Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

СОА в "Ренессанс Кредит": кредитному конвейеру 5 лет

Об одном из наиболее масштабных примеров построения сервис-ориентированной архитектуры (СОА) на российском рынке в интервью CNews рассказали Андрей Эзрохи, вице-президент и директор департамента ИТ коммерческого банка "Ренессанс Капитал" (работает под брендом "Ренессанс Кредит"), и Алексей Макеев, директор практики СOA компании "Неофлекс".

CNews: "Ренессанс Кредит" был в числе первых банков, приступивших к построению сервис-ориентированной архитектуры. С чем это было связано?

Андрей Эзрохи: Курс на создание сервис-ориентированной архитектуры как основы для автоматизации бизнес-процессов банка был задан еще в 2005 г. В качестве основной была поставлена цель обеспечить выполнение в ИТ-ландшафте конвейерных операций, то есть массовых операций, одинаковых по своему типу, инвариантно к конечным системам. И при этом иметь возможность осуществлять быстрое масштабирование и быстро вносить изменения как в системы, так и в весь ИТ-ландшафт в целом.


Андрей Эзрохи: Реализация бизнес-стратегии банка во многом базируется на использовании преимуществ сервис-ориентированной архитектуры

В связи с этим в банке был открыт проект по созданию СОА, партнером в котором была выбрана компания "Неофлекс".

Сегодня, спустя 6 лет после начала проекта, все ключевые бизнес-процессы банка автоматизированы в соответствии с идеологией СOA. Можно без преувеличения сказать, что реализация бизнес-стратегии банка во многом базируется на использовании преимуществ сервис-ориентированной архитектуры. СОА дает нам существенную гибкость бизнес-процессов, позволяет быстро реагировать на изменения рынка – то есть дает нам качества, столь необходимые розничному банку в настоящее время.

Описание проекта
В рамках проекта создана СОА, которая сегодня поддерживает все ключевые бизнес-процессы банка, включая работу Кредитного конвейера, работу с депозитами и процессы обслуживания клиентов. Разработку СОА-ландшафта выполнила компания "Неофлекс". Сегодня "Неофлекс" занимается не только развитием созданного ландшафта, но и его сопровождением в режиме 24*7.
Создание СОА позволило сократить время автоматизации новых бизнес процессов, оптимизировать существующие, создало условия для быстрого вывода на рынок новых банковских продуктов, позволило повысить скорость и качество информационного обслуживания клиентов через call-центр и интернет каналы.
СОА-ландшафт реализован на многосегментной шине, на которой работает более 150 унифицированных бизнес-сервисов. Эти сервисы сгруппированы по бизнес-задачам – продажа кредитов, продажа депозитов, обслуживание клиентов; их работа осуществляется на разных сегментах шины. Это гарантирует высокую скорость и отказоустойчивость работы приложений, обеспечивающих выполнения каждой из задач.
Кредитный конвейер банка, реализованный на промышленной BPM-платформе IBM WebSphere Process Server, обеспечивает продажи трех линеек кредитных продуктов – потребительские кредиты, кредиты наличными, автокредиты, обрабатывая более 25 тыс. заявок в день. К концу 2011 года планируется увеличение числа обрабатываемых заявок до 60 тыс. В настоящее время заявки поступают из более чем 3 тыс. точек продаж. В рамках Кредитного конвейера взаимодействуют более 10 информационных систем банка и его партнеров. Интенсивность их взаимодействия – порядка 350 тыс. обменов в сутки. Автоматизированное принятие решения по кредитной заявке выполняется средствами системы FICO Capstone Descision Accelerator.

Подход к использованию СОА входит и в текущую ИТ-стратегию банка. Прошедший в 2010 году аудит ИТ-стратегии, который проводили весьма уважаемые международные компании Gartner и IBM, подтвердил обоснованность этого подхода в применении к нашей бизнес-стратегии. Обе компании высоко оценили созданную в банке ИТ-архитектуру и, в частности, отметили сильное интеграционное СОА-ядро.

CNews: Какие бизнес-процессы сегодня поддерживаются решениями, реализованными в идеологии СOA? Как бы вы могли охарактеризовать ИТ-ландшафт банка?

Андрей Эзрохи: Базовым элементом архитектуры является сервисная шина ESB. В нашем случае шина федеративная, что означает, что мы работаем с одной логической шиной с единой моделью данных и единым набором сервисов, но физически она состоит из нескольких частей.

Один из сегментов шины обеспечивает продажи розничных кредитных продуктов, на ней реализован "кредитный конвейер", построенный компанией "Неофлекс" на промышленной BPM-платформе IBM WebSphere Process Server. Средствами BPM-платформы в единый бизнес-процесс увязана работа более 10 информационных систем банка и нескольких систем наших партнеров. Система работает в режиме промышленной эксплуатации с апреля 2008 года, обеспечивая продажу трех линеек банковских продуктов – товарное кредитование, потребительское кредитование и кредитные карты - всего более 850. В сутки конвейер обрабатывает более 25 тыс. кредитных заявок при среднем времени обработки каждой из них около 5 минут.


