Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Рынок ИТ-услуг: за кем останутся ИТ-сервисы?

Общим "драйвером" рынка ИТ-услуг является непрерывная реоптимизация предприятий различных вертикальных рынков, сопряженная с процессами изменения структуры бизнес-процессов. Бурное развитие, региональная экспансия, слияния и поглощения, переход на международные стандарты, повышение прозрачности и капитализации - все это обуславливает стабильно растущий в России спрос на ИТ-сервисы. И ставит ключевой вопрос - кто и на каких условиях их будет предоставлять? Внешние поставщики – или собственные ИТ-отделы? Эти вопросы были подняты в рамках круглого стола CNews "ИТ-услуги для бизнеса".

По такой схеме, исходя из здравого смысла и экономической целесообразности, в частности, развивает свое ИТ-подразделение, обращаясь, в случае необходимости за аутсорсингом, ЮГ "Адамас". Сергей Адмиральский, CIO этой ювелирной группы отмечает, что самое сложное - найти общий язык между бизнесом и ИТ, построить эффективное взаимодействие между CEO и CIO. В "Адамасе" реализуемая ИТ-стратегия актуализируется через полугодовые отчеты топ-менеджменту. Проектное финансирование осуществляется либо за счет самого подразделения - предполагается, что с последующей окупаемостью, либо за счет управляющей компании, либо за счет заказчика – когда на нем по сути "испытывается" тот или иной процесс (например, внедрения или адаптации).

Говоря о деятельности ИТ-подразделения крупной распределенной структуры в целом, Сергей Дятлов, директор по ИТ "ОГК-5", выделяет для нее два основных вида деятельности – проектную и сервисную.

Два вида деятельности ИТ-подразделения

Источник: доклад Сергея Дятлова в рамках круглого стола, 2007

Основные отличия он видит в том, что если для проектов есть четкие измерители (сроки, объемы, бюджет), есть план, функциональная ориентация и возможность измерить качество, в сервисах, которые процессно-ориентированы и планируются циклично, нельзя четко определить ни окончание работ, ни их качество. С учетом такого видения, ИТ-подразделение в "ОГК-5" структурируется на уровне проектов (отдел автоматизации производства, отдел корпоративных информационных систем) и на уровне сервисов (отдел инфраструктуры и связи, отдел поддержки пользователей).

Непрерывность бизнеса

Очевидно, что ИТ нужны бизнесу не сами по себе, но как составляющая стратегии его развития, позволяющая в конечном итоге повысить управляемость и стоимость. В этой связи технологические риски все чаще указываются в числе наиболее серьезных глобальных рисков в экономике. Нарушение функционирования критически важных информационных систем - предмет серьезного беспокойства для ИТ-руководителей.

В задачи ИТ-подразделений, помимо сбора, обработки и анализа информации для бизнеса, входит организация единого информационного пространства компании. В случае крупных распределенных организаций необходимо решать инфраструктурные проблемы – территориальной удаленности объектов от центров управления, отсутствия надежных каналов связи, проблему "последней мили". Последнюю, в частности, Станислав Канапин, исполнительный директор "Айпинэт", предлагает "обойти" с помощью VSAT. Сети спутниковой связи позволяют объединять офисы распределенных компаний, управлять поддержкой ИТ-инфраструктуры (поддерживать пользователей в удаленных филиалах) и обеспечивать непрерывность бизнес-процессов. VSAT представляет в данном случае резервный канал связи, не зависящий от наземных каналов телекоммуникаций, демонстрирующий высокую отказоустойчивость (практически не имеет альтернатив для быстрого восстановления связи в случае пожаров, стихийных бедствий). Станислав Канапин отмечает, что VSAT позволяет избавиться от «зоопарка» операторов, не требуя масштабных эксплуатационных расходов и обеспечивая высокую надежность связи.

Телекоммуникационная составляющая - поиск новых, более эффективных и надежных решений - становится все более важной статьей в расходах российского бизнеса. Росстат отмечает, что затраты отечественных предприятий на услуги связи составили в 2006 году 79,3 млрд руб. - на 40% выше уровня 2005 года. Как видим, этот показатель почти вдвое превышает затраты на "чистые" ИТ-услуги за тот же период. А общий объем всех видов услуг в области информационных и коммуникационных технологий, предоставленных предприятиям и организациям, таким образом, составил 119,5 млрд руб. в 2006 г. и вырастет, предположительно, на 20% по итогам 2007 г.

Мария Попова / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Мария Попова, CNews. "ИТ-услуги для бизнеса: внутренние ИТ-отделы или внешние ИТ-консультанты"
Презентация Валерий Гущин, ITG Group. "ИТ-услуги: сквозь призму товарно-денежных отношений"
Презентация Игорь Баринов, "Форум по ИТ Сервис-менеджменту". "Специфика управления ИТ-услугами"
Презентация Сергей Адмиральский, ЮГ "Адамас". "Стратегия взаимодействия между ИТ и бизнесом в группе предприятий"
Презентация Сергей Дятлов, "ОГК-5". "Ит-потребности энергогенерирующей компании"
Презентация Станислав Канапин, "Айпинет". "Информационные технологии и спутниковые технологии VSAT на службе у бизнеса"