Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Путина убедили профинансировать доработку несуществующего суперкомпьютера

Президент РАН Юрий Осипов заручился поддержкой Владимира Путина на получение 65 млн руб. от государства для развития суперкомпьютера «принципиально нового типа». Разработчики машины утверждают, что пока она не создана. Более того, не принято решение и об архитектуре системы.

На встрече с председателем правительства Владимиром Путиным президент Российской академии наук Юрий Осипов рассказал о принципиально новом типе компьютера производительностью 6 Тфлопс, который был создан Институтом прикладной математики им. Келдыша (ИПМ) и ФГУП НИИ «Квант». «Он уже работает, - заявил Осипов. - Там принципиально новая архитектура, то есть «железо» принципиально новое, организация вычислений новая. И, конечно, совершенно другая математика».

Президент РАН назвал разработку «абсолютным ноу-хау», пояснив премьер-министру, что ее цена и энергопотребление значительно ниже, чем у других суперкомпьютеров. Повторив, что машина с производительностью 6 Тфлопс уже создана, он заявил о возможности к концу года построить суперкомпьютер с производительностью 100 Тфлопс. «Нужна небольшая поддержка государства, - говорит Осипов. - Чтобы это сделать, нужно примерно 65 млн руб. Все уже налажено. И если бы все это было сделано к концу этого года, то мы могли бы поставить вопрос о создании компьютера производительностью 1 Пфлопс». Владимир Путин ответил коротко: «Давайте сделаем».

CNews попытался выяснить, что за «ноу-хау» предложил главе правительства президент РАН, но в пресс-службе Академии наук отказались говорить на эту тему. Тогда CNews обратился к руководителям ИПМ им. Келдыша и НИИ «Квант» с просьбой рассказать о суперкомпьютере подробнее. Но, как заявили представители этих учреждений, работающей машины на сегодняшний день не существует.


Юрий Осипов убедил Путина профинансировать доработку несуществующего суперкомпьютера

Директор «Квант» Георгий Елизаров сообщил CNews, что его институт выступает в данном проекте в роли сборщика оборудования, а конфигурацию суперкомпьютера должен определить ИПМ. «Сейчас мы ожидаем окончательного решения, какой вариант архитектуры из тех, которые нами обсуждались, будет выбран, – говорит он. – Мы проводили ряд разработок, но за подробностями о суперкомпьютере лучше обращаться в ИПМ». На вопрос о машине с производительностью 6 Тфлопс, о которой говорил Юрий Осипов, Елизаров ответил, что, возможно, речь идет о работающем в ИПМ макете.

В этом институте на вопросы CNews ответил заместитель директора Эфраим Аким. «Машины пока нет, она создается, - говорит он. – На встрече с председателем правительства как раз решался вопрос о необходимости ее разработки. Если суперкомпьютер появится, то он будет находиться в ИПМ».

Институт прикладной математики, по словам Акима, должен предложить архитектуру и разработать алгоритмы для программного обеспечения машины. «Стоит задача упростить аппаратное решение за счет хорошо продуманных алгоритмов, что и позволит существенно снизить энергопотребление», - заявил он CNews. Технические детали этого решения, как говорит Аким, слишком сложны, чтобы описать их по телефону.

На встрече с Владимиром Путиным Юрий Осипов описал круг задач, которые могла бы решать новая машина: «Наши математики сумели для такого вычислителя создать очень экономичные алгоритмы для решения конкретных оборонных задач. В частности, крупных задач в области аэродинамики, гидродинамики, разведки углеводородов, добычи углеводородов».

Примерно эти же сферы применения называет и Эфраим Аким: «Мы будем привлекать оборонные, в частности авиационные, космические предприятия, сотрудничать с организациями, отвечающими за реакторы. Если суперкомпьютер появится, думаю, среди использующих его фирм будут «Сухой» и ЦАГИ». По словам Акима, РАН поставила задачу до конца 2010 г. создать машину уже в железе.

«Насколько я знаю, эта машина основывается на графических ускорителях, - рассказал CNews генеральный директор компании «Т-Платформы» Всеволод Опанасенко. – Они действительно энергоэффективнее и дешевле, но подходят не для всех классов задач. Доля вычислений, которые можно проводить на таких машинах, значительна - она составляет десятки процентов из общего числа суперкомпьютерных задач. Сюда относятся как чисто математические, так и задачи из нефтяной области, например, моделирование резервуаров». «Т-Платформы», по его словам, также до конца 2010 г. планируют реализовать подобную архитектуру в железе.

Денис Легезо