Запуск главной авиационной ИТ-системы Москвы снова провалился

Интеграция Инфраструктура Внедрения
мобильная версия
, Текст: Наталья Лаврентьева
Сроки ввода в эксплуатацию нового Московского центра автоматизированного управления воздушным движением, обслуживающего свыше половины полетов в России, перенесены во второй раз. На настройку и отладку его ключевого элемента — новой системы управления полетами в Московской воздушной зоне — уйдет еще полтора-два года. Пока же авиадиспетчеры Москвы продолжат работать на системах, разработанных в начале 80-х гг. и дающих периодические сбои.

Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о переносе сроков ввода в эксплуатацию нового Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) на 2013 г. Функции по управлению воздушным движением передать центру он поручил лишь в 2014 г. Строительство центра началось в 2009 г., и изначально он должен был быть запущен в декабре 2011 г., однако затем этот срок был перенесен на декабрь 2012 г. Бюджет проекта составляет 2,3 млрд руб.

Новый центр должен заменить ныне действующий МЦ АУВД, который был открыт в начале 80-хх гг. Он является крупнейшим филиалом «Госкорпорации по организации воздушного движения» и контролирует более 56% всех полетов в воздушном пространстве России. Площадь территории, находящейся в зоне ответственности центра, составляет 720 тыс. кв. километров. Здесь же расположены диспетчерские центры, обслуживающие воздушное движение в пределах московской воздушной зоны.

Создание новых центров УВД запланировано и в ряде других городов России в рамках ФЦП модернизации единой системы организации воздушного движения. Первый такой центр в был введен в эксплуатацию в Хабаровске в 2011 г. Головным поставщиком систем для управления воздушным движением в рамках программы был назначен концерн ПВО «Алмаз-Антей».

Основная цель создания новых центров управления воздушным движением - увеличение пропускной способности воздушного пространства при сохранении необходимого уровня безопасности полетов. Ключевым их элементом является автоматизированная система управления воздушным движением. В настоящее время полностью завершены строительные работы и монтаж технического оборудования нового московского центра управления полетами, а в течение 2013-2014 гг. будут проводиться испытания и настройка оборудования.

Сейчас МЦ АУВД работает на базе шведской системы «Теркас», введенной в эксплуатацию в 1981 г. В диспетчерском центре МЦ АУВД рассказывают, что она периодически дает сбои. В подобных случаях центр переключается на резервную систему, запущенную в 2011 г., говорят сотрудники диспетчерского центра.

Новая система УВД должна позволить организовать воздушное пространство с бесконфликтными схемами прилета и вылета, раздельными потоками воздушных судов для одновременного использования нескольких взлетно-посадочных полос, отсутствием точек пересечения повышенной сложности.

Начальник управления производственно-технической политики в области продукции гражданского назначения «Алмаз-Антей» Владимир Иванов рассказал CNews, что в МЦ АУВД развернута система «Синтез-АР4», разработанная одним из предприятий, входящих в состав их концерна. Ее аналог развернут в Хабаровске, добавляет он. В качестве аппаратной платформы для нее используются серверы HP на базе ОС Linux.

По словам Владимира Иванова, приемо-сдаточные испытания этой системы в МЦ АУВД сейчас происходят по реальной обстановке с картографией московского центра и локационными источниками. Ее принципиальное отличие от «Теркаса» - автоматизация процессов управления, говорит он: «Если раньше диспетчеры должны были визуально определять с помощью простейших средств местоположение воздушных судов и их взаимное расположение, предугадывать конфликты, то теперь эти процессы автоматизируются».

Для того, чтобы на систему можно было полностью перевести работу МЦ АУВД, еще предстоит провести ряд доработок, которые в общей сложности могут занять полтора-два года, говорят представители разработчика. В частности, предстоит проделать большую работу по сопряжению «Синтез-АР4» с гражданскими и военными аэропортами, чтобы центр учитывал заявки и планы полетов всех пользователей воздушного пространства.

Глава МЦ АУВД Владимир Ужаков в разговоре с CNews высказывает сомнения, что новая система управления полетами будет полностью готова и в 2014 г.: «В России еще нет опыта создания собственных систем такого масштаба, отсюда и сомнения».