Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Норникель: В 2014 г. мы реализуем 29 проектов в сфере бизнес-приложений

О том, что представляет собой ИКТ-инфраструктура компании «Норильский никель» и что предусмотрено новой ИТ-стратегией предприятия, в интервью CNews рассказал Алексей Куканов, CIO компании.

CNews: Как организована работа ИТ-службы «Норильского никеля»?

Алексей Куканов: Сейчас наша компания находится на этапе оптимизации системы управления бизнесом. Это в полной мере касается и модели, и процессов управления в области ИТ. Проводимые изменения нашли свое отражение в совсем недавно одобренной программе поддержки инициатив подразделений в области информационных технологий на период 2013–2018 годов.

Если кратко, мы ставим себе целью создание эффективной, современной, мобильной структуры управления ИТ, обеспечивающей высокое качество информационных сервисов для внутренних потребителей информации на всех уровнях принятия решений. Ключевыми компонентами этого являются: централизация управленческих функций в ИТ на уровне головного офиса и крупных производственных объединений встроенных в сильную функциональную вертикаль управления; вовлеченность бизнеса в принятие решений по автоматизации бизнес-процессов как на уровне коллегиальных органов управления компании, так и на уровне регулярного взаимодействия функциональных блоков с ИТ через своих представителей – менеджеров по информатизации бизнеса; создание собственного центра ключевых ИТ-компетенций на базе дочернего предприятия для оказания единого уровня ИТ-услуг для компаний группы вне зависимости от их местоположения; унификация и централизация применяемых платформ и решений.

«Норильский никель»

Крупнейший в мире производитель никеля и палладия, один из крупнейших производителей платины и меди. Помимо этого «Норильский никель» производит побочные металлы: кобальт, родий, серебро, золото, иридий, рутений, а также селен, теллур и серу. Основными видами деятельности предприятий группы являются поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых, производство и реализация цветных и драгоценных металлов. Производственные подразделения компании находятся на трех континентах в пяти странах мира: России, Австралии, Ботсване, Финляндии и ЮАР.

Кроме того, мы планируем реализовать целый ряд проектов по автоматизации – это и замена устаревших информационных систем, и внедрение новых. В этом смысле, конечной целью автоматизации и информатизации мы видим создание единого интегрированного информационного пространства для обеспечения сквозных бизнес-процессов, а также руководителей всех уровней качественной, актуальной и адекватной информацией.

CNews: То есть, вы решили пойти по пути инсорсинга?

Алексей Куканов: Существует набор стандартных сервисов, которые сейчас мы получаем от разных интеграторов. Развив собственные компетенции, мы выиграем от оказания таких услуг централизованно. Мы сэкономим, в том числе, на привлечении трудовых ресурсов. По нашим оценкам, себестоимость сервисов, оказываемых внутренними подразделениями компании, процентов на 30 ниже, чем при покупке с рынка этих услуг. А при наших масштабах это очень существенная сумма. Кроме того, мы планируем перейти на оказание ИТ-услуг для компаний группы по единому каталогу услуг, применить единые подходы и инструменты контроля и обеспечения качества.

CNews: Управление услугами будет осуществляться головной организацией?

Алексей Куканов: Если вы имеете в виду ДИТ головного офиса, то, конечно, департамент ИТ головного офиса будет играть ведущую роль в процессах управления параметрами каталога услуг, контроля соблюдения SLA и т.п. Но, у нас также останутся службы заказчика в крупных объединениях – на Кольском полуострове и в Норильске. Возможно, какие-то функции будут перемещены в центр, а какие-то останутся на местах. Пока модель управления ИТ-услугами находится в стадии становления.

CNews: А как будут производиться закупки оборудования и ПО?

Алексей Куканов: Уже сегодня оборудование и софт в основном закупаются централизованно. По определенным направлениям мы консолидируем потребности и производим закупку из центра с разным базисом поставки. По другим ведем переговоры с крупнейшими вендорами о получении лучших условий для группы компаний в целом и транслируем эти условия на свои региональные подразделения. Некоторые закупки производятся локально, но с учетом установленных корпоративных требований. В том числе приходится учитывать сложную логистику Норильска и ряд других специфических региональных особенностей, например, наличие в них специализированных сервисных центров вендоров оборудования и т.п.

Алексей Куканов: В нашей компании существуют серьезные требования информационной безопасности к защите информации и периметра корпоративной сети

Любые закупки проходят у нас через конкурсные процедуры. При закупке услуг, например, на внедрение, мы приглашаем интеграторов лучшей квалификации и с отраслевым опытом. Внимательно отсматриваем все команды, в том числе и персональные компетенции членов этих команд. Устраиваем для участников конкурса дополнительные упражнения в виде решения тестовых задач, презентаций решений.

Как пример можно посмотреть на конкурс по выбору бизнес-интегратора на внедрение системы бюджетирования. Был применен подход, о котором говорилось выше. Требования к системе формировал функциональный заказчик, сотрудники ДИТа внесли необходимые технические требования. В результате конкурсных процедур прошла не одна встреча с участниками. После внимательного анализа был выбран сильнейший.

CNews: Остались ли в компании бизнес-процессы, которые еще не автоматизированы?

Алексей Куканов: Конечно. У нас, как у любой производственной компании, существуют определенные пробелы в области автоматизации. Мы их видим, мы их знаем, работаем над этим. Но автоматизация – не самоцель. Мы сосредотачиваем свои усилия на тех функциональных областях, которые позволят компании реализовать свои стратегические инициативы и достичь поставленных целей.