Алексей Макеев: За 5 лет выполнения проектов в банке было разработано более 150 универсальных сервисов многоразового использования. Через интеграционную шину обеспечено взаимодействие более 15 информационных систем банка

Второй сегмент шины поддерживает интеграцию информационных систем, участвующих в продаже и обслуживании депозитов. Ну а третий сегмент специализирован для решения задач информационного и сервисного обслуживания клиентов.

Что касается обслуживания клиентов, то его обеспечивает целый ряд решений. Отмечу прежде всего "фронт"-приложение Customer Service Desk, также разработанное для нас компанией "Неофлекс", автоматизирующее рабочее место оператора контакт-центра. Система позволяет оператору в едином окне получать все необходимые данные о клиенте и его продуктах из различных информационных систем банка.

На этом же сегменте шины работают решения для автоматического обслуживания клиентов через IVR, работы службы взыскания, интернет-банкинг и другие.

Мы имеем сегодня СОА-ландшафт, который поддерживает работу ключевых бизнес-процессов банка средствами единого набора унифицированных бизнес-сервисов. Они сгруппированы по бизнес-задачам – например, продажа кредитов, продажа депозитов, обслуживание клиентов - и их работа осуществляется на разных сегментах шины. Разделение шины на сегменты позволяет нам помимо управления нагрузкой, также обеспечивать стабильность работы ИТ-ландшафта банка. Иначе говоря, "конструкция" ИТ-ландшафта гарантирует высокую скорость и отказоустойчивость работы приложений, обеспечивающих выполнения каждой бизнес-задачи.


Андрей Эзрохи: В нашем распоряжении имеется реестр сервисов, и каждый раз мы проводим тщательный анализ - что из "меню" сервисов мы можем уже использовать, а что требуется разработать с нуля. Сегодня при реализации новых проектов мы повторно используем до 85% предыдущих наработок

CNews: Эффект от построения СОА в значительной степени связывают с переиспользованием сервисов. В какой мере в проекте реализован принцип переиспользования сервисов?

Андрей Эзрохи: Считаю, что нам есть, чем гордится. Прежде всего отмечу, что на интеграционной шине работает более 150 сервисов. Еще в 2008 году при внедрении системы IVR мы переиспользовали значительную часть сервисов, разработанных ранее для других задач. Речь идет о таких сервисах, как поиск клиента и информации по нему, поиск счетов, операций по ним, остатков, поиск по картам и депозитам клиента, расчет досрочного погашения по договору или нескольким договорам и др.

Сегодня при реализации новых проектов мы повторно используем до 85% сервисов. В нашем распоряжении имеется реестр сервисов, и каждый раз мы проводим тщательный анализ - что из "меню" мы можем уже использовать, а что требуется разработать с нуля.

Например, благодаря этому, в прошлом году при внедрении информационного интернет-банка для наших клиентов мы смогли обеспечить рекордно короткий срок выхода системы в продуктив с момента постановки задачи – счет шел на недели.

CNews: А какой эффект вам удалось получить от переиспользования сервисов?

Андрей Эзрохи: Помимо снижения сроков, очевидным эффектом является снижение стоимости разработки. И кроме того, последующей стоимости владения продуктом – сопровождения и поддержки.

Наш основной бизнес – кредитование. С точки зрения ИТ, выдача кредитов это выполнение однотипных операций, абсолютно конвейерная технология. Но по одному и тому же конвейеру проходят заявки на разные продукты (целевые кредиты, кредиты наличными, кредитные карты, автокредиты). Эти заявки в своем жизненном цикле обращаются к разным информационным системам. Но обращение к ним выполняется с помощью типовых, а в большинстве случаев переиспользуемых, сервисов. Что было бы, если не было бы СОА? Нам пришлось каждый раз выдумывать новую технологию взаимодействия систем для каждого нового продукта и разрабатывать ее с нуля.

Алексей Макеев: Проект, как правило, состоит из фаз анализа, разработки, тестирования и внедрения. Благодаря большому проценту повторного используемых сервисов длительность фаз анализа и разработки значительно сокращается: фактически на этих фазах нужно только соркестрировать имеющиеся сервисы. Все они унифицированы, каждый выполняет строго свои функции. И поэтому создание нового процесса зачастую заключается всего лишь в изменении, например, 5-10 сервисов из 50 используемых в процессе, или в изменении последовательности их вызовов.

Еще один источник экономии времени связан непосредственно с переиспользованием сервисов. Приведу пример. Банк использует много систем, и постоянно возникает задача идентификации в этих системах информации по клиенту и тем услугам, которые он использует. Если бы не было СОА, чтобы решить эту задачу, нужно было бы опросить все системы. А в "Ренессанс Кредите" эту задачу решает один из базовых сервисов по работе с клиентскими данными, так называемый композитный сервис клиента. Он "знает" о клиенте все: какими продуктами он пользуется, в какой системе лежит какая информация и т. д., и практически всегда задействуется в новых проектах.