Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Новый глава Минкомсвязи назвал приоритеты развития ИТ в госсекторе

Николай Никифоров, как и его предшественники, считает, что государственной информатизации не хватает централизации и контроля за расходами.

Заседание президиума российского правительства сегодня, 25 июня, было посвящено, в том числе, использованию ИКТ в работе госорганов. По этому вопросу выступил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. В публичной части заседания доклад Никифорова не прозвучал, но тезисы его доклада были опубликованы на сайте правительства. В них перечислены недостатки госинформатизации и названы приоритеты будущей работы.

«Анализ использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти за период 2008-2010 гг. выявил ряд системных проблем, которые не позволяют осуществлять их эффективное использование», - говорится в докладе.

Основных недостатков было выделено четыре. Это использование дорогостоящих (часто зарубежных) решений с отсутствием единой лицензионной политики, отсутствие единых архитектурных и организационно-технических решений, отсутствие системного подхода к управлению ходом реализации проектов и, наконец, отсутствие достоверной информации о суммарных вложениях в конкретные решения.

Новый министр предлагает «провести типизацию информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры для последующей централизации типовых решений, не связанных с отраслевой спецификой». По плану Никифорова пользоваться такими решениями федеральные госорганы будут с использованием единой ИКТ-инфраструктуры.

Этим предложения министра по централизации не ограничиваются, также он предлагает «обеспечить координацию планирования и реализации мероприятий по информатизации госорганов в том числе на основе сведений об информационных системах и компонентах ИКТ-инфраструктуры размещаемых в специализированной информационной системе Минкомсвязи».

Николай Никифоров рассказал о недостатках госинформатизации и планах развития

Наконец, отдельно Никифоров остановился на СМЭВ: «обеспечить дальнейшее создание и развитие комплексных вертикально-интегрированных информационных систем, систем межведомственного информационного взаимодействия и компонентов электронного правительства, направленных на формирование единой информационной среды государственного управления».

Отметим, что актуальные для Никифорова идеи централизации работ и импортозамещения совсем не новы. Еще в бытность министром связи Леонида Реймана в марте 2006 г. об устранении ведомственных разногласий и уменьшении числа госзаказчиков говорил директор департамента Мининформсвязи Максут Шадаев, сейчас работающий в администрации президента.

Вопросы учета затрат на госзакупки, с прицелом на импортозамещение, а также отказа от проприетарного ПО также находились в фокусе внимания при предыдущем министре связи Игоре Щеголеве. В начале 2010 г. про такой контроль в Минкомсвязи говорили российские разработчики. А в августе включить в госпрограмму «Информационное общество» предложения о развитии СПО поручил занимавший тогда пост президента Дмитрий Медведев.

У бывших чиновников, занимавшихся госинформатизацией задолго до прихода в правительство Никифорова, вопросов к его тезисам не возникает. «В целом все правильно, - говорит CNews Константин Носков, ранее руководивший ИТ-департаментом в правительстве. - В свое время для решения этих проблем и создавали механизм координации расходов. Надеюсь, Николай Анатольевич сумеет им воспользоваться».

«Я полностью согласен с опубликованными тезисами, они собственно вытекают из усилий министерства связи на протяжении двух последних лет и являются продолжением политики унификации, конечно за исключением специфики прикладных решений», - считает глава ИТ-департамента МИАЦ РАМН и бывший CIO Минздрава Олег Симаков. Напомним, что такие специфичные решения, важные для здравоохранения, министр в своих тезисах вывел за рамки унификации.

«Ссылки на отраслевую специфику не должны мешать движению в сторону унификации при условии использования в качестве ключевого индикатора (KPI) «снижения совокупной стоимости владения (TCO) за период не менее трех лет» при принятии решений о развитии как систем общего назначения, так и при разработке специфических прикладных систем», - считает Симаков.

Денис Легезо