Разделы

Цифровизация Внедрения

Директор ДИТ РЖД Андрей Павловский: Об ИТ-бюджете, мейнфреймах и вычислениях в памяти

Об ИТ-бюджете, функционале основной ИТ-системы российской железнодорожной монополии, центрах обработки данных и причинах использования мейнфреймов в интервью CNews рассказал начальник департамента информатизации РЖД Андрей Павловский.

CNews: Как организовано управление ИТ в РЖД?

Андрей Павловский: Руководителем всей ИТ-вертикали РЖД является вице-президент компании по ИТ и развитию системы управления РЖД Алексей Илларионов. Как видно из названия должности, Алексей Викторович отвечает за два направления деятельности. Первое направление — развитие и совершенствование системы корпоративного управления компании «Российские железные дороги», оно подразумевает совершенствование бизнес-процессов компании, системы ключевых показателей деятельности, повышение эффективности системы управления в компании. Второе направление деятельности — развитие информационных технологий, реализация программы информатизации РЖД, разработка и внедрение автоматизированных систем. ИТ-вертикаль в РЖД включает департамент информатизации, который возглавляю я, проектно-конструкторское технологическое бюро по системам информатизации, главный вычислительный центр, службы корпоративной информатизации в составе железных дорог.

Департамент управляет программой информатизации: мы формируем ИТ-проекты и их бюджет, внешний и внутренний заказ РЖД. В состав департамента также входит управление анализа и статистики. Дело в том, что для нас статистика достаточно важна, поскольку на основе учета показателей работы строится планирование, а также оперативное и стратегическое управление предприятиями компании. Для включения управления статистики РЖД в состав департамента ИТ есть две предпосылки. С одной стороны, это повышает качества статистического наблюдения, поскольку таким образом исключается влияние производственных подразделений на статистические показатели, а с другой, статистическая отчетность формируется на основе транзакционных данных производственных информационных систем.


Андрей Павловский: Вычислительная инфраструктура РЖД состоит из 23 мэйнфреймов, более чем 9,3 тыс. серверов, из которых 9 186 приходится на архитектуру x86

Проектно-конструкторское технологическое бюро по системам информатизации (ПКТБ) является филиалом РЖД. Основная задача ПКТБ — поддержка и развитие автоматизированной системы оперативного управления перевозками, или АСОУП, а также координация работ по разработке и сопровождению автоматизированных систем управления в области эксплуатационной работы компании с целью интеграции функционирующих систем в единую АСУ. Также ПКТБ выполняет для департамента информатизации функции проектного офиса по проектам, автоматизации технологических процессов железнодорожного транспорта (движения, локомотивного хозяйства и так далее).

CNews: Что сейчас меняется в АСОУП, каковы ее составляющие?

Андрей Павловский: Сейчас АСОУП — это основная управляющая система на железнодорожном транспорте. Она появилась как минимум 25 лет назад и с тех пор непрерывно совершенствуется. Система отражает данные обо всех основных эксплуатационных событиях с грузами, вагонами, поездами, локомотивами и локомотивными бригадами. Система внедрена на 32 дорогах СНГ и Балтии. В нее включено порядка 25 тыс. абонентов. В настоящее время осуществляется разработка модернизированной АСОУП. Основу модернизированной АСОУП составляет система взаимодействующих баз данных об основных информационных объектах железнодорожного транспорта.

Сейчас в качестве подлежащей СУБД используется IBM DB2. Часто спрашивают, почему выбран именно мейнфрейм. Отвечаю: потому что для каждого класса систем существуют определенные требования к их надежности. На текущий момент с точки зрения оборудования, операционной системы, реализованных приложений наивысшую надежность имеет именно такое решение.

CNews: У РЖД также существует главный вычислительный центр. Чем он сейчас занимается?

Андрей Павловский: Главный вычислительный центр — это наше основное эксплуатационное ИТ-подразделение. Соответственно, зона ответственности ГВЦ — внедрение и последующая эксплуатация всех информационных систем, поддержка конечных пользователей АСУ, их обучение и так далее. Организационно он так же, как и ПКТБ, является филиалом компании.

