Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Процессное управление ИТ: как не "утопить" проект?

Идея написания этой статьи родилась из противоречия между двумя фактами на рынке банковских услуг. Первый: высокий уровень конкуренции заставляет банки постоянно развиваться – выпускать на рынок новые продукты, видоизменять старые, тем самым привлекая новых потребителей, отвоевывая их у своих соперников. Второй: уровень значимости одного из основных агентов реализации инноваций – департамента информационных технологий в значительном количестве случаев недостаточен для результативного внедрения инноваций. Где выход? Ответ подскажут ISO 9001 и ITIL.

Внедрение изменений в банковском продукте может принести достойные плоды, но только если от момента появления идеи до внедрения прошло не более 3-5 месяцев. И при написании этой статьи я ставил цель обратить внимание высших руководителей банков и менеджмента банковских бизнес–подразделений к факту, что без четкого взаимодействия между ИТ и бизнесом, без должного обеспечения и мотивации департаментов ИТ это физически невозможно.

ИТ как таковые, безусловно, увлекательная и самодостаточная вещь, которая, кроме всего прочего, может решать конкретные задачи. И данной публикацией я хочу привлечь внимание руководителей департаментов информационных технологий к тому, что без ориентации на ценности бизнеса и организации деятельности ИТ строго в его интересах нельзя добиться ни практического результата, ни признания вклада ИТ в этот общий результат.

Директор по производству компании ПрограмБанк Виталий Занин

Другими словами, цель этой статьи – поделиться наблюдениями за успешным опытом такой организации взаимодействия между бизнес-подразделениями банка и ИТ, при которой проекты выполняются в срок и с хорошим результатом, бизнес получает качественную поддержку своих проектов, а ИТ-подразделения пользуются в банке заслуженным уважением и получают адекватные бюджеты.

Многое из того, что здесь изложено – достаточно известные вещи из области управления, что, однако, не умаляет их полезности. О результативности изложенных подходов я могу судить на основании реального опыта как своей организации, так и многочисленных банков – клиентов компании "ПрограмБанк".

От хаоса к порядку

Проект внедрения нового продукта обычно охватывает все подразделения банка, в том числе и ИТ. Вот несколько упрощенная картина из разряда страшилок, описывающая обычную ситуацию при внедрении нового продукта в работающий банк.

Внедрение нового продукта – это дополнительная головная боль для ИТ-подразделения
Внедрение нового продукта – это дополнительная головная боль для ИТ-подразделения

Кроме нового проекта бизнес-подразделения обычно загружены выполнением своих обычных функций. На ИТ при этом ложится многократная нагрузка, так как на них завязаны все виды деятельности банка: и обеспечение подготовки отчетности по требованиям нормативной документации Банка России, и выполнение срочных задач со стороны руководства банка, таких как подготовка данных для многочисленных проверок и аудитов, и обеспечение текущей каждодневной работы банка и т.д. и т.п.