ИТ-решений для здравоохранения компании GE Healthcare, специализирующейся на радиологии и неонатологии, озвучил результаты успешной проектной деятельности: в 2013 г. более 40 млн новорожденных «сообщали» врачам о своем состоянии с помощью системы Centricity Perinatal (CPN). Сейчас идет пилотный проект по ее внедрению в одном из российских перинатальных центров. Кроме этого, GE Healthcare разработала интеграционную шину Centricity Clinical Archive (CCA), эффективность которой оценили в США, Канаде, Швеции, Франции и Великобритании. Благодаря CCA пациенты избавлены от необходимости носить с собой результаты, и только за первый год использования системы научный центр в Онтарио сэкономил порядка $2,1.

Павел Захаров: Уровень технической оснащенности изменился, но не везде средства потрачены рационально

Павел Захаров

Павел Захаров, руководитель направления ИТ для здравоохранения компании АГФА (российского офиса Agfa Healthcare), обозначил имеющиеся в отрасли сложности, связанные с реализацией программы информатизации, и объяснил, как изменились потребности заказчиков и отношение к проекту самих врачей.

CNews: Изменился ли уровень технической оснащенности российских медучреждений в связи с программой модернизации?

Павел Захаров: Уровень оснащенности изменился, но не везде средства были потрачены рационально. Зачастую приобретенное оборудование простаивает, бывает не полностью укомплектовано, не всегда хватает и квалифицированных специалистов. Особенно это касается большого числа компьютерных и магнитно-резонансных томографов. Многие учреждения предпочитают приобретение оборудования, а не модернизацию инфраструктуры и информатизацию рабочих процессов.

Читать далее

Александр Шабанов: Число пациентов, использующих ЕМИАС, увеличилось в 3 раза

Александр Шабанов

Александр Шабанов, коммерческий директор компании «Электронная Москва», рассказал об особенностях построения ИС для здравоохранения и изменениях, которые произошли в работе столичных лечебно-профилактических учреждений.

CNews: Каковы особенности построения сегмента ЕГИСЗ в таком крупном городе, как Москва?

Александр Шабанов: В Москве изначально был реализован комплексный подход к созданию всех компонентов информатизации здравоохранения. Была проведена большая подготовительная работа. Все учреждения, участвующие в проекте, были оснащены компьютерами, необходимой оргтехникой, инфоматами, а также объединены в защищенную сеть передачи данных. Была сформирована инфраструктура, которая позволила обеспечить полноценное внедрение и использование информационных систем. В этом и состоит главное отличие столичного проекта, так как в большинстве регионов комплексному внедрению препятствует отсутствие необходимой инфраструктуры в ряде лечебно-профилактических учреждений. Другая особенность в том, что функционирование всех элементов системы организовано по сервисной модели. Это позволяет снизить стоимость владения и эффективно управлять инфраструктурными компонентами.

Читать далее

Владимир Островский: Медицинские учреждения заинтересованы в комплексных информационных системах

Владимир Островский

Владимир Островский, руководитель проектов по медицинским информационным системам корпорации InterSystems, оценил результаты внедрения ЕГИСЗ в регионах и рассказал о наиболее популярных решениях.

CNews: Как вы оцениваете результаты работ по внедрению ЕГИСЗ к настоящему моменту?

Владимир Островский: Внедрение ЕГИСЗ продолжается уже третий год, но результаты пока довольно скромные. Запущен сервис «Федеральная регистратура», идет работа по запуску ИЭМК. В регионах проведена базовая информатизация лечебных учреждений, однако уровень внедрения на местах очень сильно различается. Сейчас региональным руководителям необходимо решить, как развивать систему, чтобы процесс информатизации не остановился. На мой взгляд, ключевая задача сегодня – переход от базовой информатизации лечебных учреждений к созданию регионального уровня информационной системы здравоохранения субъекта РФ. Только при его наличии система сможет реально работать и обеспечивать эффективное управление отраслью.

Читать далее