У главного вычислительного центра есть 17 структурных подразделений (информационно-вычислительных центров, ИВЦ) во всех городах, где у РЖД находятся управления железных дорог. ГВЦ является самой крупной составляющей ИТ вертикали РЖД, насчитывая порядка 10 тыс. сотрудников.

У трех ИВЦ есть дополнительная функция центра обработки данных. Именно на этих площадках собраны все Unix-серверы и мэйнфреймы IBM, а также системы хранения данных Hitachi, а соответственно, и все программные решения, связанные с управлением грузовыми и пассажирскими перевозками. В целом за автоматизацию управления пассажирскими перевозками отвечает АСУ «Экспресс», которая также работает в этих дата-центрах.


Андрей Павловский: Мы внимательно изучаем возможности in-memory систем, в 2014 году мы будем реализовывать несколько пилотных проектов в разных предметных областях

Сейчас вычислительная инфраструктура РЖД состоит из 23 мэйнфреймов, более чем 9,3 тыс. серверов, из которых 9 186 приходится на архитектуру x86. В основном инфраструктура x86 представлена блейд-серверами. Также в компании работает 170 систем хранения и почти 25,5 тыс. узлов передачи данных. ИВЦ с ЦОД наработали уникальный опыт эксплуатации информационных систем, администрирования операционных систем, систем SAP, баз данных DB2, Oracle. Информационно-вычислительные центры обслуживают пользователей и все системы линейного уровня, непосредственно работающие на станциях и линейных предприятиях. Практически все предприятия РЖД имеют широко распределенную территориальную структуру с управляющим подразделением, региональными подразделениями и линейными предприятиями.

CNews: Существует ли у РЖД внутренний системный интегратор? Какая именно это компания?

Андрей Павловский: Нашим внутренним интегратором является ГВЦ. Однако он не имеет статуса отдельного юридического лица, это не кэптивная компания, а филиал.

В части разработки программного обеспечения, например, у нас есть дочерняя компания «Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем» (ОЦРВ). Организационно ОЦРВ является зависимым обществом и в первую очередь специализируется на ERP, решениях для управления инфраструктурой. Именно этот центр занимается разработкой решений на базе SAP, в частности, по управленческому учету и отчетности.

CNews: Вы назвали численность персонала ГВЦ, а сколько сотрудников в других упоминавшихся подразделениях?

Андрей Павловский: В самом департаменте информатизации работает около 35 человек, в ПКТБ — порядка 150 сотрудников, а в ОЦРВ – около 700 специалистов.

CNews: Ваши ИТ-структуры оказывают услуги внешним подрядчикам?

Андрей Павловский: Услуги на внешний рынок у нас оказывает ГВЦ. Я имею в виду набор ИТ-услуг для участников рынка грузовых перевозок, например, хостинг или размещение оборудования. Но основная работа ГВЦ — это все-таки поддержка деятельности РЖД, в первую очередь он сконцентрирован на этом.

Мы стараемся оказывать внешние услуги без порождения больших дополнительных затрат для РЖД. Например, для осуществления услуги хостинга нужна электроэнергия, которую надо купить у города. К тому же надо потратить площади и так далее. Соответственно, если электроэнергию мы должны потратить на развитие системы РЖД, то мы ее будем тратить именно на развитие системы РЖД. А возможности привлечение внешнего ресурса не беспредельны.

CNews: Какие крупнейшие ИТ-проекты ведет РЖД в 2013-2014 годах?

Андрей Павловский: Ведется проект развития систем хранения данных, разбивающийся на две части. Мы не будем закупать и устанавливать новые системы хранения данных, а сконцентрируемся на модернизации уже находящихся в эксплуатации РЖД. Но будем модернизировать с использованием новых технологий. Я имею ввиду технологию сверхбыстрых флеш-дисков FMD. Данная технология позволит нам получить огромный прирост производительности существующих СХД в сочетании с большим объемом при малом энергопотреблении и занимаемом месте.