Термин «большие данные» не нравится компаниям из Fortune 1000

Интеграция Бизнес-приложения
мобильная версия
, Текст: Антон Труханов
Топ-менеджеры большинства компаний из Fortune 1000 позитивно относятся к перспективам внедрения у себя систем для обработки больших данных. При этом сам термин «большие данные» многие считают крайне неудачным.

Системы обработки больших данных становятся все более популярны среди компаний по всему миру. Об этом свидетельствуют результаты нового отчета, опубликованного NewVantage Partners. Отчет готовился по результатам опроса тысячи топ-менеджеров компаний, входящих в Fortune 1000.

67% опрошенных руководителей сообщили, что на сегодняшний день в их компаниях применяются технологии анализа больших данных. В прошлом году таких организаций было более чем в два раза меньше — 32%. Как отмечают эксперты, системы для обработки больших данных проникают в операционную деятельность компаний с огромной скоростью. Только два года назад 85% заявляли, что инициативы, связанные с анализом больших данных, «планируются или находятся в процессе запуска». В 2012 г. треть всех респондентов NewVantage Partners инвестировала в технологии больших данных $1 млн и более. В этот раз 45% сообщили, что их расходы на этот стек решений в 2013 г. превысили $10 млн.

Примечательно, что важность внедрения технологий обработки больших данных хорошо понимают именно руководители компаний. 37% опрошенных топ-менеджеров заявили, что инициатором запуска проектов, связанных с анализом больших данных, стали исполнительный директор компании, операционный директор или ее президент. Руководят же непосредственной реализацией таких проектов чаще всего директора по данным (Chief Data Оfficer – CDO). 43% опрошенных заявили, что роль главы по проектам, связанным с обработкой больших данных, в их компании закреплена за конкретным лицом с должностью CDO. В 2012 г. о наличии подобной позиции сообщали только 19% респондентов.

Основной бизнес-функцией для применения технологий больших данных участники опроса считают продажи и маркетинг. Многие респонденты также полагают, что эти решения могут помочь в управлении рисками, обеспечении безопасности, регулировании, исследованиях и разработках, создании новых продуктов, управлении финансами, поиске кадров и администрировании. Три четверти опрошенных считают, что инвестиции в системы больших данных помогут их компании улучшить понимание рынка, дадут возможность более эффективно выстраивать бизнес-процессы, а также позволят быстрее принимать стратегические решения.

В отчете отмечается, что градус скепсиса по отношению к технологиям больших данных существенно снизился за последние три года. Большая часть руководителей (74%) считают, что эти технологии заслуживают серьезного внимания и только 3% видят в них старые решения в новой обертке.

Несмотря на в целом благоприятную обстановку на рынке больших данных, многие негативно относятся к самому термину «большие данные». Значительное количество респондентов (83%) отметили, что недовольны данным термином, так как он плохо передает суть этого масштабного направления в сфере ИТ. «Пожалуй, никогда еще мы не видели такого большого энтузиазма по поводу какого-то направления в бизнесе при таком недовольстве самим названием этого направления», — заметил Том Дэйвенпорт (Tom Davenport), один из авторов отчета. 30-ти % респондентов термин не нравится, так как он не способствует серьезной дискуссии о возможностях больших данных, а 53% опрошенных находят, что он слишком громкий и привлекает чрезмерное внимание.

Как вы относитесь к термину «большие данные»?

Источник: NewVantage Partners, 2014

Эксперты свидетельствуют о распространении проектов по анализу больших данных также и среди крупных российских компаний. «Возможно, мы еще отстаем от США и Западной Европы, но очень многие крупные российские компании и организации либо уже используют в той или иной степени эти технологии, либо ведут активную исследовательскую работу в этом направлении. Примечательно, что еще полтора-два года назад лишь единицы что-то делали в области обработки больших данных», — комментирует Андрей Пивоваров, руководитель группы перспективных технологий предпроектного консалтинга, Oracle СНГ.

По мнению Пивоварова, сам по себе термин «большие данные» не описывает направление в ИТ-индустрии, и это тоже обуславливает трудности поиска точного определения. «Дело в том, что хотя термин говорит о данных, все интуитивно понимают, что он не только об объеме данных, но так же о их сущности, технологиях работы с ними и, конечно, ценности этих данных для бизнеса, — рассуждает эксперт. — Подобные проблемы периодически возникают в ИТ, особенно с появлением прорывных технологий. Например, в середине 90-х активно обсуждался термин «Интернет», и тоже было понятно, что это не просто сеть, объединяющая компьютеры, но новые возможности».

«Сейчас это уже трудно представить, но тогда велись активные дискуссии о том, есть ли смысл в интернете для бизнеса, — вспоминает Андрей Пивоваров. — Когда была выпущена СУБД Oracle 8i, где буква «i» означала «internet», у многих вообще возникали большие вопросы, для чего нужны базы данных в интернете». Андрей Пивоваров допускает, что со временем Big Data станут такими же привычными, как и интернет, что позволит сосредоточиться на конкретных задачах применения этих технологий.

Напомним, до середины декабря на CNews работает специальная интернет-площадка для открытого обсуждения термина Big Data. Ее цель – внести ясность в понятие «большие данные», определить, что на самом деле за ним стоит и как бизнес в России оценивает перспективы больших данных и их обработки. Самые значимые бизнес-определения и яркие мнения будут отмечены призами.

Принять участие в обсуждении уже сейчас!