CNews: Сколько предприятий входит в состав холдинга и сколько информационных систем используется?

Алексей Куканов: В группу «Норильский никель» входит около 80 предприятий. Если говорить о количестве основных информационных систем, которые у нас используются, то на сегодняшний день их более 150.

Вся сложность заключается не в многообразии систем, а в том, как обеспечить единство информационного поля и доступность информации на любом уровне сквозного процесса, от специалиста, который вводит информацию по месту возникновения операции, до руководителя, принимающего решения. Одной из наших основных задач сегодня является построение такого информационного пространства компании, которое бы позволяло на каждом уровне принятия решений получать достоверную адекватную своевременную информацию. Собственно, об этом я уже сказал немного раньше.

Не секрет, что в больших компаниях часто возникает ситуация, когда работники одного подразделения не знают, что необходимая им информация есть у их коллег из другого отдела. Это приводит к снижению эффективности работы, потерям времени и сложностям в принятии решений. Основная роль ИТ – помочь бизнесу минимизировать риски, связанные с информационным обеспечением бизнес-процессов.

CNews: Какие решения вы собираетесь внедрять?

Алексей Куканов: Мы собираемся построить интегрированный комплекс информационных систем, автоматизирующих все сквозные процессы компании от первичных измерений до продажи финального продукта.

Эти информационные системы должны работать в единой среде. Для этого где-то придется заменить уже существующие продукты, а где-то интегрировать их. На рынке нет готовых решений, способных охватить весь спектр процессов, и функциональных областей, которые существуют в нашей компании. Поэтому мы выбрали стратегию внедрения, базирующуюся на превалирующей платформе и применении лучших в своем классе систем в тех функциональных областях, где это оправдано. В следующем году мы намереваемся приступить к реализации 29 проектов в области бизнес-приложений и более 10 – в области инфраструктуры.

CNews: Как формируется ИТ-бюджет в вашей компании?

Алексей Куканов: Если речь идет о распределении бюджета между центром и региональными филиалами и компаниями группы, то могу сказать, что ИТ-бюджет делится на две части: на реализацию корпоративных ИТ-инициатив и обеспечение локальных ИТ-потребностей. Понятно, что «корпоративная» часть приходится на ДИТ головного офиса. Локальные бюджеты в рамках бюджетного процесса согласовываются и проверяются в центре на соответствие технической политике и планам развития ИТ группы компаний.

Скажу больше. Например, в процессе согласования бюджетов мы видим однотипные эксплуатационные затраты. В таких случаях для повышения эффективности использования бюджетов мы стараемся консолидировать локальные потребности. Например, мы консолидируем потребности в технической поддержке программного обеспечения или оборудования одного вендора в рамках единого договора для компаний группы. Получаем эффект на масштабе.

CNews: Каков ваш прогноз динамики изменения ИТ-бюджета?

Алексей Куканов: В 2014 году ИТ-бюджет, конечно, вырастет, и это связано с тем объемом задач, что нам предстоит решить. В будущем ИТ-затраты будут постепенно снижаться, как это всегда и бывает при реализации крупных проектов.

CNews: Расскажите, какие решения вы уже используете.

Алексей Куканов: В качестве системы управления базами данных у нас используется Oracle. Есть несколько решений на платформе SAP. Опять же, на Oracle построена система управления логистическими цепочками. Практически повсеместно используются решения от Microsoft. При выборе оборудования мы ориентируемся на HP, IBM, Cisco и ряд других вендоров. На производственных предприятиях используются специализированные системы соответствующего класса.

CNews: Интересны ли вам модные сегодня решения, такие как облака, мобильность и пр.?

Алексей Куканов: В нашей компании существуют серьезные требования информационной безопасности к защите информации и периметра корпоративной сети. Что накладывает свои ограничения на использование ряда модных технологий.

Если говорить о мобильности, то у нас организован доступ к электронной почте и ряду систем с мобильных устройств. Но этот доступ весьма ограниченный.

С точки зрения применения облачных технологий, для нас имеет смысл только тема частного облака. Гибридные и публичные облака мы пока не рассматриваем.

Виртуализацию мы используем довольно широко и планируем продолжать двигаться в этом направлении. В том числе, будем использовать технологии виртуализации ЦОД, виртуализации рабочих мест.

На Big Data пока только смотрим – мы еще не готовы к имплементации. По мере реализации наших планов автоматизации мы к этому вопросу обязательно вернемся.

CNews: Какие аналитические инструменты используете?

Алексей Куканов: У нас внедрен SAP Business Objects, но мы используем только часть его функционала. Сейчас от низовых систем до уровня принятия решений поднимается довольно ограниченный объем информации. Существуют большие планы по развитию системы BI вместе с наполнением информационного слоя для визуализации и корпоративной отчетности.

CNews: А у вас есть собственный ситуационный центр?

Алексей Куканов: Есть диспетчерские центры оперативного управления производством. Единый ситуационный центр компании мы пока технологически не готовы создать, хотя потенциально такой запрос от бизнеса существует.

Дело в том, что наша работа связана со множеством технических ограничений. Основной производственный актив находится в Норильском промышленном районе, а это специфическая зона с точки зрения доступности телекоммуникаций и каналов связи. Это накладывает свой отпечаток даже на использование корпоративных сервисов видеоконференций. Сейчас мы обходим данную проблему организационными мероприятиями – сервис по расписанию.

Мы работаем в направлении «расшивки» этого узкого места и надеемся, что в ближайшее время решим проблему – для нас это критически важно для реализации тех масштабных задач, которые перед нами стоят.