Разделы

Цифровизация Внедрения

Банковский консорциум: автоматизация колосса

Одним из средств выживания бизнеса в современном мире является создание консорциумов. Автоматизация такого гиганта – дело нешуточное, требующее серьезного и вдумчивого подхода. Как достичь этой цели и избежать ловушек, рассказал генеральный директор компании "ПрограмБанк".

Российская экономика после десятилетия распада уже в начале этого века перешла к фазе интеграции. Логика ее проста: чтобы выжить в конкурентной борьбе, нужно быть сильнее конкурентов, в том числе и в финансовом смысле. Финансовые возможности можно накапливать, капитализируя прибыль, однако темп органического роста – достаточно ограниченная величина даже в самых успешных делах. Но можно поступить по-другому: взять и объединить силы нескольких предприятий, получив одномоментное увеличение.

Евгений Хохлов: Очень важным результатом
Евгений Хохлов: Очень важным результатом "наложенной" автоматизации является получение возможности решать ИТ-проблемы бизнеса не все сразу, а по мере их возникновения и обострения

Хотя возникающие объединения банков часто называют холдингами, правильным экономическим термином для них является консорциум: объединение нескольких относительно независимых предприятий для конкретной цели – ускорения своего развития, увеличения своей доли рынка или реализации крупного проекта.

При этом, независимо от первоначальных намерений вступающих (или включаемых волей собственников) в консорциум организаций, неизбежно начинается движение к концерну и далее – к корпорации, в рамках которой все индивидуальные различия сознательно ставятся на службу общему интересу.

Однако от консорциума до корпорации путь неблизкий, и немалое количество консорциумов успевает распасться уже на первом этапе, поскольку будущие преимущества оказываются менее значимыми, чем текущие, раздирающие консорциум противоречия. И если на уровне топ-менеджмента противоречия так или иначе снимают собственники, то для снятия их на следующих уровнях управления уже требуется "наведение порядка", для чего часто предлагается внедрить в консорциуме единую систему автоматизации.

Автоматизация – путь к порядку

На самом деле "беспорядком" представляется естественная несогласованность действий вынужденных приноравливаться друг к другу служб и подразделений исходно различных организаций, т.е. беспорядком выглядит одновременное функционирование нескольких "порядков". С точки зрения приведения к единому знаменателю – уж лучше был бы действительно "беспорядок", поскольку каждый из этих имеющихся "порядков" вполне разумен и устраивает тех, кто к нему привык. А значит любое, даже абсолютно оправданное с точки зрения общих интересов, изменение локального "порядка" обречено на активное или пассивное сопротивление.

Кроме того, каждый из локальных "порядков" уже поддержан какими-то средствами автоматизации. Но в каждой организации – своими, с индивидуальным распределением функций. Зачастую же многое исполняется вручную с использованием лишь подручных средств, например всеобщей выручалочки – безответного MS Excel.

Понятно, что наиболее простым путем построения общей системы автоматизации представляется объединение уже существующих на предприятиях систем. Однако, в силу упомянутой уникальности "локальных" порядков, при попытке их механического объединения практически все информационно-управленческие функции оказываются "проблемными". У управленца, привыкшего к четкому информационному обеспечению своей работы, это вызывает ощущение "беспредельного бардака".

Конечно, люди выполняют требуемые задачи, элементарная управленческая отчетность начинает собираться, и процессы управления консорциумом идут своим чередом. Но правилом является скорее наличие проблем при сборе и консолидации информации (причем почти каждый раз – все новых!), чем их отсутствие. И эти сложности выглядят главной причиной возникающих проблем бизнеса.

При этом стоит заметить, что "общую" систему автоматизации еще можно надеяться построить путем объединения имеющихся, если в консорциум входят родственные предприятия, например, только банки. А что делать, если консорциум выстраивается вокруг производственно-технологического процесса, включающего традиционно первичную добычу/заготовку/закупку исходного сырья, переработку, транспортировку, глубокую переработку и сбыт. Если же сюда добавить ремонтные подразделения и сервисные организации (включая те же банки, как поставщики финансовых сервисов), ситуация становится угрожающей.

Как можно объединить системы автоматизации учета в столь разных по целям, функциям и организационным принципам подразделениях?

Как навести порядок в консорциуме?

Тем не менее, перед менеджментом стоит задача наведения порядка в консорциуме ИТ-средствами. Но как это сделать? Очень похоже на задачу обрубания хвоста кошке. Действительно, каждый отдельный шаг – внедрение новой автоматизированной системы (локальной или в объеме всего консорциума) сопровождается "болью": недовольством персонала, временным расстройством функций, денежными затратами и т.д.

Описанная выше частичная потеря управляемости, остро ощущаемая топ-менеджментом в начальный период формирования консорциума, неизбежно вызывает раздражение, поскольку прямо противоречит задачам ускоренного развития.

Именно на этом эмоциональном фоне обычно принимаются решения о закупке пусть дорогой, но "сильной" системы всеобщей автоматизации, на которую возлагаются большие надежды в области появления вожделенного порядка.

Однако, если закупка и внедрение системы автоматизации не сопровождается адекватными усилиями в области реального наведения единообразия или хотя бы согласованности поведения, то никакая система не спасает, потому что каждый индивидуально взятый "порядок" всеми силами сопротивляется своему уничтожению, пытается ограничиться лишь косметическими изменениями. Задача же наведения функционального или хотя бы учетного единообразия, как правило, на порядок сложнее собственно внедрения автоматизированной системы, а потому и не может быть решена усилиями сторонних интеграторов.

Встречаются выдающиеся по бессмысленности ситуации, когда сильная и авторитетная ERP-система усилиями среднего и нижнего менеджмента низводилась до средства простого агрегирования данных, которые "готовятся" в самых разнообразных местных системах, многократно обкатываются на предмет соответствия "веяниям сверху", и лишь затем заливаются в ERP-систему. Трудоемкость процесса потрясающая, времени на анализ данных (ради чего и бралась ERP-система) естественно никогда не хватает, да и смысла в этом анализе никакого – данные первичного учета (точнее, их первичная интерпретация) изначально фальсифицированы.

Есть и еще одна проблема, которую почти никогда не вспоминают, внедряя новую систему автоматизации: как эту новую систему обновлять, ведь все когда-нибудь устаревает. Заменить одну интегрированную систему очевидно более сложно и трудоемко, чем последовательно заменить набор локальных. Мы вернемся к этой проблеме в дальнейшем изложении.